Дистанционные курсы требуют тщательного и скрупулезного создания

Дистанционное обучение - предоставление образовательных услуг с применением современных информационно-коммуникационных технологий с целью доставки учебного материала и общения непосредственно по месту пребывания студентов - сейчас является темой бурных дискуссий. Непросто перейти на новый формат работы и преподавателям, и студентам. Поэтому обмен опытом и наработками является чрезвычайно полезным.

Об особенностях обучения в период карантина беседуем сСергеем Яковлевым, доцентом кафедры математических методов защиты информации ФТИ.

 

– Сергей Владимирович, вы не один год выкладываете в свободный доступ свои видеолекции. На вас ссылаются коллеги. А как было организовано учебный процесс в докарантинний период, и как эта практика способствует проведению занятий теперь?

– В докарантинний период обучение было организовано традиционным аудиторным способом "доска с мелом", поскольку преподаю я в основном математические дисциплины и дисциплины по криптологии, которая также очень насыщена математически. В таких дисциплинах очень большая вариативность изложения материала: кто лучше понимает, кому надо больше примеров; кому хватает базового школьного фундамента, а кому-то надо еще обложиться книгами и конспектами; один все воспринимает на слух, другой - за написанным текстом в методичке. В такой ситуации классическое аудиторное обучение позволяет подстроиться под студентов, чтобы донести материал лучше.

Сейчас очень помогают видеозаписи лекций, которые я делал, фактически, по своей инициативе, чтобы помочь готовиться к экзаменам "современному поколению ютуба". Теперь, при дистанционном обучении, студенты овладевают теоретический материал по видеозаписям, а я вместо проведения лекций могу обойтись консультациями, на которых объясняю непонятные моменты в индивидуальном порядке; так же поступают и мои коллеги, лекции которых я успел записать.

Однако практические занятия все равно нужно проводить, поскольку для понимания сугубо прикладных аспектов и наработки соответствующих навыков крайне важным является взаимодействие между преподавателем и студентом. Поэтому я купил себе графический планшет и провожу практические занятия в Zoom, потому что там есть очень удобная доска. Домашние задания студенты загружают на Google Drive в персональные папки, проверяю я их в удобное время, и это оказалось настолько удачной идеей, что, пожалуй, буду пользоваться таким подходом и после карантина. А компьютерные практикумы по профильным дисциплинам и раньше студенты выполняли самостоятельно, а на парах просто подтверждали, что результат соответствует поставленной задаче - теперь верификация идет через Zoom или Cisco WebEx.

– Пользуетесь ли платформой дистанционного обучения "Сикорский"?

– Не пользуюсь, так как подготовка полноценного дистанционного курса требует значительно больших временных и ресурсных затрат, чем у нас, преподавателей, ныне есть. Между видеозаписью лекции и видеолекции - очень большое расстояние: качественная видеолекция требует существенно большего времени на подготовку и скоординированной работы нескольких человек, включая оператора и монтажера. Так же подготовка практических заданий и тестов отличается для ситуации, когда преподаватель может все контролировать лично, и для ситуации полной автономии студентов. Я лично завидую Радмиле Сегол, которая создала несколько дистанционных курсов для платформы Prometheus, и восхищаюсь ее упорством в этой сфере. Несколько лет назад, когда мне самому предлагали создать курс для Prometheusьа, у меня просто не хватило сил.

Дистанционные курсы способны очень помочь как студентам, так и преподавателям, однако они требуют тщательного и скрупулезного создания, поскольку здесь большая цена ошибки. Со временем все необходимые ресурсы будут созданы и интегрированы в учебный процесс, и хорошо, что карантин дал сильный толчок в этом направлении, но, по моему мнению, не надо делать это в спешке и "чтобы было"..

– Что можете посоветовать для улучшения онлайн-занятий в КПИ?

– Особых советов фундаментального характера не имею, поскольку у каждого свой стиль преподавания. О Zoom и Cisco WebEx, наверное, знают уже все. Оба сервиса имеют очень удобный функционал для проведения занятий. Могу еще порекомендовать доски Ziteboard. Все практики лично я записываю и выкладываю на ютубе по закрытым ссылкам, чтобы студенты могли просматривать.

Единственное: не надо увеличивать нагрузку на студентов. По каждой дисциплине есть понедельный план работы, то и надо его придерживаться. А заменять, например, аудиторное семинарское занятие, на котором выступают обычно два человека, рефератами на 20 страниц для всех, и так каждую неделю - ну, вас не будут любить. У студентов по восемь предметов, если по каждому увеличить нагрузку - останемся без студентов.

>

Записи ваших выступлений на Школе абитуриента пользуются неизменным вниманием. Общаетесь ли вы с выпускниками - потенциальными абитуриентами? К примеру, в рамках Марафона факультетов "Вы спрашивали. Мы отвечаем".

– Я постоянно общаюсь с абитуриентами и как официальный представитель Физтеха, и как спикер Школы абитуриента в прошлом (и, надеюсь, в будущем), и как руководитель секции прикладной математики Киевского отделения МАН. Диалог никогда не заканчивается, просто иногда приобретает более насыщенных форм, как это было во время вступительных онлайн в прошлые годы. Хочу поблагодарить моей коллеге, Людмиле Викторовне Булыгиной, и нашим студентам,которые увлеченно, с энтузиазмом проводят различные мероприятия для абитуриентов, - без их помощи было бы значительно труднее.

К Марафону мы только готовимся, и он обязательно состоится.