Заседание круглого стола, посвященного вопросам развития отечественного электротранспорта, который был организован 25 мая в НТУУ «КПИ», началось под открытым небом. Его участникам был представлен электробус, изготовленный участниками консорциума «Электробус Украины», и работа над совершенствованием которого продолжается в настоящее время.
Как рассказал председатель правления консорциума Николай Голев, это уже второй образец электробуса, изготовленный на базе серийного микроавтобуса «Богдан». Первый прошел испытания в 2014 году. С учетом их результатов конструктивные элементы электромобиля для городских пассажирских перевозок были доработаны и в конце сентября в 2015 года было представлено его вторую версию. Стоит заметить, что его двигатель, системы управления и большинство других конструктивных узлов произведены в Украине. Таким образом их использование в серийном производстве могло бы значительно снизить стоимость отечественных электробусов по сравнению с зарубежными.
Пока единственный образец такого электробуса ездит на одном из регулярных маршрутов в Луцке. Более чем за полгода эксплуатации он не имел никаких серьезных неисправностей. Более того, в течении рабочего дня он экономит для транспортного предприятия от 800 до 1000 гривен (столько стоит дизтопливо, которое сжигает за смену обычный микроавтобус).
Поэтому широкое внедрение подобных транспортных средств в Украине позволит значительно сократить использование нефтепродуктов. Но кроме непосредственной экономии финансовых и материальных ресурсов, они обеспечат еще и значительный эффект улучшения состояния городской окружающей среды - электробусы и электромобили это по-настоящему экологичный вид транспорта. Кроме того, налаживание серийного выпуска подобной техники в Украине могло бы обеспечить создание более полумиллиона новых рабочих мест.
Впрочем, для внедрения этой идеи в жизнь необходимо решить ряд организационных и технических проблем. Их обсуждению и был посвящен круглый стол в КПИ.
Со стороны консорциума, кроме председателя его правления, участие в нем приняли руководители и главные специалисты предприятий, входящих в него, - НТЦ «Автополипром», ПТП «Санрайз» и автобусоремонтного завода «Санрайз», на котором и были произведены первые образцы отечественного электробуса . Со стороны НТУУ «КПИ» - руководители и преподаватели факультета электроэнерготехники и автоматики, факультета электроники, факультета авиационных и космических систем, сварочного факультета и механико-машиностроительного института - словом, всех тех учебно-научных подразделений, разработки которых могут пригодиться при работе над усовершенствованием конструкции электробуса и доведением ее до производства. Конечно, был представлен на заседании круглого стола и Научный парк «Киевская политехника».
Заседание началось с подробного рассказа представителей консорциума о его деятельности, опыте эксплуатации электробуса в реальных условиях и концепции создания автобусов 4-поколения, которая должна лечь в основу серийного выпуска. Не обошли докладчики и проблем, которые следует решить в ходе работы над усовершенствованием электробуса и внедрения его в производство, и которые, собственно, и стали поводом для организации встречи производственников и ученых.
О возможности решения этих проблем и, если шире, реализации такого масштабного проекта на базе созданной в прошлом году Инновационно-производственной платформы «Киевская политехника», говорил в начале заседания проректор по научной работе КПИ академик НАН Украины Михаил Ильченко. А представители КПИ рассказали о наработках факультетов и институтов в области разработки электрической части транспортных средств с электрической тягой, разработке энергоэффективных частотно-управляемых электродвигателей для автомобильного привода, внедрении современных технологий организации производства и др.
Подымались на заседании и чисто технические вопросы, которые, впрочем, его участники решили рассмотреть отдельно, во время работы рабочих групп по направлениям. Кстати, обязательно будет решен и вопрос привлечения к работе в проекте студентов и аспирантов, которые могут стать одной из главных движущих сил его реализации.
Наконец, участники круглого стола договорились о подготовке совместного обращения в Кабинет Министров Украины относительно поддержки проекта и предоставления ему политического содействия, а также о следующих встречах.