Доклад ректора НТУУ "КПИ" академика НАН Украины М.З.Згуровского на сессии профессорско-преподавательского состава 28 августа 2008 года.
Уважаемые гости, преподаватели, ученые, студенты, представители дипломатического корпуса, дорогие коллеги!
Позвольте поздравить вас со стодесятилетием Киевского политехнического института и с семнадцатой годовщиной провозглашения независимости Украины.
Сто десять лет - это очень короткий в историческом измерении отрезок времени, но для КПИ это уже возраст становления и обретения собственной идентичности в мировом содружестве университетов. За свои 110 лет он прошел через три социально-политические устройства государства.
Первый этап, пришедшийся на конец XIX - начало XX века, - это этап рождения и формирования Киевского политехнического института имени Императора Александра II как одного из ведущих высших технических учебных заведений Российской империи.
Будучи созданным по необходимости быстрого развития металлургической, машиностроительной, сахароперерабатывающей промышленности, железнодорожного транспорта, химии и сельского хозяйства, КПИ сразу попал под опеку выдающихся ученых и государственных деятелей того времени. По поручению Императора Николая II, тремя созданными политехниками (Санкт-Петербургской, Варшавской и Киевской) занимался министр финансов России Сергей Юльевич Витте.
Персонально графом Витте была сформирована группа ученых-основателей КПИ в составе Дмитрия Ивановича Менделеева, Николая Егоровича Жуковского, Константина Аркадьевича Тимирязева, Виктора Львовича Кирпичева и других выдающихся ученых того времени. Закладывая фундамент КПИ, они удачно соединили лучшие достижения Санкт-Петербургской академии наук и известных европейских политехнических школ: Парижской «Эколь политехник», Ахенского, Венского, Магдебургского технических университетов.
Благодаря этому, основой высшего технического образования КПИ стало сочетание глубокой естественнонаучной, фундаментальной подготовки по физике, математике, химии с общеинженерными дисциплинами, которые преподавались исключительно с применением лабораторного, исследовательского оборудования и получением профессионально-практических навыков на производстве и в научных учреждениях.
Первую объективную оценку качества подготовки инженеров в КПИ дал Дмитрий Иванович Менделеев как председатель государственной экзаменационной комиссии 1903 года. Тогда он сказал: «Имея 35-летний опыт в деле дипломирования в высших учебных заведениях, я осмелюсьь утверждать, что такой общей совокупности специальных работ студентов, которую я видел у первого выпуска Киевского политехникума, нельзя встретить в известных мне университетах и технологических институтах ».
Позже эта система образования была воспроизведена лауреатом Нобелевской премии академиком Петром Леонидовичем Капицей при создании Московского физико-технического института. Такую модель обучения назвали физико-технической, ее и сегодня признают как элитное высшее инженерное образование.
Воплощали эту модель с момента основания КПИ выдающиеся ученые, профессора: Б.Я.Букреев, М.И.Коновалов, Л.В.Писаржевский, К.О.Зворыкин, О.П.Котельников, О.О.Радциг, С.П.Тимошенко, С.В.Серенсен, М.Б.Делонье, Е.О.Патон и другие. По личному приглашению ректора В.Л.Кирпичева обязательные занятия по рисованию проводил выдающийся художник, академик Российской академии художеств Николай Пимоненко. Техническую библиотеку КПИ формировал и возглавлял известный археолог и основатель музейного дела в Украине Николай Биляшивский. Эти выдающиеся личности создали фундаментальные научно-педагогические школы КПИ в машиностроении, химии, металлургии, авиации, сельском хозяйстве. Они сформировали особую атмосферу высокой культуры, интеллигентности и творчества.
Профессора КПИ М.Б.Делонье, В.Ф.Бобров, братья Иван и Андрей Касьяненко образовали в 1906 году воздухоплавательную секцию при механическом отделении КПИ. За несколько лет ее членами - студентами, преподавателями и сотрудниками КПИ - было сконструировано и построено более 40 различных типов аэропланов, включая первый в мире вертолет студента И.И.Сикорского в 1908 году. Фактически эта ячейка авиации выполнила роль первого на юге Российской империи исследовательско-учебного центра авиационного профиля. Недаром большинство авиационных конструкторов мирового уровня вышли именно из него.
Прославленными выпускниками авиационной и других инженерных школ стали: пионер воздухоплавания Игорь Сикорский, разработчик авиационных двигателей Александр Микулин, создатель гидросамолетов Дмитрий Григорьевич, выдающийся материаловед и металлург Иван Бардин, строитель первых гидроэлектростанций Александр Винтер и многие другие представители первой плеяды «золотых имен» Киевской политехники.
