С наступлением эры космических полетов инженеры-конструкторы увлеклись идеей создания орбитальных космических комплексов и даже целых поселений людей на околоземной орбите и на Луне. Первоначально их планировалось формировать путем стыковки кораблей между собой. Однако для построения комплексов из больших конструкций этого было недостаточно. Итак, единственным возможным средством для их создания в условиях космоса было признано использование сварки металлов. В 1964 году был создан "План совместных работ по сварке в космических условиях" между главным конструктором ОКБ-1 С.П. Королевым и директором Института электросварки им. Е.О. Патона (ИЭС) Б.Е. Патоном и начались поисковые и научно-исследовательские работы.

Основным средством среди других была выбрана электронно-лучевая сварка. Вскоре была создана опытная установка (стенд А-1084) по теме "Звезда". В 1965 году начались ее испытания в условиях кратковременной невесомости на самолете-лаборатории Ту-104 АК в Летно-исследовательском институте (г. Жуковский, Московская обл.). Их уникальные результаты рассматривались на специальном совещании в ОКБ-1 с участием С.П. Королева и Б.Е. Патона в сентябре 1965 г.

Настал черед создания сварочной аппаратуры, которая была бы способна работать в условиях космического полета. Такая установка была создана в 1967 году, получила название "Вулкан", была достаточно компактной и весила всего 50 кг. Ее наземные испытания прошли в НВО "Звезда" им. Г.И. Северина (с. Томилино, Московская обл.) в специальной барокамере для испытания космических скафандров. В барокамере был создан вакуум, соответствующий "высоте" 100 км и проведены сварочные эксперименты оператором в скафандре.

Вулкан

В этом же году среди специалистов ИЭС начался отбор для подготовки космонавта-исследователя и проведения экспериментов на орбите Земли. В результате строгого отбора по медицинским и профессиональным признакам им стал старший научный сотрудник ИЭС Владимир Григорьевич Фартушный.

В.Г. Фартушный родился 3 февраля 1938 года в Симферополе. В 1955 году окончил среднюю школу и поступил на первый курс механического факультета КПИ по специальности "Технология машиностроения". В 1960 году окончил институт по специальности "Оборудование и технология сварочного производства" и получил квалификацию инженера-механика. В том же году был принят на работу в Институт электросварки им. Е.О. Патона.

В 1963 году он назначен старшим инженером – руководителем группы Института электросварки, а с 1965 года – ведущим инженером. В этих должностях он развивает научные основы сварки высоколегированных коррозионностойких сталей, разрабатывает новые технологии и сварочные материалы. С 1964 года учится в заочной аспирантуре при ИЭС и после ее окончания в 1966 году назначается на должность младшего научного сотрудника ИЭС. Активно участвует в создании и испытаниях космической сварочной установки "Вулкан".

В 1967 году Владимир Фартушный стал старшим научным сотрудником института, а в мае 1968 года был откомандирован в ЦКБ экспериментального машиностроения (г. Калининград, ныне – г. Королев, Московская обл.), где создавалась первая группа гражданских космонавтов-испытателей . В нее вошли 10 сотрудников ОКБ-1. Единственным представителем Института электросварки стал В.Г. Фартушный. С тех пор его должность в институте – космонавт-исследователь.

В апреле 1969 года была утверждена программа рекордного полета сразу трех космических кораблей: "Союз-6, -7, -8". Для проведения уникальных экспериментов на орбите была выбрана сварка металлов. Однако первым космическим сварщиком планеты стал не Фартушный, а космонавт-испытатель ЦКБЭМ Валерий Николаевич Кубасов, прошедший стажировку в Институте электросварки.

Старт космического корабля "Союз-6" состоялся 11 октября 1969 года. Экипаж состоял из двух человек – командира Георгия Шонина и бортинженера Валерия Кубасова. В бытовом отсеке корабля было установлено сварочное устройство "Вулкан", которое в соответствии с заложенной программой должно было работать в автоматическом режиме. Поочередно должны были выполняться несколько видов электросварки на разных образцах металлов. Перед началом эксперимента космонавты перешли в спускной аппарат, закрыли люк и разгерметизировали бытовой отсек. Эксперимент оказался опасным, поскольку произошел сбой работы и устройство едва не прожгло внешнюю оболочку корабля, что могло привести к взрывной разгерметизации. А космонавты были без скафандров… За экспериментом с волнением наблюдал директор Института электросварки Б.Е. Патон, находившийся в Центре управления полетом. Рядом с ним был Владимир Фартушный, предоставлявший необходимые консультации. Хотя ему не пришлось побывать в космосе, но он продолжил космическую подготовку.

