Как Киевская политехника готовит инженерные кадры разных направлений для восстановления страны
Полномасштабное вторжение России кардинально изменило украинский рынок труда. Сейчас Украине как никогда нужны качественные профессиональные инженерные кадры. Каховскую ГЭС планируют отстроить в течение следующих пяти лет. И сейчас, и после победы страна будет нуждаться в военных технологиях — от дронов и квадроциклов до артиллерийских установок. После блекаутов наша энергетическая система остро нуждается в инженерах-энергетиках высокой квалификации.
Государство способствует подготовке новых инженерных кадров: на соответствующие специальности в украинских вузах хватает бюджетных мест. Университеты сотрудничают с крупнейшими государственными предприятиями и готовят студентов прицельно под их нужды, применяя самые современные подходы. Мы поговорили с руководителями факультетов и институтов крупнейшего технического вуза страны - КПИ имени Игоря Сикорского - о том, как сегодня, в условиях войны, готовят инженеров-машиностроителей, энергетиков, химиков-инженеров, сварщиков.
«Энергоатом», ЗАЭС и ядерная безопасность
В настоящее время страна настоятельно нуждается в энергетиках. Кроме имеющихся станций есть большие планы строительства и достройки Хмельницкой атомной станции. У Украины есть соглашения с японско-американской компанией Westinghouse Electric, которая хочет построить у нас большое количество энергоблоков, в том числе первые два — на Хмельницкой станции. Несмотря на войну проект не заморозили. Компания уже обратилась в Киевскую политехнику, чтобы университет отправил студентов-старшекурсников на стажировку в Westinghouse. После стажировки молодых специалистов намерены приобщить к работе в инженерном центре компании, которого планируют создать в Киеве.
Эти кадры готовят у нас в КПИ. В наш институт входит учебно-научный центр ядерной защищенности, научно-исследовательский центр надежности и безопасности, научно-исследовательская экспериментальная лаборатория процессов энергетического оборудования и лаборатория учебного моделирования энергетических процессов, лаборатория кибер-энергетических систем. Также у нас есть методическое обеспечение ИТ-технологий, мы открыли новые программы», — рассказывает директор Института атомной и тепловой энергетики КПИ Евгений Письменный.
Институт получил от Министерства энергетики США мощное оборудование: многофункциональный тренажер тактических установок типа ВВЭР. На нем обучают студентов и аспирантов по специальностям атомная энергетика и энергетическое машиностроение. Благодаря этому оборудованию можно проводить научные исследования, моделировать различные типы реакторов и учиться ими управлять.
«А еще у нас есть магистерская программа „Физическая защита, учет и контроль ядерных материалов“. С помощью МАГАТЭ мы открыли новые лаборатории систем физической защиты. Нам поставили современное оборудование, необходимое для защиты объектов критической инфраструктуры, прежде всего тех, где используют ядерный материал. Хотя эти системы могут применяться и на других объектах, нуждающихся в такой защите. В оборудовании есть разные виды систем контроля доступа, датчики, системы видеокамер. Это то, что нужно нынешним студентам, которые учатся управлять такими системами. Среди задач такого обучения — создание и эксплуатация такого рода систем. Это позволяет нам развиваться», — объясняет Письменный.
Университет уже много лет сотрудничает с «Энергоатомом», который является работодателем КПИ. У сторон есть соглашения о подготовке кадров, научно-техническом сотрудничестве.
«Наши выпускники в основном проходят у них практику, а затем трудоустраиваются там. В последнее время нам удалось увеличить количество обучающих практик — мы вернули практику после третьего курса. У наших студентов есть уникальная возможность пройти практику на оборудовании ВВЭР-1000 в натуральную величину — там они видят все, что есть на станции, куда доступ студентам запрещен, и не получают излучения», — говорит руководитель института.
Он надеется: скоро студенты смогут работать на освобожденной ЗАЭС и устранять нанесенные россиянами повреждения.
Стекло и пластик для восстановления
Химическая промышленность страны на протяжении многих лет больше всего зависела от рынка и заказчиков кадров: от фермерских хозяйств и водоочистителей до строительной и косметической отраслей.
Сейчас химическое образование в Украине становится более универсальным, а специалисты получают более широкий профиль.