Виктор Львович Кирпичев в 1913 году сказал следующие слова: «Особым счастьем для института, особой удачей, которая определила его стремительное развитие, была возможность привлекать в его состав выдающихся ученых, профессоров разных специальностей, которые стали волной людей, отдавших заведению все свои силы и вложили в него зерно науки, которое дало буйные всходы и богатый урожай ».
Эти слова первого ректора стали пророческими для всей последующей судьбы КПИ. Во все времена талантливые и преданные люди своими достижениями прославляли альма-матер и свою страну.
Второй этап развития КПИ, другого социально-политического устройства государства, пришелся на советское время. С этим этапом связан беспрецедентный рост масштабов института, «выращивания» из его среды тринадцати других учебных заведений, девяти институтов Академии наук, двух заводов.
В течение этого этапа выпускники КПИ, его научные подразделения дали стране и миру целый ряд наиболее значимых научно-технических достижений прошлого столетия.
Уже в 1918 году по указу Гетьмана Скоропадского в Украине создается академия наук на основе ведущих научных школ Киевского университета святого Владимира и КПИ. Одним из организаторов академии был заведующий кафедры сопротивления материалов КПИ Степан Прокопович Тимошенко, который позже стал, пожалуй, самым авторитетным ученым-механиком прошлого века.
В 1928 году профессор КПИ Евгений Оскарович Патон впервые в мире применил технологию электросварки к строительству мостов, что впоследствии сделало ее одной из основных технологий XX века. Дело отца продолжил выпускник КПИ 1941 года, выдающийся организатор науки, Борис Евгеньевич Патон. На основе осуществленного им прорыва в материаловедении он разработал уникальные технологии электросварки в космосе, под водой, технологии сварки живых тканей человека. Вот уже 45 лет Борис Евгеньевич Патон возглавляет Национальную академию наук Украины. Символично, что 2008 год особенный не только для КПИ. Он стал 90-м юбилейным для Национальной академии наук Украины и 80-м для славной судьбы технологии электросварки.
Большая плеяда профессоров и выпускников КПИ стали известными членами академии. Среди них Михаил Филиппович Кравчук - всемирно известный математик, Владимир Александрович Плотников - выдающийся электрохимик, Георгий Степанович Писаренко - исследователь теории колебаний и прочности материалов, Николай Александрович Кильчевский - известный ученый в области теоретической механики, Иван Миронович Чиженко - лауреат Ленинской премии, исследователь в области теоретических основ электротехники, Виктор Иванович Трефилов - известный материаловед.
Выпускник КПИ 1925 года, выдающийся советский авиаконструктор Константин Калинин создал целое поколение самолетов довоенного периода, а его самолет К-7, выполненный по аэродинамической схеме «летающего крыла», в начале 30-х годов прошлого века был крупнейшим в мире и по своим инженерными решениями на несколько десятилетий опередил время. Позже Калининская схема «летающего крыла» легла в основу сверхзвуковой авиации.
Студенты КПИ середины двадцатых - начале тридцатых годов Сергей Павлович Королев и Владимир Николаевич Челомей стали авторами, пожалуй, наибольшего достижения прошлого века - они первыми в мире покорили космос Сергей Королев как генеральный конструктор космической программы СССР, Владимир как разработчик ракетных двигателей космических кораблей «Восход» и «Восток».
Выпускник КПИ 1928 Бенцион Моисеевич Вул возглавил программу Академии наук СССР по созданию твердотельной электроники и обеспечил решение этой проблемы, что кардинально изменило дальнейшее развитие техники и, в частности, стало фундаментом будущих ЭВМ.
Разработчиком первых в мире систем противоракетной обороны, прообраза нынешних систем ПРО, стал дважды Герой Социалистического Труда, выпускник КПИ 1928 Лев Вениаминович Люльев. Это именно возглавляемое академиком Люльевым КБ под Свердловском стало участником драматических событий 1961 года, которо было суждено прекратить полет американского самолета У-2 с летчиком Пауэрсом на борту.
Намного опередило время разработаное выпускником КПИ 1931 Архипом Люлькой новое поколение турбореактивных двигателей, которое и до сих пор является основой современной авиации.
Этот список славных имен Киевских политехников, которые в XX веке своими достижениями изменили мир, можно значительно продлить.
В годы Великой Отечественной войны КПИ положил на алтарь Победы свои лучшие научно-технические достижения, свой лучший кадровый потенциал, жизни многих своих студентов и преподавателей, память о которых хранит постамент вечной славы в парке университета.
