Наши легендарные рыцари, о которых знают в Украине и мире, – это "Призрак Киева", "Ночные призраки" и другие. Но если первый – это сборный образ, супергерой-легенда, другие – вполне конкретные воины, о которых узнаем из скупых информационных сообщений, часто когда их уже нет среди нас.
В прошлом году перед католическим Рождеством мир облетела печальная весть о гибели невероятной четверки "ночных призраков", чьими подвигами мы восхищались и в которые с трудом верилось – они были храбрыми и отчаянными и действовали на вражеской территории. Призраки для русских городов. Неуловимые мстители, которые ночью наводили страх на вражеские улицы, а днем могли попросить закурить у какого-нибудь курского дядька, пофлиртовать с белгородской девицей или сочно материться с брянским акцентом, выспрашивая дорогу к нужному объекту. Невидимо выходили и также невидимо исчезали, а потом падало и взрывалось – военные склады, авиабазы и аэродромы. На них давно охотилось ФСБ.
Самые сложные задачи на войне – диверсионную и подрывную деятельность в логове врага выполняли: Максим Михайлов "Непийпиво", 32 года, непревзойденный мастер перевоплощения и эпатажа; Юрий Горовец "Святоша", 34 года, работал в отделе борьбы с распространением наркотиков, был неподкупным, но мог сыграть наивного и святого невежду, чтобы втереться в доверие к наркодилерам; Богдан Лягов "Аполлон", 19 лет, самого младшего берегли, а он лез туда, где мог погибнуть в любой момент; Тарас Карпюк "Тарасий", 38 лет, самый старший и опытный, не оставлял следов ни в боевых выходах, ни на фото, ни в соцсетях.
Но следы все же нашлись. В архиве КПИ им. Игоря Сикорского. "Сохранять постоянно" – значится на личном деле студента Тараса Карпюка, поступившего на факультет социологии в 2001 г. Социально активный юноша всегда был в водовороте событий, мечтал профессионально работать с людьми, поэтому изучал административный менеджмент по направлению подготовки "Социология". Профессиональные знания по социологии, философии, психологии он приобрел на студенческой скамье, а образцом достоинства, чести, смелости и решительности стал на Майдане в кругу собратьев. Одним из первых вступил в стычки с беркутом, был травмирован. Опять же одним из первых пошел на войну в 2014 году. Под Иловайском в близком контакте с врагом его ранило. Противник стрелял с каких-то 15 м. Но промазал, попал в магазин с вспыхнувшими трассирующими боеприпасами. Тарас потом долго лечился. Но после полномасштабного вторжения России в Украину снова ушел на фронт.
Он стремился перенести войну непосредственно на вражескую территорию, потому что считал, что путин на Донбассе не остановится. Между прочим, отличился в Запорожском направлении в операциях, участвовать в которых другие отказывались. В частности, с друзьями из диверсионно-разведывательной группы добровольческого батальона "Братство" на лодках совершали ночные рейды по Днепру, участвовали в десятках чрезвычайно опасных боевых выходах. Конечно, диверсионная группа – это всегда риск. И каждая операция – это игра со смертью ради жизни. "Ни один из них не Рембо, но каждый из них является героем. Ни у одного из них не было детей, это большая трагедия, такие люди должны продолжать свой род. На этой войне погибли многие невероятные люди великого благородства, но гибель именно этих партизан нация восприняла с особой болью и с особым чувством. Потому что они были особенные. Лучшие как диверсанты и разведчики, – с тоской и скорбью говорят о них собратья.
Об их подвигах, об их героизме будут написаны книги и сняты фильмы. А мы будем их помнить и беречь память о несокрушимых, мужественных храбрецах, которые отдали свою жизнь за независимость Украины. Но лучше бы они просто жили, имели детей и сами снимали фильмы и писали книги…
Седьмого марта провести героев в последний путь пришли в столице тысячи человек. Отпевали их в Михайловском Златоверхом. Христос, справа от входа, смотрел прямо в глаза, не отводя взгляда. Дым от кадила поднимался высоко вверх, до самого свода, и казалось, что в этом дыму кто-то тянет руки или крылья. Говорят, кто умирает на Рождество или Пасху, Бог сразу же забирает в рай. И теперь у них позывной один на всех – Ангел небесный.
Тогда же к Президенту Украины была направлена петиция из более 25 тыс. подписей о присвоении четырем бойцам диверсионно-разведывательной группы звания "Герой Украины" посмертно. Глава государства поручил Премьер-министру Денису Шмыгалю комплексно проработать этот вопрос.
Упокоился Тарас Карпюк на Аллее почетных захоронений на территории Государственного историко-мемориального Лукьяновского заповедника, сектор Б. Ему навсегда останется тридцать восемь. Вечный почет Ангелу ночному – Ангелу небесному за подвиг и жертву ради Украины.
"Я захищав свою країну,
А ви живіть тут, як колись.
Я вас прошу: мені пробачте,
Інакше просто не зумів.
Болить, я знаю, та не плачте" –
І в небо янголом злетів.
Голосить матінка за сином,
І батько наче скам'янів.
Вдивляється у небо синє.
Кого з-за хмар чекає він?
А ключ у небі журавлиний
Махає їм з небес крильми.
То не сім'я літа пташина,
То наші янголи-сини.