«Наш выпускник может работать во многих сферах: по специальности на предприятии, в бизнесе, продающем оборудование для этого предприятия, в отделе продаж этого предприятия, в лаборатории, которая проводит исследования, которые затем внедряются на предприятии, заниматься научной деятельностью в научных учреждениях, создавая технологии или разрабатывая материалы, работать в смежных областях. Химическое образование существенно развивает интеллектуальные способности, которые затем легко адаптировать под любую сферу. Это очень качественная фундаментальная подготовка не только в разрезе знаний, но и развитии практических навыков – человек тренирует мозг решать задачи. Потом эти способности можно применять в разных сферах, связанных, в частности, с инженерией, техникой, цифровыми технологиями и т.д.», – объясняет доцент кафедры технологии электронных производств химико-технологического факультета КПИ Григорий Васильев.
Обучение студентов-химиков в КПИ проходит так: на первом курсе учат дисциплины общего направления, а уже на втором выбирают одну из образовательных программ. Первая программа связана с электрохимическими производствами (то есть, все что касается использования электрической энергии для проведения химических реакций или использования химии для получения электрической энергии). Вторая – технология неорганических веществ водоочистки – связана с получением неорганических веществ и с очисткой воды. Третье направление – это органические вещества и их технологии, то есть органический синтез и органические производства. Еще одна образовательная программа – это технологии, связанные с пищевыми добавками и косметическими средствами. Есть направление керамики и стекла: изготовление стекла с разными свойствами, например оптическое стекло и стекло разного назначения, что особенно актуально во время восстановления страны. Еще одна отрасль – технологии композиционных и полимерных материалов. То есть производство изделий из полимеров и изготовление различных связующих веществ, например, строительных смесей.
ом«Конечно, невозможно изучить химию, сидя за учебнику или монитором, поскольку это такие навыки, которые нужно приобретать руками. Потому практически все курсы у нас сопровождаются лабораторным практикумом. Начиная от общей химии, где выполняются достаточно простые опыты в стеклянной посуде, и заканчивая более сложными технологическими курсами, где получают те или иные вещества или проводят анализы. Имеется комплекс лабораторных установок, имитирующих работу реальных реакторов или аппаратов для получения веществ. Также есть отдельные курсы, где мы учим работать на аналитическом оборудовании, отвечающем мировым современным лабораториям. Для получения этого лабораторного оборудования мы отправляемся на грантовые программы. Таким образом, мы стараемся соответствовать мировому уровню», — рассказывает Григорий Васильев.
Последние годы коллектив факультета омолаживается – многие ученые здесь в возрасте до 35 лет. После окончания учебы они получают третий образовательный уровень – степень доктора философии – и дальше работают в университете.
«И, конечно, поскольку обязательно должна выполняться научная работа, наши ученые стремятся эту работу выполнять с оплатой. Они принимают участие в различных конкурсах – от Министерства образования и науки, Национального фонда исследований. Подают проектные заявки на европейские конкурсы для получения финансирования. В этих проектах мы смогли существенно обновить материально-техническую базу, приобрели современные приборы для электрохимических анализов, спектральных анализов, для исследования структуры материалов. Все это оборудование установлено, запущено, и в рамках образовательного процесса студенты могут получить навыки работы на нем, а также использовать для выполнения научных работ», — объясняет ученый.
Специалисты-химики повышают квалификацию и на украинских, и мировых предприятиях.
«На моей кафедре несколько лет назад выполнялась научная работа по заказу австрийской фирмы, являющейся одним из европейских лидеров в области нанесения покрытий электрохимическим методом. Наши специалисты выполняли научную работу, улучшали качество одного из покрытий, а затем внедряли эти результаты на заводе в Австрии, в то же время повышая там свою квалификацию на современном электрохимическом производстве. Поскольку квалификация наших специалистов достаточно высока, у нас есть заказы на научные результаты за границей», — говорит Васильев.
Вертокрылы для страны
Директор механико-машиностроительного института Игорь Гришко уверен: за неимением инженерных кадров инженерам в Украине несложно трудоустроиться. Студенты начинают работать с третьего курса и получают на старте 15–20 тысяч гривен. Предприятия постоянно приходят в университет с запросами: просят дать им конструкторов, технологов.
В его институте такая же система, как у студентов-химиков: сначала общие дисциплины, тогда разделение на образовательные программы, дальше практика на предприятиях.