Возрождение КПИ в послевоенные годы было связано с самоотверженным напряженным трудом всего коллектива института, в авангарде которого были фронтовики. Они после войны вернулись в разрушенную альма-матер. Это Алла Григорьевна Бондарь, Василий Николаевич Винославский, Василий Иванович Гнатовский, Антон Павлович Орнатский, Иван Миронович Чиженко и многие другие.
Быстрому восстановлению, возвращению в атмосферу высокой академической культуры и педагогического мастерства послевоенный КПИ обязан его ректору - Александру Сергеевичу Плыгунову, который долгое время возглавлял институт.
Бурным этапом комплексного развития КПИ были семидесятые и восьмидесятые годы, когда ректором института был Григорий Иванович Денисенко. За это время КПИ не только утроил свою материально-техническую базу, что сыграло решающую роль в его дальнейшем качественном развитии, но и внедрил новые методические и организационные формы в учебный процесс, соединил их с научной деятельностью, дал толчок развитию культуры, спорта, искусства как основы гармоничного воспитания будущих специалистов.
В те времена КПИ входил в группу авторитетных высших учебных заведений Советского Союза, которые осуществляли подготовку по собственным учебным планам с удлиненным на полгода сроком обучения. Выполнялись важные для страны научные разработки, которые в послевоенный период были отмечены двумя Ленинскими премиями, 19-ю Государственными премиями СССР и 67-ю Государственными премиями СССР.
Выпускники КПИ получали направление на работу во все уголки бывшей огромной страны - от Прибалтики до Дальнего Востока, от Севера до среднеазиатских республик. Ежегодно сотни иностранных граждан возвращались в свои страны с дипломами КПИ. Среди них два будущих министра Китая: министр гражданской авиации Лю Цзян Фэн и министр машиностроения Ху Гуангюань, Посол Венгрии в Украине Янош Кишфалви, основатель польской школы физической химии, министр образования Польши Войцех Свентославский, член Польской академии наук, проректор политехники с Зеленой Гуры Юзеф Корбич , основатель и генеральный директор знаменитого КамАЗа Николай Бех и много-много других известных выпускников института в разных уголках мира.
В те времена из рядов КПИ вышла блестящая плеяда выдающихся личностей - ученых, создателей новой техники, художников, спортсменов, государственных деятелей. Среди них композитор Николай Дремлюга, народный артист СССР и многолетний художественный руководитель Национальной оперы Анатолий Мокренко, олимпийские чемпионы Лариса Латынина и Юрий Титов, выдающийся футболист и тренер Валерий Лобановский, руководитель правительства Украины во времена СССР и в независимой Украине Виталий Мосол и много других одаренных людей.
Третий этап развития университета начался с заключительной фазе существования Советского Союза, известной как «перестройка», и продолжается до настоящего времени в течение 17 лет независимости Украины.
Переход от централизованной экономики к рыночной, существенное переформатирование ее структуры в новых политических границах, кардинальное изменение принципов взаимодействия с внешним миром требовали глубокого переосмысления фундаментальных основ и роли высшей школы.
Приняв этот вызов, КПИ наработал новую концепцию своего дальнейшего развития. Она заключалась в его трансформации от модели большого политехнического института, который был жестко встроенный в централизованную экономику бывшего СССР и осуществлял учебно-научную работу по узко-ориентированным специальностям, в модель технического университета с универсальной, широко-ориентированной подготовкой в соответствии с новыми потребностями общества и новых глобальных вызовов.
Демократизация институтской жизни, демократизация управления и внедрения самоуправления - главные принципы деятельности КПИ на этом этапе, заложенные первым демократически избранным ректором Петром Михайловичем ТАЛАНЧУК.
Универсализация обучения и научных исследований требовала сочетания и гармонизации фундаментально-естественной, инженерно-технической, экономической и гуманитарной составляющих подготовки специалистов нового поколения. В соответствии с этим было создано 10 новых факультетов, 9 учебно-научных и 13 научно-исследовательских институтов, открыто более 100 новых специальностей и специализаций.
За этот период контингент студентов в КПИ увеличился на 12000 и превысил 40-тысячный рубеж, а вместе с преподавателями, учеными, сотрудниками семья киевских политехников сейчас составляет пятидесятитысячный коллектив носителей передовых знаний общества.
На этом этапе для КПИ стало принципиально важным использовать энергию и инициативы каждого преподавателя, сотрудника, студента. С этой целью шаг за шагом совершенствовался механизм поднятия роли трудовых коллективов подразделений в выработке и принятии важнейших решений относительно текущей жизни и стратегии развития университета.
