В конце XIX в. экономическое развитие России набрало быстрых темпов. Интенсивно развивалась угольная, металлургическая, машиностроительная, легкая, пищевая отрасли промышленности, сельское хозяйство. Вместе с тем везде ощущалась острая нехватка инженеров, техников, агрономов. По официальным данным 1892 г. из 27132 управляющих фабриками и заводами России техническое образование имели всего 2076, то есть 7,5%, высшее специальное образование - менее 1% [1, с. 55].

Выступая на торгово-промышленном съезде 1896 г., проф. В.Л. Кирпичев, в то время директор Харьковского технологического института, сказал: «Все директора высших учебных заведений завалены просьбами прислать инженеров. Но мы не в состоянии удовлетворить эти просьбы »[2, с. 404]. Действительно, в одиннадцати технических вузах, действовавших тогда в России, обучалось только 5497 студентов [3, с. 94]. Ситуацией, умело пользовались иностранные фирмы: используя в российской промышленности своих специалистов, они пытались глубже проникнуть в экономику России, поставить ее в еще большую зависимость от иностранного капитала. Заметим, что в Германии, например, необходимость открытия некоторых новых технических учебных заведений мотивировалась сооружением Сибирской железной дороги. Не случайно иностранцы на предприятиях России составили около трети всех специалистов [2, с. 411].

На многих собраниях, в прессе все настойчивее высказывались соображения об увеличении численности студентов путем создания новых и расширения уже существующих высших специальных технических школ, улучшении методов преподавания. Особый интерес в этом проявляла промышленная и финансовая буржуазия, интересы которой, в частности, защищало Министерство финансов. Царская власть вынуждена была уступить и дать согласие на открытие новых технических учебных заведений.

Большую роль в развитии высшего технического образования и определении типов вузов сыграло Русское техническое общество, которое объединило значительную часть прогрессивно настроенных ученых и инженеров. 1897г. при обществе было создано «Комиссию по вопросам высших технических учебных заведений», в которую вошли 40 выдающихся ученых и специалистов, в том числе Д. И. Менделеев, М.П. Петров, Д.П. Коновалов, Д. С. Зернов, М. А. Бунге и др. [4, с. 68]. Исследовав вопрос о соотношении уровней высшего образования в России и за рубежом, комиссия пришла к выводу, что университетская система обучения не обеспечивает потребностей подготовки кадров и разработала четкие рекомендации по расширению и улучшению качества высшего технического образования в России. Комиссия, в частности, подчеркнула, что наиболее подходящим типом высшего технического заведения может быть политехнический институт и признала целесообразным сохранить существующие втузы без внесения изменений в организации учебного процесса. Вскоре начали открываться новые политехнические учебные заведения. Уже 1898 г. открыли двери Варшавский и Киевский политехнические институты, Екатеринославское высшее горное училище, 1900 г.- Томский технологический институт, 1902 г. - Петербургский политехнический институт, 1907 г.- Донской политехнический институт в Новочеркасске. Эти учебные заведения вместе с уже существующими стали центрами подготовки кадров, развития передовой научной и технической мысли.

25 ноября 1896 г. в Киеве состоялось совещание, в котором приняли участие профессора Киевского университета, представители городских властей, администрации Южной железной дороги, инженеры, промышленники [1, с. 58]. Было решено основать в Киеве высшее техническое учебное заведение - политехнический институт - с механическим, инженерным, химическим и агрономическим отделениями.

Для размещения политехнического института Киев выбрано не случайно - это был университетский город, культурный, административный и торговый центр, важный узел шоссейных, водных и железнодорожных путей, город с развитой пищевой и легкой промышленностью.

Для решения организационных вопросов распоряжением директора департамента мануфактур и торговли Министерства финансов был создан специальный комитет, который взял на себя всю организационную работу. На заседании комитет принял решение о выборе места для строительства института и разработал условия конкурса на лучший проект его построения. Обучение в институте должно было начаться осенью 1898 г. во временно арендуемом помещении. Для решения практических задач комитет создал несколько комиссий, в том числе строительную, которая взялась за поиски необходимых средств для строительства института, поскольку государство денег для этого не дало.

