О запуске в космос наноспутника "PolyITAN-НР-30", созданного группой ученых, студентов и аспирантов КПИ им. Игоря Сикорского, наша газета уже писала в первом номере за 2023 год. Теперь мы начинаем печатать серию интервью с молодыми исследователями, которые в составе этой научной группы под руководством Бориса Рассамакина разработали, изготовили и подготовили спутник к космическому старту.

Сегодняшний наш собеседник – аспирант УН ИАТЭ Роман Мельник.

– Когда вы присоединились к команде, которая занималась "PolyITAN-НР-30"?

– С 2013 года, то есть с 3-го курса своего студенчества, я работаю в лаборатории тепловых труб и спутниковых технологий. А в 2016 году начал работать в группе Бориса Рассамакина. Первоначально занимался не самим спутником, а помогал в термовакуумных исследованиях разных элементов космической техники на термовакуумной камере. Параллельно разрабатывал разные тепловые трубы для систем термостабилизации. И примерно полтора года назад мне и моему коллеге – аспиранту Леониду Липницкому – было предложено заняться разработкой тепловой трубы для космических исследований именно на базе наноспутника "PolyITAN-НР-30".

– И вашей основной задачей стало…

– Создание экспериментального образца миниатюрной алюминиевой тепловой трубы для исследования ее параметров в условиях космического пространства. Кроме этого, принципиальной задачей было изучить ресурс функционирования схожих теплопередающих систем. В нашем случае – это тепловые трубы. Важно узнать, сколько времени они могут функционировать в агрессивной космической среде. Конечная цель – получить результаты и использовать их для определения эффективности работы тепловой трубы в космосе. Отмечу, что полученные данные мы сравним с результатами, полученными в лаборатории, где имитировались некоторые космические условия. Хотя, все таки, имитация на Земле существенно отличается от того, что происходит в космическом пространстве. Итак, мы надеемся определить, насколько хуже или лучше работают подобные системы в космосе, и уже с учетом наших данных создавать следующие системы для улучшения эффективности термостабилизации электронных элементов в будущих аппаратах. Что, в итоге, позволит повысить надежность функционирования космических аппаратов и продлить срок их службы.

– Интересно, как создавалась именно эта миниатюрная тепловая труба?

– Научный руководитель Борис Рассамакин в техническом задании мне и аспиранту Леониду Липницкому предоставил определенные параметры, которым должна соответствовать тепловая труба. Исходя из этого мы определили тип теплоносителя и канавок, которые должны быть в этой трубе. Для тепловой трубы была выбрана Г-образная форма с учетом внутреннего строения спутника. Кроме этого, был создан радиатор излучения, с помощью которого будет сбрасываться тепло в космическое пространство. Непосредственно изготовлением мы занимались в мастерской лаборатории. После создания трубы провели наземные исследования в условиях, приближенных к космическим, вибрационные тесты, проверку герметичности и т.п. И после этого иная часть команды уже занималась компоновкой размещения трубы в спутнике.

Макет тепловой трубы

– Как происходит получение параметров со спутника?

– Электроника спутника разработана с учетом эксперимента с тепловой трубой. То есть, у нас есть датчики температуры на трубе, програмно и компонентно подключенные к электронной начинке. При телеметрии вместе с массивом данных со спутника мы будем получать значения температур вдоль трубы. Кроме этого, мы заранее планируем эксперимент, то есть время подвода теплоты, значение теплового потока, период работы минитепловой трубы и записи температур в архиве данных эксперимента, определяем, какие параметры и в какой последовательности снимать и еще некоторые моменты. Учитываем, на каком участке орбиты и какой стороной спутник будет повернут к Солнцу, к Земле. Все исходные параметры заранее просчитываются, отслеживаются и затем, во время сеансов телеметрии, все это в виде кода будет передаваться на спутник, уже автономно отрабатывающий экспериментальную программу. После записи результатов в архив наноспутника (флешпамять) эти данные возвращаются к нам в виде телеметрической информации. Эта информация расшифровывается, мы обрабатываем данные с помощью стандартных и специально разработанных методик экспериментальных исследований тепловых труб. И это будет происходить в формате, который нам потребуется.

– Как работали в команде, все вместе в одном помещении?

– Нет, не так. Работа над спутником разделена на блоки специфических задач. Этими блоками занимается каждый человек в отдельности. К примеру, мы с Леонидом Липницким создавали минитепловую трубу, другие выполняли свои задачи. Конечно, была коммуникация, обменивались данными, раз в две недели, встречались и обсуждали вопросы, возникавшие во время работы, и определяли задачи на следующие 2-3 недели.

–А какие у вас планы на будущее? Готовятся к запуску новые спутники. Вы не задействованы в этих проектах?

– Что касается первого вопроса – хотелось бы расширить диапазон использования своих знаний не только на космические аппараты, но и, возможно, на ракетоносители. И, в принципе, углубляться в космическую тему еще больше. Что касается второго – в следующих проектах, наверное, буду задействован. Каждый спутник проходит определенное тестирование, без которого аппарат не вправе запускать. Это – термовакуумные исследования, вибрационные тесты и многое другое. Обычно они продолжаются довольно долго и, возможно, меня привлекут к этому процессу, потому что я уже этим занимался.

– Роман, вы человек молодой, но в 29 лет уже имеете значительные достижения в работе, участвуете в Космической программе университета. Что могли бы пожелать или скорее посоветовать нынешним студентам КПИ?

– Я считаю, что КПИ как университет хорошо справляется со своей задачей. Он дает доступ к знаниям, предоставляет ряд возможностей. А вот будете ли вы ими пользоваться – это уже от университета не зависит. Мне университет дал определенные возможности, и на сегодняшний день я в определенной степени ими воспользовался.

– Вы занимаетесь научной работой, которая требует много времени. А кроме работы у вас есть еще какие-то увлечения?

– Мне повезло, потому что моя работа мне очень нравится. У меня такое гармоничное сочетание: работа и работа-хобби. И во время хобби я занимаюсь исследованием других направлений науки и техники.

Общался Владимир Школьный

Потрясающие подробности запуска PolyITAN-HP-30

Для телемарафона «Единые новости» журналисты телеканала «1+1» взяли интервью у разработчика наноспутника – аспиранта КПИ Романа Мельника – и проректора по учебно-научной работе КПИ Виталия Пасечника.

Наши ученые рассказали о покорении космоса КПИшниками, роли очередного наноспутника на орбите, его уникальности, будущих разработках и помощи с финансированием.

Запуск PolyITAN-HP-30 уже завтра!

Запуск PolyITAN-HP-30 на орбиту позволит научным работникам КПИ получить рабочие характеристики тепловых труб в условиях микрогравитации.

Также выявить возможные упущения и преимущества в процессе дальнейшего создания тепловых труб для различных космических аппаратов.

‼️ Запуск уже завтра, 3 января 2023 года в 16:55 по киевскому времени с мыса Канаверал (США).

🎥 Присоединяйтесь к прямой трансляции на КПИмедиа завтра, 3 января в 16:00.

https://youtu.be/UUrx0bdwWyM