28 августа, накануне начала нового учебного года в НТУУ «КПИ» состоялось открытие Аллеи звезд университета и памятника выдающемуся отечественному авиаконструктору Константину Калинину.
Торжества начались с открытия Аллеи звезд КПИ на центральной аллее перед историческим корпусом №1 Национального технического университета Украины «Киевский политехнический институт».
Двенадцать ее звезд увековечивают память выдающихся выпускников Киевской политехники первых лет ее существования – авиаконструкторов Дмитрия Григорьевича, Владимира Григорьева, Федора Терещенко, братьев Андрея, Ивана и Евгения Касьяненко, летчика-испытателя Алексея Грацианского, ученого-металлурга Ивана Бардина, ученого-физика Бенциона Вула, ученого-механика Сергея Серенсена, ученых-энергетиков Александра Винтера и Ивана Швеца. Это лишь первые звезды Аллеи: со временем перед главным корпусом университета будут открываться все новые и новые, ведь среди выпускников НТУУ «КПИ» много известных в мире личностей и специалистов в различных областях человеческой деятельности.
После открытия Аллеи звезд участники торжеств открыли на Аллее выдающихся ученых и конструкторов НТУУ «КПИ» памятник выпускнику КПИ выдающемуся отечественному авиаконструктору Константину Калинину.
В церемонии открытия памятника приняли участие ректор НТУУ «КПИ» академик НАН Украины Михаил Згуровский, директор киевского представительства Харьковского государственного авиационного производственного предприятия Валерий Губа, заместитель директора Серийного завода «Антонов» (Киевский авиационный завод «Авиант») Владимир Асташкин, главный технолог Серийного завода «Антонов» Геннадий Романович, руководители компаний-спонсоров, которые помогли университету поставить этот памятник, – управляющий партнер компании «Айленд менеджмент» Богдан Андрейцев и глава «Калинин инвеншн фонд» Владимир Гнат, авторы монумента – молодые скульпторы – братья Никита и Егор Зигуры, преподаватели и сотрудники НТУУ «КПИ» и другие.
Имя Константина Алексеевича Калинина (1887 – 1938 гг.) было хорошо известно его современникам, но сейчас его помнят по большей части лишь специалисты-авиастроители и историки техники. Константин Калинин закончил КПИ в 1925 году. Его дипломный проект был посвящен разработке пассажирского самолета. Он был построен на Киевском авиационном заводе (ныне ГП «Антонов»), получил название «К-1» и стал первой отечественной пассажирской машиной, рекомендованной для серийного производства. Поэтому вскоре молодой инженер был назначен главным конструктором и директором вновь Харьковского авиационного завода. Создал целый ряд выдающихся для своего времени авиалайнеров, в том числе первые в мире санитарные самолеты «К-3» и «К-4»; самый массовый в СССР до 1941 года пассажирский самолет «К-5», который вытеснил с авиалиний страны немецкие «Юнкерсы» и «Дорнье»; самый мощный в 30-е годы ХХ века в мире самолет-гигант «К-7»; первый в мире бомбардировщик безхвостовой схемы «К-12» («Жар-птица»), где были реализованы технические решения, которые широко используются в современной авиации; а также проект истребителя с ракетным двигателем и треугольным крылом большой стреловидности «К-15», ставший реальным прототипом современных сверхзвуковых машин и т.д. Однако его деятельность и жизнь были прерваны на вершине успеха: в 1938 году по клеветническому обвинению он был арестован и расстрелян. Следует добавить, что Константин Калинин стал единственным расстрелянным из всех незаконно репрессированных главных конструкторов авиационной техники в СССР.
Через несколько десятилетий после этой трагедии выдающийся отечественный ученый в области механики академик Иван Артоболевский заметил: «Было два великих авиаконструктора – Игорь Сикорский и Константин Калинин. Первого Америка похоронила как национального героя, а второго у нас никто не знает ... ». Сейчас, увековечив Калинина в бронзе, сотрудники и студенты КПИ исправляют эту историческую ошибку. И даже памятник ему установлен почти напротив памятника Игорю Сикорскому.