Необходимую сумму (около трех миллионов рублей) было собрано в основном за счет частных пожертвований: Киевский биржевой комитет внес 72 тыс. руб., М.А. Терещенко-150, наследники Ф.А. Терещенка - 15. Л.И. Бродский - 100, К.Я. Сулятицкий - 5, И.М. Зайцев - 10, М.Б. Гальперин - 10, Я.Б. Эпштейн - 24, Киевский промбанк- 15, К.В. Фишман - 10, М.С. Щенкивський и наследники И.Ф. Ярошинского - 10, Ф.Л. Сабанский - 15, Киевская городская дума - 300 тыс. руб. [5, с. 6; 1, с. 61]. Кроме этого, некоторые предприниматели отчислили соответствующий процент прибыли от продажи сахара.

Для разработки устава и штатного расписания института, учебных планов и программ была создана так называемая редакционная комиссия под председательством проф. С.М. Сольского. В ее состав вошли профессора С.М. Богданов, М.А. Бунге, Г.Г. ДеМетц и др. [2, с. 422]. А все функции по организации и строительству института взяла на себя строительная комиссия, возглавляемая проф. М.В. Самофаловым. В ее работе активное участие приняли профессора института К.А. Зворыкин, М.И. Коновалов, Ю.Н. Вагнер, Е.П. Вотчал, Г.Г. Где-Метц, С.М. Реформатский, П.Р. Слезкин, М.П. Чирвинский [12, с. 483].

Для строительства института городская власть предложила несколько участков в разных районах города. После тщательного ознакомления комиссия выбрала участок площадью 38 десятин, раскинувшейся вдоль Брест-Литовского шоссе. Это была запущенная территория саперного поля с двумя песчаными холмами посередине, с многочисленными рвами и ямами, без единого деревца или кустика. И все же место для института было выбрано удачно: оно имело хорошее сообщение с городом.

По условиям конкурса планировалось сооружение трехэтажного здания главного корпуса и двухэтажного химического павильона как основных помещений для обучения 1200 студентов. Проект должен был предусмотреть размещение аудиторий, лабораторных комнат, залов для черчения, освещения, оборудования, а также строительство вспомогательных помещений.

Из восьми проектов, поданных на конкурс, комиссия отобрала проект, разработанный академиком архитектуры С. Китнером, который был утвержден после незначительной доработки. В мае 1898 г. начались земельные работы [3, с. 97]. Поскольку С. Китнер жил в Петербурге и не мог непосредственно руководить строительством, то с середины 1890 г. строительные работы возглавил архитектор А.В. Кобелев, один из участников конкурса проектов зданий института. Отделочными работами руководили архитекторы А.М. Вербицкий, В.А. Осьмак и др.

[Начало занятий в институте: материальная база и организационная структура]

[Первый педагогический коллектив КПИ]

[Организация обучения в КПИ: 1898-1917]

В подготовке высококвалифицированных инженеров значительную роль играли также научно-технические кружки, в которых студенты углубляли полученные на лекциях знания, знакомились с современным уровнем промышленности. Здесь формировалось техническое мышление, прививался интерес к науке. Инициаторами создания таких кружков были студенты старших курсов, которые считали, что программный курс не дает им достаточных знаний из самых дисциплин и информации о научно-технических достижениях. На механическом отделении, например, в учебные планы не включались курсы по изучению двигателей внутреннего сгорания, паровых турбин, воздухоплавания и др. Поэтому студенческие кружки возникали на всех отделениях.

