В декабря 2017 года экспозиция Государственного политехнического музея при КПИ им. Игоря Сикорского пополнилась интересным экспонатом - трактором ХТЗ-15/30. Этот трактор мы получили из Национального музея истории Украины.
В сопроводительной исторической справке, предоставленной НМИУ, отмечается: "Поступил в Национальный музей истории Украины в декабре 1958 года с Тарандинцивской средней школы Лазерковского района Полтавской области ... После реорганизации МТС 1958 года решением руководящих районных организаций колесный трактор "ХТЗ" №15351 (мотор) довоенного выпуска был передан для практических занятий учащихся Тарандинцивской средней школы Лазерковского района Полтавской области ... Этот трактор директором Тарандинцивской средней школы Вороной И.Я. передан Киевскому государственному историческом музею 5 октября 1958 года".
Трактор ХТЗ-15/30 выпускался Харьковским тракторным заводом (ХТЗ) в 1931-1937 гг. и был первым отечественным массовым трактором. В течение 1931-1937 гг. было изготовлено 172 489 таких тракторов. Поскольку двигатель нашего трактора имеет номер 15351 (единственная номерная деталь машины), то используя данные о количестве изготовленных единиц можно определить, что данный образец был изготовлен в 1932 году, ориентировочно в октябре.
... В конце 1920-х гг. в Украине серийно выпускались колесные "Запорожец" с нефтяным двигателем мощностью 18 л.с. (Запорожье) и гусеничные "Коммунар" с керосиновым двигателем 50 л.с. (Харьков). Но мощности их производства не удовлетворяли потребностей сельского хозяйства. Правительством СССР была создана Всесоюзная комиссия по испытанию тракторов. С 30 зарубежных и советских машин как прототип отечественного трактора она выбрала американский трактор International 15/30 фирмы "International Harvester". Согласно принятой в начале ХХ века маркировке тракторов, цифры после названия трактора означали мощность трактора в л.с. на крюке и на шкиву.
Тракторный завод решено было строить в Харькове, поскольку город имел квалифицированные кадры, учебную базу и опыт серийного производства тракторов на Харьковском паровозостроительном заводе. Строительство Харьковского тракторного завода началось в январе 1930 года и завершилось 21 сентября 1931 года. 1 октября 1931 года с его конвейера сошел первый трактор ХТЗ-15/30.
Это был трактор простой, ныне классической конструкции с минимальным использованием цветных металлов и резинотехнических изделий. Настоящий "стальной конь" - имел металлические сиденья и руль. Основной материал - ковкий чугун. Двигатель карбюраторный, рядный, 4-тактный, керосиновый, четырехцилиндровый, мощностью 31 л.с. Зажигание от магнето. Двигатель заводился на бензине, а работал на керосине. Для предотвращения детонации, при перезагрузке во время работы в цилиндры подавалась вода. Этим обусловлено установку трех баков. Двигатель с масляным насосом, фильтром и надежным масляным воздухоочистителем. Трансмиссия: три передачи вперед, одна назад. Скорость от 3,5 до 7,4 км / ч. Снаряженная масса 3011 кг. Трактор имел две фары: одна светила вперед, вторая назад.
Использование трактора часто ограничивалось малым количеством приспособлений, с которыми он работал. Именно поэтому в основном трактор использовался для пахоты со специальным трехкорпусным плугом. Боронование, сев, уборку урожая трактор проводил с конными орудиями, которые могли быть адаптированными к трактору силами местных слесарей. Трактор широко использовался для стационарных работ и приводов молотарок (так называемая работа на трансмиссию). Неприспособленность трактора именно для вспашки через колесный движитель привела к внедрению гусеничных тракторов. Следующей моделью массового трактора Харьковского тракторного стал гусеничный СХТЗ-НАТИ. А в дальнейшем все основные пахотные тракторы в СССР были гусеничными.
Первый массовый трактор ХТЗ-15/30 оказался довольно ненадежным, из-за отсутствия квалифицированных кадров и технического обслуживания часто выходил со строя. Больше всего нареканий было на трансмиссию (подшипники и шестерни), которая выходила из строя почти ежемесячно.
ХТЗ был занят производством тракторов, поэтому производство запасных частей организовывалось на других предприятиях. Одним из них стал завод имени Ивана Лепсе, созданный на базе механических мастерских Киевского политехнического института (в их здании в настоящее время находится Государственный политехнический музей). Эти мастерские в 1922 году освоили выпуск запасных частей для импортных тракторов и получили статус учебно-механического завода КПИ. В 1929 г. ему присвоили имя председателя ЦК Союза рабочих-металлистов Ивана Лепсе. Впоследствии завод вывели из подчинения КПИ, включали в различные объединения и тресты. В 1934 г. завод начал выпускать запасные части для отечественных тракторов.
Небольшой моторесурс первых тракторов, ограниченность движения по дорогам вызвали потребность в приближении трактора к производству - полю и специфических организационных мероприятий по их использованию. Были созданы машинно-тракторные станции (МТС), что привязывались к полям и земле. Колхозы нанимали их машины для работ на своих полях.
Сегодня в поле на тракторе работает один механизатор (тракторист). В начале 30-х годов механизатор работал с причепщиком (прицепщиком). До внедрения гидравлической системы для присоединения сельскохозяйственного инвентаря и машин необходима была помощь еще одного человека (иногда нескольких). Прицепщик помогал цеплять сельскохозяйственную машину или приспособление и работал на нем - поднимал или опускал корпуса плуга при повороте машинно-тракторного агрегата, регулировал глубину обработки почвы, включал - выключал машины.
Налаживание серийного выпуска тракторов позволило уже в 1932 году отказаться от закупки тракторов за рубежом. Несмотря на отдельные недостатки конструкции и специфику использования, ХТЗ-15/30 была именно той машиной, которая позволила быстро восстановить сельскохозяйственное производство после голодомора 1932-33 гг. Он дал возможность механизировать тяжелую работу в поле - вспашку, что на протяжении веков требовала больше ресурсов и расходов.
До сих пор в Украине сохранились единицы тракторов ХТЗ-15/30. Эти тракторы различного состояния сохранности экспонируются в Винницком, Днепровском, Полтавском исторических музеях, в Музее хлеба (Переяслав-Хмельницкий). Трактор ХТЗ-15/30, безусловно, является ценным достоянием экспозиции нашего музея.