В механико-машиностроительном институте КПИ пять образовательных программ: автоматизированные роботизированные механические системы, технология производства летательных аппаратов, технология машиностроения, динамика крепких машин, конструирование и дизайн машин.
«В течение первого года обучения наши студенты учат общие дисциплины, а по окончании первого курса закрепляются за образовательными программами. Есть возможность учиться по дуальной форме образования – у нас есть договоры с компанией „Прогрестех Украина“, с заводом „Артем“. Также есть возможность заключать договоры с другими предприятиями.
Наши студенты проходят практику как на государственных, так и на частных предприятиях — коронавирус и война позволили нам отправлять их даже в регионы (по старому министерскому приказу мы имеем право отправлять только в 20-километровой зоне от университета). У нас есть аудитории, оснащенные современным оборудованием, таким как на крупных предприятиях, где они потом трудоустраиваются (не называем их по соображениям безопасности)», — рассказывает Игорь Гришко.
В Украинско-немецком центре машиностроения студенты могут во внеучебное время получать дополнительные образовательные услуги. На первом и втором курсе они учат вне пар немецкий язык, а затем едут в Магдебург на языковую практику. Летом после третьего курса — на производственную, а значит, имеют возможность получить двойной диплом.
«В настоящее время восстанавливаем двойной диплом с Варшавской политехникой. В этом году уже будем набирать магистров по этой системе. В общем, у нас много программ: КПИ сотрудничает с более чем 52 странами», — добавляет Гришко.
Во внеучебное время студенты прокачивают свои софт- и хард-скилы в кружках. Они разрабатывают роботов, исследуют протезы, устраивают соревнования Formula.
«Это уникальная вещь: они создали пять болидов и ездили с ними на соревнования за границу. Кружки – это еще одна возможность практически воплощать приобретенные на лекциях знания. Коммьюнити, в котором можно реализовывать себя, — огромное преимущество КПИ», — говорит директор института.
Украина, убежден он, должна превратиться из страны, торгующей сырьем, в страну, которая продает готовую продукцию. К примеру, страна имеет достаточно маленьких компаний, которые производят небольшие вертолеты и разнообразные летательные аппараты.
«Мы не готовим рабочего, который будет стоять за станком. Мы готовим управленца, который сможет полностью управлять процессами, понимать откуда взять сырье, как его переработать и как продать уже готовую продукцию», — утверждает Гришко.
Металл
В послевоенном восстановлении страна будет иметь спрос и на инженеров-металлургов. На этом специализируется, в частности, Учебно-научный институт материаловедения и сварки им. Е. О. Патона.
«Наш институт является ведущим в области материаловедения, металлургии, лазерных и сварочных технологий. Он занимает одно из ведущих мест по вопросам разработки критических технологий, обеспечения научно-технического прогресса в Украине и развитию государства в послевоенный период», — говорит руководитель института Анатолий Миницкий.
Его студенты изучают: прорывные передовые технологии создания, сварки, конструирования, производства (в частности, 3D-печать) и длительной эксплуатации деталей и соединение конструкций из уникальных композиционных материалов и покрытий, ориентированных на авиационную и оборонную промышленность; новейшие компьютерные технологии проектирования, производства и использования наноматериалов; методы прогнозирования долговечности материалов и конструкций в зависимости от природы, строения, технологии изготовления и условий эксплуатации. Особый спрос на образовательные программы по специальностям 132 Материаловедение, 136 Металлургия, 131 Прикладная механика.
Выпускники подготовлены к работе на предприятиях авиационной промышленности, ГП «Укроборонпром», в криминалистике, на предприятиях, производящих медицинские инструменты, импланты, медицинские препараты, наноэлектронику, приборы и средства телекоммуникации, в научно-исследовательских центрах и институтах НАНУ, заведениях по экспертизе материалов, экологической сохранности.
"Наши выпускники работают руководителями государственных структур, директорами предприятий, специалистами в различных отраслях промышленности: инженерами-исследователями, конструкторами, технологами в научно-исследовательских и проектных организациях, разрабатывающих и внедряющих инновационные процессы и оборудование", - говорит Анатолий Миницкий.
Пока наши военные защищают украинские границы от россиян, надежный тыл уже сегодня должен работать над созданием современной послевоенной страны — защищенной, сильной и инновационной. Россия не исчезнет с политической карты, а значит, должны быть готовы давать отпор — физически и интеллектуально.