Первым в институте образовался инженерный кружок (январь 1902), в работе которого приняли участие профессора Г.Д. Дубелир, Е.А. Патон и другие ученые. Тогда же под руководством проф. А.А. Радцига начал работать механический кружок [12, с. 65]. На химическом отделении по инициативе проф. М.И. Коновалова проводились так называемые химические чтения, на которых с научными сообщениями выступали студенты; 1909 г. возник химический кружок, которым руководил проф. Л.В. Писаржевский. Кружку было присвоено имя М.И. Коновалова. Активно работал кружок воздухоплавания, созданный в ноябре 1908 г. проф. М.Б. Делоне. Уже через год он объединил около 200 студентов и преподавателей [12, с. 191]. После Петербургского аэроклуба это была вторая в стране авиалаборатория. Члены кружка своими силами создали авиамастерские, где изготавливали планеры, а с 1910 г.- и самолеты. Первым на самолете собственной конструкции в воздух поднялся проф. А.С. Кудашев. Студент Ф.Ф. Андрес сначала изготовил модель дирижабля, а впоследствии, 1912 г., первый в стране дирижабль «Киев», на котором сам летал. Для испытания конструкций самолетов по проекту проф. М.Б. Делоне было построено аэродинамическую трубу. Члены авиакружка стали ядром «Киевского общества воздухоплавания», созданного в 1909 г. профессорами М.А. Артемьевым и М.Б. Делоне. Работа кружка становилась все более плодотворной. За 1909 - 1913 гг. в институте было сконструировано около 40 летательных аппаратов. Кружок продолжал функционировать вплоть до начала войны. 1915 г. в правом крыле главного корпуса устроили авиамастерские, в которых ремонтировали немецкие самолеты и строили новые, конструировали и производили авиапропелеры. Позже авиакружок стал основой для создания в институте кафедры с авиаспециальностей, а вскоре - отдельного института инженеров гражданской авиации.

Работа кружков была многогранной. Здесь заслушивались и обсуждались доклады о достижениях науки и техники, с которыми, кроме профессоров, часто выступали и студенты, организовывались экскурсии на лучшие предприятия, создавались музеи, библиотеки специальной литературы, издавалась учебная литература для студентов, проводилась научно-исследовательская и конструкторская работа., В научных кружках студенты расширяли свой кругозор, получали научный опыт. С кружковцев вышла плеяда известных инженеров и ученых, среди них металлург академик АН СССР И.П. Бардин, один из основателей науки о коллоидной химии акад. АН УССР А.В. Думанский, проф. В.Ф. Бобров, выдающийся конструктор авиадвигателей А.А. Микулин, авиаконструктор В.П. Григорьев. Сконструированный В.П. Григорьевым самолет был взят на вооружение российской армии и успешно использовался в боях на фронтах первой мировой войны. После октябрьской революции талантливый конструктор много сделал для развития отечественного авиастроения. Авиакружок стал школой для таких авиаконструкторов, как Д.П. Григорович, братья Александр, Иван и Евгений Касьяненки, всемирно известный авиаконструктор И.И. Сикорский (в 1912-1914 г. создал самолеты «Гранд», «Русский витязь», «Илья Муромец» и начал создавать многомоторную авиацию). 1919 г. И.И. Сикорский эмигрировал в США и в 1939 г. создал около 15 типов самолетов. 1939 г. он начал конструировать одновинтовые вертолеты, которые позже получили широкое применение. И.И. Сикорский первым начал строить турбинные вертолеты, вертолеты-амфибии, «летающие краны» [27, с. 358]. Американцы по праву называют И.И. Сикорского отцом американского вертолетостроения.

Администрация института всегда заботилась о публикации научных и научно-популярных работ. С 1900 г. в вузе выдавались «Известия Киевского Политехнического института» в виде книг объемом около 400 с. Эти книги состояли из нескольких разделов: официального, физико-математического и химического, естественно-исторического и агрономического, инженерно-механического, где помещались официальные материалы и научные труды ученых института, ежегодный отчет о работе института, печатались списки студентов, учебная литература и другие материалы.

[Студенчество КПИ в дореволюционные времена]

[Шулявская республика и студенческие движения начала 20 века]

Киевский Политехнический институт Очерк истории.- Киев: "Наукова думка", 1995.- 320 с.