…Когда началось полномасштабное российское вторжение на нашу землю, устойчивость к вызовам проявили и академическая, и наша студенческая среда. Более того: в феврале-марте 2022 года студенты – участники волонтерского движения КПИ взялись за новые полезные дела.
Образованное неравнодушными студентами Общественное объединение "Студенческий парламент КПИ" как форма студенческой самоорганизации по примеру создаваемых в студенческих средах университетов развитых стран, среди прочего избрала для себя и международную проектно-грантовую деятельность.
Первый пилотный проект студенческая исследовательская группа Студенческого парламента выиграла в конкурсе по программе Si (Шведского института) "Академическое сотрудничество в странах Балтии".
Второй – "Летняя школа микроскопии материалов", при поддержке директора УН ИМС им. Е.О. Патона доцента И.А. Владимирского, его заместителя по международной деятельности доцента Е.П. Четвертко и директора Института материаловедения Университета г. Штутгарт профессора Гидо Шмитца, был успешно реализован 24-29 июля в Штутгартском университете. Денежные средства на проведение этой Летней школы выделило Бюро академических обменов Германии DAAD.
Представители УН ИМС аспирант Алина Устименко, магистранты Наталья Шамсутдинова, Кристина Капустяк, Кира Кривенко, Ирина Козюк, Юлия Дереча, Мария Береза и Виктория Дудка прослушали курс лекций известных в мире специалистов-физиков, выполнили курс практических работ на электронных растровых и трансмиссионных микроскопах сверхвысокого разрешения.
По словам руководителя Летней школы от КПИ им. Игоря Сикорского доцента кафедры сварочного производства Наталии Стреленко, в Институте материаловедения Штутгартского университета работают исследовательские лаборатории, оснащенные уникальным современным оборудованием, не имеющим аналогов не только в украинских ЗВО и научно-исследовательских организациях, но и в большинстве университетов Европы. Таким образом, студентки КПИ приобрели и практические навыки работы с этим уникальным оборудованием.
Кроме того, участницы Летней школы имели возможность представить немецким ученым доклады по результатам собственных исследований.
Запомнились и неформальные встречи со студентами Института материаловедения университета г. Штутгарт, а также посещение автомобильного музея Mercedes Benz AG (концерн Daimler AG).
Итак, несмотря на полномасштабное российское вторжение в Украину, развитие ьмеждународной деятельности в КПИ им. Игоря Сикорского не только не прекратилось, но и вышло на новое перспективное направление – привлечение к участию в международной проектно-грантовой деятельности студентов.
Правда, первые два пилотных студенческих проекта хотя и стали ярким достижением Студпарламента, но охватили только 15-20 человек.
Но как сделать, чтобы в международной проектно-грантовой деятельности принимали участие широкие круги студентов, чтобы этот вид деятельности приобрел в студенческой среде системный характер?
Согласно программе, которую разработали три структурных подразделения КПИ им. Игоря Сикорского – департамент учебно-воспитательной работы, научно-исследовательская часть и департамент международного сотрудничества – сформировано алгоритм действий, что должны привести к увеличению количества студентов, которые готовят студенческие проектные предложения к конкурсам европейских проектно-грантовых программ.
В разговоре с проректором по международным связям КПИ им. Игоря Сикорского член-корреспондентом НАН Украины Сергеем Сидоренком выяснены пути внедрения этой программы.
– Сергей Иванович, наш университет идет по пути интеграции в европейское образовательно-научное пространство. Какие идеи и действия заложены в предложенную программу?
– Важным элементом нашей программы является во-первых разъяснение студентам важности погружения в исследовательскую среду Европы для повышения квалификаций, а в перспективе – и к карьерному, профессиональному росту. Во-вторых, если проекты студенческих творческих команд будут тематически посвящены европейской социализации молодежи, то такая программа привлечения широких кругов студенчества КПИ в проектную деятельность будет внедряться наиболее просто и быстро.
– Однако писать коллективные проекты научно-технического направления для студентов значительно сложнее, чем индивидуальные, не правда ли?
– Соглашаюсь. Поэтому, на наш взгляд, в научно-технической сфере целесообразно рекомендовать студентам бороться за индивидуальные студенческие гранты в конкурсах международных программ. Имею в виду индивидуальные гранты на включенное обучение, научные стажировки, поездки на международные конференции. А подготовку коллективных проектных предложений научно-технического направления для участия в европейских конкурсах проектно-грантовых программ силами студенческих творческих коллективов логично рекомендовать студентам магистерского уровня и образовательных программ уровня PhD. Ведь на старших курсах они уже имеют научных руководителей и приобрели опыт практической научно-исследовательской работы, некоторые уже имеют публикации в профессиональных журналах (без публикационной активности коллективам авторов проектных предложений о победах в конкурсах нечего и думать!).
Итак, в-третьих, программа предусматривает, что студенты смогут на системной основе готовить проектные предложения для представления на конкурсы международных программ через систему научных студенческих кружков, которая создана и действует при координации ДУВР. Отмечу, отбором научных консультантов для подготовки проектных предложений студенческими творческими коллективами из ученых нашего университета будут заниматься НИЧ, ДУВР, ДМС.
В-четвертых, будет предоставлена помощь студентам в поиске тех проектно-грантовых программ, участие в конкурсах которых может быть предложено студентам в первую очередь. Департаменты будут мониторить предложения от организаторов конкурсов таких международных программ. Речь идет о конкурсах по программам агентств академических и научных обменов DAAD (Германия), NAWA (Польша), British Council (Великобритания), JSPS (Япония), Шведского института (Швеция) и других. Будем мониторить также международные программы формирования лидерских качеств в университетах-партнерах КПИ, программы стажировок в парламентах стран Евросоюза и т.д. Эти и другие программы будут предлагаться студентам, и это поможет им в создании их первых проектных предложений на конкурсы по профилю европейской социализации молодежи. А в случае первых побед появляется незаурядный азарт. Так что европейский мир становится более открытым для молодежи КПИ!
В-пятых, комплексная программа предполагает углубленное знакомство студентов с возможностями европейских проектно-грантовых программ. Для этого будем использовать интерактивный вебресурс, разработанный силами ДМС для магистрантов, аспирантов и других молодых ученых – для тех, кто только начинает заниматься проектно-грантовой деятельностью. Им следует запомнить название "Intermozaika" и электронный адрес: https://intermozaika.kpi.ua/ и начать самостоятельно овладевать его ресурсами и советами. Кроме того, будет проводиться подписка студентов на сайт "Европейский мир, открытый для тебя!", специально функционирующий для привлечения студентов к международной проектно-грантовой деятельности. В газете "Киевский политехник" начинается одноименная рубрика, которая будет информировать читателей о проектно-грантовой деятельности студентов.
– Представим, что программа готова к внедрению. Как вы и ваши коллеги будете действовать дальше?
– Это шестой пункт комплексной программы, о которой мы говорим. Нужно эффективное горизонтальное взаимодействие между ДУВР, НИЧ и ДМС, а также взаимодействие этих подразделений со Студенческим парламентом КПИ, который уже реализовал пилотные проекты и продемонстрировал способность студенческой среды КПИ овладеть сферой международной проектно-грантовой деятельности. Будем работать также в тандеме с инициативной группой студентов, выдвинувшей идею создания "Студенческого проектного офиса КПИ". Верим: там, где инициатива, настройка на конструктив – там будут и успехи. Именно в этом – стиль КПИ!