В Государственном политехническом музее при КПИ им. Игоря Сикорского действует выставка "Мотоциклы эпохи", которая демонстрирует "продуктивную" (От слова продукция) деятельность Киевского мотоциклетного завода. Коллекцию любезно предоставил для временного экспонирования коллекционер, давний друг музея Анатолий Шумский.
Киевский мотоциклетный завод основан в сентябре 1945 года. К 2018 году на заводе произведено более 3,5 млн мотоциклов преимущественно тяжелого класса. Однако его первой профильной продукцией стал легкий мотоцикл К-1Б "Киевлянин" - копия немецкого мотоцикла "Wanderer-1Sp" (В экспозиции не представлен). С 1949 года в Киеве было организовано серийное производство тяжелого мотоцикла М-72, что на десятилетия определило поле деятельности завода. М-72 использовался в Советской армии для моторизации пехотных подразделений, разведки, связи. До конца 50-х гг. мотоцикл населению не продавался.
В 1955 г. во время зарубежного визита в Югославию руководителя СССР Никиты Хрущева его сопровождал эскорт мотоциклистов. Подобная практика уже широко использовалась за рубежом. Поэтому не странным было решение устроить подобное и в Советском Союзе. Заказ на создание эскортного мотоцикла получил Киевский мотозавод.
Представленный на выставке мотоцикл М-72 является именно эскортным. Времени на работу инженерам было предоставлено немного, поэтому эскортный мотоцикл от серийного военного отличался только отсутствием системы монтирования оружия, улучшенным исполнением и несколько отличной раскраской. Эскортный М-72 - черного цвета с белыми полосами на баке и колесных щитках, с увеличенным количеством хромированных деталей. Мотоцикл эксплуатировался с боковым прицепом только на скользкой дороге (зимой). Его изготовили небольшой серией из 25 штук, с таким же количеством мотокомплектов для ремонта. Такая практика продолжалась при производстве всех последующих моделей эскортных мотоциклов КМЗ. Именно такие мотоциклы были свидетелями и непосредственными участниками эпохальных событий ХХ века (отсюда и название выставки). Скажем, кортеж мотоциклистов сопровождал на Красной площади в Москве первого космонавта Юрия Гагарина, следующих космонавтов, а также иностранные правительственные делегации.
Преемник эскортного М-72 - мотоцикл Днепр-955, к сожалению, не может похвастаться такой богатой биографией. Однако он как машина эскорта мотоциклистов сопровождал визит Папы Римского Иоанна Павла II в Киев, стал "свидетелем" падения "железного занавеса", распада СССР. Изготовлен в количестве 25 штук использовался также в подразделении киевской ГАИ для патрулирования улиц.
Опыт разработки и производства эскортных мотоциклов специального назначения нашел свое применение идля внедрения гражданской продукции. Гражданский мотоцикл "Соло" воплотил попытку КМЗ охватить молодежь. Дело в том, что основной продукцией КМЗ были тяжелые мотоциклы с боковым прицепом, которые по цене, габаритам, скорости и динамике не нравились молодежи. Модель "Соло" без бокового прицепа с колесами уменьшенного диаметра развивала скорость до 125 км/ч и стала самым быстрым серийным отечественным мотоциклом. Но цена на мотоцикл в 90-х годах была слишком высокой, а расход дефицитного бензина, что мотоцикл потреблял с огромным аппетитом (6-7 л/100 км), не дали ему шансов стать популярным и массовым.
Киевский мотоциклетный завод и сейчас помнят как производителя тяжелых мотоциклов. В коллекции присутствует и одна из самых массовых моделей - мощный отечественный мотоцикл МТ10-36. В конце 70-х годов советская техника пыталась освоить мировые рынки. Поэтому этот мотоцикл активно продвигался с помощью рекламы, участвовал в ралли, его имел в своей коллекции известный итальянский актер Адриано Челентано. А для студентов КПИ мотоцикл является яркой и лаконичной иллюстрацией взноса киевских политехников в мотостроение. Технология изготовления коленчатого вала, блока двигателя, биметаллических гильз - это разработки кафедры литейного производства черных и цветных металлов КПИ. Более того, подавляющее большинство инженеров завода с 50-х гг., включительно с главным конструктором завода, были выпускниками КПИ.
