Переформатирование содержания образования, предложенное новым руководителем МОН, означает, что многим педагогам придется обновлять свои навыки и овладевать новыми методиками обучения. Преподаватели КПИ им. Игоря Сикорского, признанного флагманом высшего образования в Украине, активно используют возможности Интернета и телевидения во время своей непосредственной профессиональной деятельности, а также для популяризации знаний среди школьников, привлечении их на обучение в университет, информировании коллег, родителей и общественности о своей работе.
"Использование медиаобразовательных технологий значительно улучшает эффективность учебного процесса, побуждает к коммуникативной деятельности и позволяет усвоить до 65% материала", – рассказывает учитель высшей категории, доцент кафедры технологии электрохимических производств Юлия Мирошниченко. Для нее КПИ – родительский дом. Здесь она стала магистром по химической технологии и инженерии по специальности "Техническая электрохимия", специалистом в сфере маркетинга по специальности "Маркетинг" (второе образование), кандидатом технических наук (специальность 05.17.03 – Техническая электрохимия). А по результатам деятельности в 2020 г. – лауреатом конкурса "Молодой ученый года".
Работу по привлечению учащейся молодежи к сообществу КПИ Ю.Мирошниченко начала еще в 2014 г., когда организовала научно-популяризаторскую платформу "Интересная химия" (здесь она и ее единомышленники показывали украинским школьникам, насколько интересна химия, устраивали мастер-классы, выездные лекции, научные пикники и т.п.). С 2016 по 2019 гг., занимая должность заместителя декана по профориентационной работе на ХТФ, Юлия Сергеевна принимала участие в "Школах абитуриента" (проводила лекции-дискуссии для поступающих), организовывала научные школы для школьников, олимпиады по химии и биологии, турниры юных химиков и ученых (совместно с Национальным эколого-натуралистическим центром и КНУ им. Тараса Шевченка) и параллельно развивала свою "Интересную химию". Одновременно преподавала на ХТФ и в 11 классе Политехнического лицея КПИ, что дало возможность понять психологию школьников и те аспекты, на которые дети обращают внимание при выборе своего дальнейшего профессионального пути.
Впоследствии все наработки и опыт работы с учащейся молодежью объединились в авторский курс "Наука и жизнь", который с 2020 г. введен факультативом в 5-6 классах Политехнического лицея КПИ. О химических интересах преподавательница рассказывает и на своей ФБ-странице (https://www.facebook.com/VeryInterestingChemistry).
"На занятиях с учениками пытаюсь заинтересовать их естественными науками, привлечь к проведению экспериментов. Мы "играем в ученых" - изучаем посуду и приборы, проводим опыты, делаем свои первые выводы, анализируем полученные данные, развиваем критическое мышление и учимся представлять свою работу, - делится она.- Но основное в этом процессе - это то, что он дает возможность из искры любознательности, которая всегда есть в таком возрасте, раздуть костер страсти к науке.И уже в 7-8 классах (когда химия и физика преподаются во всех школах ) ребенок готов к углублению знаний, более того, он уже хочет выходить за рамки программы и делать свои первые открытия, проводить свои первые "взрослые эксперименты". Если ребенка вовремя направить, то уже в 10 классе у нас будет юный ученый". Она не только заинтересовывает, но и действенно поддерживает своих питомцев: для старшеклассников помогает находить желаемые научные направления и научных руководителей, с которыми они затем создают "крутые научные работы на конкурсы МАН, Sikorsky Challenge и другие"
В настоящее время Юлия Мирошниченко возглавляет кафедру естественных наук Политехнического лицея КПИ, успешно развивает сотрудничество с университетом, регулярно организует научные пикники и лекции ведущих ученых КПИ, очные или виртуальные экскурсии на факультеты, ДПМ и т.д. А мечтает о создании на базе КПИ регулярного лабораторного практикума для лицеистов. "Но это уже, вероятно, после победы", – говорит с грустью и надеждой.
А что же "Интересная химия"? Со временем она трансформировалась в "Химию интересную с Юлией Мирошниченко", одноименный ютуб-канал https://www.youtube.com/@chemistJulia, который преподаватель наполняет специально отснятыми научными видео (использует их также для заинтересованности химией, обучения и углубления знаний учащихся ), где кратко рассказывает об интересном или просто о сложном.
И это еще не все. На телеканале "Наука" выходит авторская программа Юлии Мирошниченко "Химические элементы". Ее используют на уроках химии учителя Украины, рекламируют в соцсетях учащиеся и родители. Ознакомиться с записями можно на ютуб-канале https://www.youtube.com/channel/UCK-5TknjBdBZjwVHRfByPFQ. Именно по этой программе Ю. Мирошниченко стала лауреаткой конкурса "Молодой ученый года". "Вообще ТВ-программ научного направления именно украинских очень мало.., – жалуется ученая. – На этом конкурсе главным моим конкурентом была не программа, а химическая рубрика канала 1+1 (с дневного шоу)".
Есть у педагога и страница в инстаграмме https://www.instagram.com/interesting_chemistry_lab/. Война не помешала развитию медиаконтента Ю.Мирошниченко, посвященного интересной химии. Она снова номинирована, уже в двух номинациях, на конкурс МОН "Молодой ученый года". Жюри высоко оценило и программу телевидения "Химические элементы", и ютуб-канал "Химия интересна с Юлией Мирошниченко".
Своим питомцам, будущим студентам/исследователям наставник не устает повторять: не бойтесь открывать для себя что-то новое и непонятное! Возможно, это именно то, что вам нужно?