В Художественной горнице на ФСП открылась большая выставка "Украинская народная одежда и вышивка". Собрание базируется на экспонатах из коллекций Г.Ю.Марченка, М.И.Танского, Л.М.Юкало, В.Ф.Буяновского и О.П.Онуфриенко. Ее инициаторы - декан ФСП проф. Б.В.Новиков, доц. В.Г.Семенов и ст. преп. Н.К.Гусак, научные интересы которых касаются творчества, в том числе и в искусстве. Следует сказать, что весь коллектив факультета заинтересовался выставкой и активно пополняет ее раритетными изделиями народных умельцев. Научно-методические консультации оказывала известный этнограф Елена Громова. На выставке экспонируются графические этнографические произведения Г.Ю.Марченка.

Среди экспонатов - древние и современные вышитые и тканые полотенца, ковры, скатерти, а также рубашки, верхняя одежда - безрукавки, сардаки и другие предметы украинского народного костюма. Бытовые вещи, украшенные вышитыми символическими узорами. Выставка - следствие многолетних этнографических экспедиций ее организаторов в Карпаты, по Киевской, Полтавской и Черкасской областях.

Цель выставки - демонстрация эстетики украинского народного традиционного наряда и ознакомление с содержанием узоров - древних информационных знаковых систем. Традиционные народные узоры (вышитые, резные, нарисованные) - это своеобразные пиктограммы, в которых закодированы мировоззренческие представления, родственно-семейные события и глубокие чувства. Эти знаковые системы имеют вид как геометрических символов, так и образов-аллегорий украинской флоры и фауны. Мощную эмоциональную информацию несет цвет. Преимущественно черный и красный на востоке Украины и оранжевый и зеленый в Прикарпатье.

Древнейшая знаковая композиция - "дерево жизни" или "дерево рода". Полотенца с такими символами представлены на выставке, их изготовили в 19 веке. Значения других символов: восьмиугольники - солярные знаки; лошадь, петух, гвоздика - символы мужской и юношеской силы; розы - женский символ; пава - молодая невеста; пара голубей - любовь, брак; два голубя, которые смотрят в разные стороны - разлука; виноград - желание увеличения рода; калина - девичья добродетель. Определенный узор был эмблемой рода. В Карпатах до сих пор можно узнать, из какого села человек за узором и его цветом на одежде.

Особое значение в украинской традиционной семье имело полотенце - своеобразный многозначный флаг-оберег. Его содержание выражалось определенным общепонятным набором символов. Полотенцем без черного цвета накрывали при крещении младенца. На полотенце становились молодые при бракосочетании. Полотенцами вязали сватов и новобранцев. Наконец гроб с покойником опускали в могилу также на полотенцах. Он был семейной реликвией, которая передавалась из поколения в поколение, подарком любимому, памятью о свадьбе и молодости. На одном из полотенец, представленных в экспозиции, где у колодца изображены казак и девушка, вышито надпись:

“Оце ж тая криниченька, що голуб купався.
Оце ж тая дівчинонька, що з нею кохався”.

Полотенце - украшение, оберег святых образов в домах и церквях, а также украшение портретов предков. Духовная художественная работа при вышивании и ткачестве была альтернативой тяжелому рутинному крестьянскому труду. А еще полотенце - послание обездоленной души его создателя к высшим силам добра. На одном из представляемых полотенец читаем текст:

“Я нічку не спала – рушник вишивала
І Бога просила, щоб моя доля була щаслива”.

костюм

Итак, украинский народный вышитый рушник - давний оберег как рода, так и личности, наша национальная "летопись" сакрально-религиозных обрядов, эмоциональных чувств и вкусов.

Ще одна цель выставки - привлечь внимание молодежи к красивой и веками функционально отшлифованной народной одежде, поощрять ее использование в праздники и на свадьбах. Красавицы-студентки, попробуйте одеть вышиванку, бусы и веночек с лентами - Вы себя не узнаете. Вы станете таинственными и волшебными. Сделайте фото на память и подарите парню, который вам нравится. Положительный результат будет обязательно! Ребятам советуем гуцульские или казацкие костюмы. Такая метаморфоза типичного подростка в джинсах и кроссовках, как показывает практика, приятно поражает девушек. В красивой народной одежде человек начинает чувствовать себя в другом историко-культурном контексте.

К сожалению, при общей деградации украинской народной культуры, кстати, как и всех славянских культур, и при материальном обнищании, семейные раритеты - полотенца и вышитая одежда, при потере понимание культурной ценности, массово продаются за бесценок и попадают за границу .

Как память о предках и с целью сохранения народного искусства каждая семья должна сохранять полотенца и вышивки, которые достались нам от бабушек и прабабушек. Когда они вышивали, то надеялись на нашу благодарность.

В отношении отзывов посетителей выставки, то их анализ требует отдельной статьи. Экспонаты рассматриваются как яркие страницы истории украинского народа. "Интересно видеть воочию историю своего народа" (Герман - студент). "Выставка иллюстрирует историю Украины и нашего народа. Это очень полезно для молодежи и ощущения ее истории "(Л.В.Сторижко - преподаватель). "Даже не представляла, что украинская народная одежда настолько разнообразна и красива! На минутку почувствовала себя девушкой тех времен и погрузилась в историю нашего славного народа "(Дарья Гончар - студентка). "Спасибо за предоставленную возможность еще раз убедиться, что украинский народ - великий народ" (Лида Тимофеева и Надежда Полякова). "Историческая память народа хранится через его художественные изделия" (В.Л.Якубина - преподаватель). "На вышиванках изображено всю жизнь" (студенты гр.АМ-94). Олеся Музычук утверждает, что "получила ощущение переноса в давние традиции украинского народа разных регионов". Историк И.Голобуцкий уверен, что "выставка помогает студентам узнать о своих украинских корнях". Благодаря впечатлением от выставки Н.Швидка имеет "желание вернуться снова и снова к родным традициям". Ирина Жеребко мыслит практично: "Очень красивые орнаменты для рубашек, есть возможность взять себе несколько на заметку для своей будущей рубашки. Спасибо за вдохновение ". Арина "благодаря выставке вспомнила бабушку, которая прекрасно вышивает". Виктория Данилюк очень тонко заметила, что "одежда отражает нашу индивидуальность и особенность". Выставка обогатила знания И.Ниневской: "Благодаря этой выставке можно представить, как жили разные этнографические группы, наш народ".

Равнодушных не было. Открытие выставки и ее обсуждение традиционно сопровождались игрой кобзаря Василия Буяновского на бандуре, свирели и скрипке.

Г.Ю.Марченко, зав. лаборатории эстетики ФСП, член Национального союза художников Украины

Дата події