В первый же день аварии, когда скупая на правду информация с грифом "совершенно секретно" еще только поступала в самые высокие инстанции, а ограниченный круг ученых лишь прогнозировали возможные последствия катастрофы, с ароматным теплым ветерком из Полесья и многоводным течением Славутича на город надвигалась коварная угроза. Но первые радионуклиды попали в Киев другим путем.
Страшные последствия трагедии охватили целые регионы, многие города и села, отдаленных от Чернобыля. Киев в этом списке занимает особое место. Судьба не шутила с городом. В случае чрезмерного радиоактивного загрязнения воздуха, воды, продуктов питания в городе могла возникнуть очень сложная ситуация с последующей проблемой защиты, а возможно и эвакуацией трёхмиллионного населения. Вероятность такого развития событий была вполне реальной, если бы не отчаянное сопротивление защитников столицы разбушевавшейся стихии как на подступах к Киеву, так и в самом городе.
Узнав из неофициальных источников об аварии на ядерном объекте под Киевом, радиологическая служба СЭС немедленно выдала рекомендации соответствующим районным и другим родственным службам усилить контроль за радиационным фоном города. И уже после обеда 27 апреля 1986 г. в городе были обнаружены первые загрязненные радионуклидами автомобили. А в ночь с 27 на 28 апреля тысячная колонна автобусов и грузовиков, которые возвращались в Киев после эвакуации населения из г. Припяти, были остановлены на подступах к столице.
Утром 28 апреля на экстренном заседании горисполкома руководство города выясняло, кто и почему остановил колонну автотранспорта, которая спешила домой на свои автопредприятия, чтобы вовремя выйти на маршруты города. Разъяснение давал инженер-физик радиационной службы СЭС города к.б.н. Ций Ю.А. В тревожной информации отмечалось, что в городе неожиданно и раньше, чем можно было ожидать, зафиксированы случаи загрязнения транспортных средств радионуклидами и уровень их загрязнения достигает сотен миллирентген, а эксплуатация такого транспорта создает реальную угрозу здоровью водителей и пассажиров. Чрезмерно загрязненной оказалась трасса, соединяющая Киев с Полесским регионом, а движение транспорта из этого региона приводит к загрязнению радионуклидами улиц Киева. 29-30 апреля в городе было зафиксировано резкое повышение радиационного фона.
Въезд загрязненного транспорта в г. Киев было запрещено. На девяти направлениях в город были срочно созданы дозиметрические посты и начато сооружение пунктов санитарной обработки транспорта (ПуСО). Ответственность за строительство этих объектов, организацию и проведение всех дезактивационных мероприятий была возложена на штаб ГО г. Киева. Для дезактивации транспорта использовались водные растворы соответствующих ПАВ. В процессе такой обработки на пунктах накапливалось значительное количество загрязненных радионуклидами промывных вод, которые временно собирали в наземные или подземные хранилища. Для очистки загрязненной воды на ПуСО предполагалось строительство соответствующих стационарных очистных сооружений, что потребовало бы не менее двух месяцев времени и ставило под угрозу транспортное сообщение с зоной, которое в любой момент могло быть парализованным, поскольку поток загрязненного транспорта рос, количество промывных вод катастрофически увеличивалось и емкости-накопители быстро заполнялись.
Критическая ситуация требовала неординарных решений. Руководство г. Киева и штаб ГО били тревогу и были готовы рассматривать любые предложения. И такое предложение поступило с КПИ. Группа ученых из ХТФ, а именно О.П.Шутько, А.Д.Крисенко и В.П.Басов предложили технологию очистки загрязненных радионуклидами вод, что не требовала создания стационарных очистных сооружений. Дезактивация воды осуществлялась непосредственно в емкостях-накопителях специально разработанными эффективными реагентами. Через 1,5-2 часа после такой обработки радиоактивные вещества оседали на дно, а отстоявшаяся вода, которая отвечала нормам ПДК, откачивалась на местность или использовалась для полива дорог.