Особое значение для киевских политехников приобрели демократические принципы организации студенческой жизни. Нашему профсоюзу и студгородку уже более 100 лет. Они вместе с современными органами студенческого самоуправления зарекомендовали себя как школа приобретения управленческого опыта, школа самоутверждения будущих строителей нашей страны.
Одним из решающих факторов деятельности КПИ на всех этапах был и остается его кадровый потенциал. На основе консолидированных источников финансирования была выстроена устойчивая систему оплаты труда профессорско-преподавательского состава и сотрудников университета, система стимулирования их научной работы, профессионального совершенствования и социальной защиты.
Решая новые задачи, которые вставали перед обществом, КПИ создавал в своей структуре учреждения общегосударственного масштаба. Ими стали:
первый в Украине Государственный политехнический музей, у которого сейчас также скромная юбилейная дата. Ему 10 лет. Все это время он возрождает и сохраняет славные достижения отечественных научных и инженерных школ и ежегодно вдохновляет ими десятки тысяч школьников Украины, которые проходят через его экспозиции;
технологический и научный парк «Киевская политехника», который стал первым в стране университетским инновационным центром;
издательско-полиграфический комплекс «Политехника», который стал одним из самых авторитетных в стране центром по изданию учебно-научно-технической литературы;
украинский институт информационных технологий в образовании, ставший методологическим центром дистанционного обучения в стране и главным учебным подразделением для повышения квалификации преподавателей КПИ;
национальная образовательно-научная информационная сеть УРАН, которая интегрирована в европейскую сеть JEANТ 2 и своими информационными ресурсами обеспечивает ведущие университеты и научные центры страны;
ряд международных организаций, действующих в структуре университета, таких как Всемирный центр данных, Украинско-японский и украинско-польский центры, учебные центры компаний «Циско», «Интел» и многие другие, которые осуществляют практическую интеграцию КПИ в мировое и европейское научное и образовательное пространство;
разветвленная сеть ячеек культуры, искусства, спорта, социальных объектов, в которых получает гармоничное воспитание и развитие своих талантов студенческая молодежь.
Таким образом, сейчас КПИ - это большое высшее учебное заведение. Это большой учебно-научный, методологический центр государства, который берет на себя ответственность за решение новых нестандартных проблем развития общества, это мощный международный центр Украины, который через современную науку, образование, культуру укрепляет ее авторитет в мире, это самый молодежный центр по подготовке строителей новой страны, это целый город науки, образования, воспитания, в котором закладывается фундамент будущего.
Исходя из этой миссии и глядя в будущее сквозь призму объективных законов развития природы и общества, мы, киевские политехники, видим целый ряд новых глобальных вызовов, которые уже в ближайшие десятилетия приведут к изменению мирового порядка и непосредственно коснутся Украины.
Это глобальный энергетический кризис, связаный с уменьшением природных запасов органических видов топлива, что обязывает нас активно присоединиться к поиску новых источников энергии, включая развитие нетрадиционных. Это уменьшение доступа людей к чистой питьевой воде (Украина обеспечена ею на 55%), что заставляет нас активизировать разработки новых технологий ее очистки. Это возростание глобальных болезней: рака, сердечно-сосудистых заболеваний, СПИДа, туберкулеза, цереброваскулярной болезни и других. Современная медицинская инженерия должна активно подключиться к решению этих проблем. Это заметные климатические изменения, вызванные техногенным воздействием человека на природу, выбросами углекислого газа, обеднением озонового слоя Земли. Указанные проблемы должны объединить наших биологов, химиков, специалистов по охране окружающей среды, устойчивого развития. Это целый ряд глобальных вызовов социального характера: нарастающее неравенство между людьми, нарастающая коррупция, демографические изменения, терроризм, преступность и другие. Наши обществоведы совместно с естественниками должны сосредоточиться на решении этих проблем.
Все авторитетные международные организации, такие как ООН, Всемирная организация здравоохранения, Детский фонд ООН (ЮНИСЕФ) и другие выделяют до 10 глобальных угроз, которые стали реальными для человечества в первой половине XXI века. Эти угрозы предвидели еще в прошлом веке выдающиеся русские ученые Владимир Иванович Вернадский и Никита Николаевич Моисеев. Независимо друг от друга они высказали мнение, что если мировое сообщество не изменит парадигму своего потребительского существования и не объединится для решения указанных проблем, то уже в середине этого века его существование будет существенно затруднено.