Мотостроители в период расцвета мототехники, и особенно в период ее упадка, стремились охватить как можно более широкие сферы использования своей продукции. Пожарный мотоцикл М 156П - яркий тому пример. Пожарный мотоцикл имел большую мобильность, чем автомобиль, в условиях городской застройки, а также был бы уместным для тушения пожаров в сельской местности, лесах. Небольшой мотоцикл - неплохая альтернатива дорогому в обслуживании автомобилю для пожарной службы в небольших селах, на предприятиях. Однако не сложилось ... Далее небольшой серии из трех моделей и количества меньше десятка мотоциклов дело не пошло.
Мотоцикл-вездеход МТ-16 - интересный пример конверсии и использования военной техники в гражданской сфере. На смену военному М-72 для армии инженеры КМЗ разработали мотоцикл МВ-750 (мотоцикл военный). Для повышения проходимости мотоцикла его оборудовали приводом на колесо бокового прицепа. Такие мотоциклы использовались только в армии. С дальнейшим внедрением новых верхнеклапанных двигателей наладилось серийное производство МВ-650. С середины 80-х годов на рынке можно было приобрести их гражданские аналоги МТ-12 и МТ-16. Интересно, что гражданский аналог, избавившись штатного крепления под пулемет на боковом прицепе, сохранил комплектование дополнительной емкостью на 10 литров топлива и крепление для нее. Мотоцикл МТ-16 имел преимущество над МТ-10 и МТ-11 с проходимостью. И сегодня этот мотоцикл ценится любителями активного отдыха, незаменим для туристических путешествий. По проходимости он превосходит отдельные типы автомобилей повышенной проходимости.
В сентябре выставка пополнилась еще двумя мотоциклами: мотоциклом Киевского мотозавода К-750М и мотоциклом, который производился в 80-х годах прошлого века в Чехословакии, "Jawa-350".
Конечно, ценителей раритетной мототехники прежде всего заинтересует мотоцикл К-750М. Мотоцикл К-750 изготавливался с 1958 года. Он был глубокой модернизацией мотоцикла М-72, который, в свою очередь, был копией BMW R71. Соответственно, отечественная модель получила число - 72. Буква "М" в названии (по некоторым данным) - "модель", но более вероятно - "мотоцикл". А название мотоцикла К-750 включала город Киев (как место производства) и объем двигателя (округленно, на самом деле - 746 кубических см). Представленный в музее К-750М является модернизированным мотоциклом, изготовление которых заводом было начато в 1963 году.
Впрочем, и "Jawa-350" не может не вызывать интерес. Этот мотоцикл в свое время был очень популярным в республиках бывшего СССР. Мощность его двигателя 26 л.с., а скорость - до 130 км/ч. Динамичный, быстрый, легкий и надежный, он получил признание молодежи и даже стал героем песен и поговорок. За него не жалели отдать 900 руб, поэтому он был среди дефицитных товаров (для сравнения, в середине 80-х гг. мотоциклы стоили: "Урал" - 1750, "МТ-11 Днепр" - 1640, "Иж Юпитер" - 1000, "Минск" - 600, мопед "Карпаты" - 228 руб) ...
Тем не менее, главной на этой выставке есть, все же, коллекция мотоциклов КМЗ. Она охватывает большинство типов машин предприятия, демонстрирует ряд интересных проектов и является крупнейшей среди коллекций музеев Украины. Скажем, Музей техники в Запорожье экспонирует пять мотоциклов КМЗ. В "гараже Януковича" - четыре мотоцикла КМЗ.
Выставка мотоциклов в Государственном политехническом музее при КПИ освещает эпохальные изменения в обществе через призму мотостроения. Технику дополняют плакаты с техническими данными и изображением мотоциклов в работе. Выставка демонстрирует зарождение, расцвет и упадок отечественного мотостроения через яркие модели - овеществленные памятники эпохи. Работать она будет до конца года.
В Государственном политехническом музее КПИ представлена одна из лучших в Украине коллекций мотоциклов эпохи Киевского мотоциклетного завода.
На выставке можно ознакомиться с такими моделями:
🔹 Днепр М-72 - первый отечественный эскортный мотоцикл;
🔹 Днепр 955 - патрульный мотоцикл для госавтоинспекции;
🔹 Днепр Соло - самый быстрый серийный мотоцикл;
🔹 Днепр М156П - маневровый мотоцикл для тушения пожаров и другими экспонатами.⏰ Выставка будет действовать в Музее КПИ до конца 2021года, поэтому каждый желающий может осмотреть экспозицию в удобное для себя время.
Подробнее - в видео.