Следует отметить, что проблемой очистки сточных вод от радионуклидов ученые КПИ заинтересовались не случайно. О.П.Шутько возглавлял в КПИ лабораторию водоочистных реагентов, а доценты А.Д.Крисенко и В.П. Басов - специалисты в практической работе с открытыми радиоактивными веществами. Все трое защищали диссертации в лаборатории радиохимии при кафедре физической и коллоидной химии КПИ. Поэтому, определив нуклидный состав загрязненных вод (О.П.Шутько собственноручно в третьей декаде мая отобрал пробы радиоактивной воды непосредственно у разрушенного энергоблока ЧАЭС), группа как можно скорее разработала рецептуру эффективных реагентов и спроектировала передвижную мобильную установку для практической работы в полевых условиях.
В институте ядерных исследований АН УССР Украины и Институте общей и коммунальной гигиены Министерства здравоохранения была проверена эффективность предложенной технологии. Разработку было одобрено и рекомендовано для применения. При поддержке штаба ГО г. Киева на ПО им. Артема и Ленинской Кузницы в считанные дни была смонтирована первая передвижная автомобильная установка для очистки загрязненной радионуклидами воды. В то же время на Рубежанском ПО "Краситель" согласно переданного учеными КПИ фототелеграфом регламента была выпущена первая партия эффективного комплексного реагента и срочно доставлена в Киев.
Полевые испытания предложенной технологии показали высокую ее эффективность. Степень очистки загрязненной воды достигал трех порядков, что к тому времени и в реальных условиях считалось недостижимым. Напряжение на главных ПуСО северного направления г. Киева за два дня было снято.
6 июня 1986 г. приказом начальника ГО г. Киева при городском штабе ГО была создана группа дезактивации воды, в состав которой вошли специалисты КПИ - авторы разработки, водители, прибористы, компрессорщики. Всего 11 человек. Контроль качества очищенной воды осуществляла служба СЭС г. Киева. Руководителем подразделения было назначено О.П.Шутька, его заместителями - А.Д.Крисенка и В.П.Басова. В июле 1986 г. в Киевских заводах "Дормаш" и "Стройдормаш" была создана еще одна модернизированная передвижная установка. Мобильность и высокая производительность установок (1000-1200 м3 очищенной воды при разовой загрузке бака установки реагентом) вполне удовлетворяли бесперебойное функционирование всех ПуСО вокруг г. Киева. Разработкой заинтересовались центральный штаб ликвидации последствий аварии в г. Чернобыле и в Белоруссии.
За 1986 г. и до конца 1987 г. созданое подразделение работало в режиме быстрого реагирования и планового дежурства на ПуСО Киевской области, в 30-километровой зоне, в Белоруссии и на пунктах мытья техники Юго-Западной железной дороги. За период работы было очищено до 50 тыс.м3 таких вод. Реализация разработки и самоотверженный труд специалистов КПИ позволили сэкономить государству более 18 млн. руб (в ценах 1986 г.). Кроме того, исчезла необходимость в создании стационарных очистных сооружений на ПуСО, которые, кстати, через некоторое время должны были превратиться в пожизненные радиоактивные могильники. Строительство этих сооружений было остановлено и законсервировано.
Решением Правительственной комиссии элементы предложенной технологии и прогрессивный киевский опыт были использованы на ПуСО в 30-километровой зоне ЧАЭС, а передвижные установки, разработанные специалистами КПИ, были использованы в полках и дивизиях ГО СССР, работали в Белоруссии. С целью очистки промывных вод железнодорожного транспорта на ст. Вильча ЮЗЖД был построен и работал подвижной железнодорожный состав. В его проектировании и строительстве принимали участие также и ученые КПИ.
О работе данного подразделения писала центральная пресса на страницах газет "Правда" от 15.08.1986 г. и "Правда Украины" от 17.12.1986 г.. В 1987 году разработка ученых была отмечена золотой, серебряной и бронзовой медалями ВДНХ СССР, а в 1989 г. - выдвинута на соискание Государственной премии Украины в области науки и техники.
Сегодня, накануне 20-й годовщины со дня Чернобыльской аварии, анализируя результаты работы группы в те горячие дни, можно констатировать, что тогда удалось не просто закрыть один из путей загрязнения города радионуклидами, а изменить стратегию защиты. Помимо значительной экономии материальных и финансовых ресурсов, было сохранено (и это - главное!) здоровье и жизнь сотен людей, которых планировали направить в активную зону на строительство, наладку и обслуживание очистных сооружений.