С мая 1969 г. в Центре подготовки космонавтов В. Фартушный, В. Пацаев и В. Язовский начинают подготовку по программе "Контакт" как бортинженеры. Планировалось провести на орбите испытания радиотехнической системы сближения и стыковки лунных кораблей по программе "Н1-Л3". В ноябре был сформирован экипаж в составе командира КК – Алексея Губарева и бортинженера Владимира Фартушного. Началась подготовка к полету на тренажере КК "Союз". Но вдруг произошла трагедия: Владимир Фартушный попал в автокатастрофу и получил серьезную травму ног. В июне 1971 года решением медицинской комиссии он был отстранен от дальнейшей космической подготовки. А в июле того же года отменили полеты по программе "Контакт", поскольку советская программа полетов человека на Луну была остановлена.

После выздоровления Владимир Фартушный продолжил работу в Институте электросварки в должности старшего научного сотрудника – заведующего лабораторией. Работал над усовершенствованием методов и устройств сварки металлов, получил несколько десятков авторских свидетельств на изобретения, давшие огромную экономию народному хозяйству.

С 1980 года по инициативе Б.Е. Патона Владимир Григорьевич Фартушный был назначен директором Всесоюзного проектно-конструкторского института сварочного производства (с 1992 г. – Украинский институт сварочного производства), который возглавлял до 2004 года. В 1992 году стал соучредителем Общества сварщиков Украины, а в 1995 году – его президентом. После выхода на пенсию в 1998 году работал заместителем главного редактора – председателем редакционного совета производственно-технического журнала "Сварщик".

А как же сварка в космосе? Работая над решением земных проблем, о космосе Владимир Фартушный никогда не забывал. С его участием был создан универсальный электронно-лучевой ручной инструмент (УРИ). Используя его, 25 июля 1984 года на борту орбитальной станции "Салют-7" космонавты Владимир Джанибеков и Светлана Савицкая впервые в мире провели эксперимент по сварке в условиях открытого космоса. По результатам испытаний появилось новое поколение УРИ – аппаратура "Универсал", испытание которой на борту ОС "Салют-7" в 1986 году провели космонавты Владимир Соловьев и Леонид Кизим. Они осуществляли ручную электронно-лучевую сварку фрагментов перспективных конструкций на наружной поверхности орбитальной станции. В будущем планировалось продолжить эксперименты на борту ОС "Мир" и даже шаттла "Колумбия", поскольку американцы технологиями космической сварки не владели. К сожалению, эти эксперименты провести так и не удалось…

В Институте электросварки с участием В. Фартушного было разработано еще одно устройство для использования в космосе – "Испаритель". Он предназначен для нанесения защитных покрытий на поверхности космических аппаратов, поскольку при длительной эксплуатации в условиях открытого космоса они деградируют до глубины 10 мкм. Его опробовали на борту ОС "Салют-6" Космонавты В. Ляхов и В. Рюмин в июне 1979 года. Рабочий блок установки размещался в шлюзовой камере, где создавался вакуум, а пульт дистанционного управления – в рабочем отсеке операционной системы. Один из рабочих экземпляров, дублер "Испарителя", находится в экспозиции Государственного политехнического музея им. Бориса Патона.

Установка Испаритель в экспозиции ГПМ им. Бориса Патона

Владимир Григорьевич Фартушный ушел из жизни 16 апреля 2018 года. Его жена, Светлана Борисовна, в 2021 году передала музею КПИ личные вещи Владимира Фартушного: подлинники авторских свидетельств на изобретения, книги, фотографии, награды. В архиве университета найдено и отсканировано личное дело студента В.Г. Фартушного.

Сейчас специалисты музея и его посетители имеют возможность изучать достижения выдающегося киевского политехника, работавшего над тем, чтобы создать в космосе нормальные условия для длительного пребывания людей.

Сергей Грачев,
зав. отдела истории авиации и космонавтики
ГПМ им. Бориса Патона,
Гергана Иванова,
м.н.с. отдела истории авиации и космонавтики
ГПМ им. Бориса Патона