Эти реалии заставляют нас, как учебно-научный центр страны, опережая время, нарабатывать новые подходы к подготовке людей с новым мышлением, которые будут способны эти вызовы преодолеть.
Такими новыми подходами должны стать:
1 Определение группы приоритетных направлений, по которым КПИ на комплексной, междисциплинарной основе должен организовать подготовку кадров, выполнение научных исследований и решение практических проблем общества. В рамках каждого из этих направлений должны быть сконцентрированы усилия всех действующих ныне научно-педагогических школ университета, усиленные связи между ними, организованна эффективная координация и взаимодействие с целью решения крупномасштабных проблем на долгосрочной основе.
2 После создания законом Украины научного парка «Киевская политехника», КПИ первым в государстве получил статус исследовательского университета. Этот статус предусматривает такую модель, когда передовое образование, конкурентоспособная наука и инновации становятся неотъемлемыми компонентами деятельности университета. Когда вокруг КПИ на базе научного парка должна сформироваться интеллектуально наполненная инновационная среда, в которой сотрудничали бы высокотехнологические компании, научные и учебные подразделения университета, инвестиционные и венчурные фонды, бизнес-структуры. Но мы понимаем, что статус исследовательского университета предоставлен нам пока де-юре. Чтобы стать им по лучшим мировым образцам, нам предстоит еще проделать большую и напряженную работу в соответствии с программой «КПИ на пути к исследовательскому университету».
3 Трансформируясь по этой модели деятельности, мы можем существенно усилить фундаментальность обучения, осуществляя неразрывную связь высшего образования с фундаментальной наукой. Именно эта фундаментальность образования в свое время обеспечила мировое лидерство разработок наших бывших студентов Игоря Сикорского, Константина Калинина, Архипа Люльки, Сергея Королева, Бенциона Вула, Льва Люльева и многих других. Именно с ней связаны многочисленные победы наших нынешних студентов на мировых олимпиадах по математике и программированию. Именно фундаментальность образования - причина того, что наши выпускники так высоко ценятся на мировом рынке труда, многие зарубежные компании буквально «охотятся за их головами». Ведь результаты фундаментальных исследований, после доведения их до практического применения, как правило, многократно превышают результаты прикладных работ как по итоговой экономической эффективности, так и по социальной значимости. По оценкам специалистов, например, открытие Фарадея и Максвелла окупили затраты всех стран на фундаментальную науку на несколько веков вперед. Не случайно, что именно отстранение науки и образования от решения ключевых проблем общества привело к существенному ослаблению экономики и обороноспособности независимой Украины.
4 Повышение качества подготовки специалистов и качества выполнения научных исследований становится критически важной задачей на современном этапе. Понятно, что сделать это становится возможным за счет одновременного улучшения качества контингента студентов, повышения профессиональных кондиций преподавателей, внедрения современных учебных планов и прогрессивных технологий обучения, развития учебно-лабораторной базы, глубокой интеграции учебного, научного и инновационного процессов. В комплексной программе развития нашего университета, в частности, предусмотрено стимулирование более высоких форм работы преподавателей и ученых, таких как приоритетная подготовка магистров, кандидатов и докторов наук, повышение квалификации и переподготовка кадров для народного хозяйства, достижения высокой результативности научных исследований и инноваций.
5 Выполнение приведенных выше задач становится возможным при одном условии: мы должны готовить людей с новым глобальным мышлением, с высокими человеческими ценностями, настоящих патриотов нашей страны.
Уважаемые друзья! КПИ прожил 110 лет, он современник трех веков - ХIХ, ХХ и XXI, и в каждом из них он был передовым высшим техническим учебным заведением. Сегодня на плечах киевских политехников лежит ответственность за высокий авторитет, приобретенный нашими предшественниками, и обязательство этот авторитет приумножить на новом этапе развития КПИ.
Нашему университету всегда была присуща роль лидера в разработке и реализации масштабных планов и задач. Залогом этого является наша славная история, традиции, вдохновенный труд преподавателей, ученых, талантливая, активная молодежь.
Пророческие слова первого ректора КПИ Виктора Львовича Кирпичева, высказанные им почти 110 лет назад, с пожеланием альма-матер «жить, расти, крепнуть, процветать сотни и тысячи лет ...» сбываются.
КПИ растет и процветает, мы уверены, что таким он будет и впредь.
Приветствую вас, уважаемые коллеги, с юбилеем нашего университета, с началом нового учебного года. Счастья вам, крепкого здоровья, вдохновения и успехов в работе. Пусть исполнятся все ваши замыслы и надежды.
Пусть и дальше расцветает КПИ!