КПИ им. Игоря Сикорского все активнее утверждается как центр социологического образования и исследований. В частности, представители студенческого социологического сообщества университета успешно заявляют о себе на профессиональных конкурсах и олимпиадах. На Всеукраинской студенческой олимпиаде по социологии, которую уже второй раз принимал в своих стенах КПИ им. Игоря Сикорского, студентка кафедры социологии Анна Куровская заняла первое место, а ее коллега Александр Бевзюк-Волошин - второе. Они учатся по магистерской программе "Социология модернизации и научно-технического развития".
Анну с детства интересовала наука, а ФСП Киевской политехники привлек широким спектром дисциплин и возможностью развиваться по любым научным направлениям. "Это стало существенным преимуществом при поиске ориентиров как научных, так и жизненных", - говорит Анна. Сейчас она постоянный участник университетских научных конференций, трижды принимала участие во Всеукраинской студенческой олимпиаде по социологии. Студентка считает, что предметные олимпиады - это отличный шанс испытать себя, выверить свои знания, оценить сильные и слабые стороны собственных компетенций и научиться работать над ошибками, когда они возникают. А еще - это хорошая возможность познакомиться и пообщаться со своими коллегами из других вузов, обменяться опытом и впечатлениями.
Магистерская программа, по которой учится Анна, является уникальной для Украины и содержит социологическую компоненту мощного междисциплинарного направления "Наука, техника и общество". В сферу научных интересов студентки входят социология образования, социология науки, техники и инноваций, общественные трансформации на постсоветском пространстве. Социологическое понимание процессов, происходящих в научной и технических областях, и социальные последствия этих процессов необходимо для осознания явлений современного мира, а также может стать ключом к поиску ответов на вызовы современности.
Однако любая образовательная программа - это не только набор учебных материалов и дисциплин, это прежде всего люди. Ведь именно хороший преподаватель может заинтересовать и стимулировать к тому, чтобы окунуться в предмет, вдохновить на творческий поиск. По мнению Анны, ей повезло и с компетентными и увлеченными своим делом преподавателями, и с одногруппниками, так как обучение невозможно без дискуссий и совместной работы. Анна благодарна своему одногруппнику Александру Бевзюк-Волошину, который имеет интересный опыт и влечение к социологической науке и является примером разносторонних подходов к обучению.
Александр Бевзюк-Волошин - личность многогранная. В свои двадцать девять лет решил сменить профессию и заняться тем, о чем всегда мечтал, - академической деятельностью в гуманитарной сфере. До этого он получил степень магистра банковского дела и работал в сфере управления персоналом. Желание изучать социологию пришло в 2017 г. внезапно. Ища информацию о сопротивлении персонала при формировании корпоративной культуры, он наткнулся на онлайн курс о социологии повседневности. "Сначала мне показалось, что там будут рекомендации относительно определенных манипулятивных техник, которые позволяют выдавать интересы владельцев корпорации за собственные интересы наемных сотрудников и таким образом консолидировать людей для повышения финансовых результатов, - вспоминает он. - Однако, пройдя курс, я понял, что речь идет о значительно большем, а именно о незаметных, на первый взгляд, закономерностях, которые лежат в основе общественных взаимоотношений. Количество незнакомых имен и теорий вызвало что-то близкое к головокружению, захотелось разобраться в этом подробно. В этой науке (социологии) сошлось почти все - возможность использовать предыдущий жизненный и профессиональный опыт, найти ответы на важные вопросы, которые давно беспокоили ".
Александр начал изучать социологию самостоятельно, однако быстро понял, что без опытных наставников захлебнется в огромном количестве литературы. Поэтому решил начать обучение в магистратуре вуза. Выбирая университет, ориентировался на рекомендации знакомых и возможность совмещать учебу с практической деятельностью. "Я решил поступать в два университета - КНУ им. Тараса Шевченка и КПИ им. Игоря Сикорского, - рассказывает он. - В КНУ через его бренд и учитывая рекомендации коллеги, которая там училась, а в КПИ через положительные отзывы о заведующем кафедрой социологии Павла Кутуева". Экзамены сдал успешно в обоих заведениях. Окончательный выбор в пользу Киевской политехники сделал после разговора с Павлом Кутуевым.
С сентября 2017 г. Александр активно овладевает социологическими предметами в нашем университете. Поскольку группа небольшая, общение с преподавателями происходит очень интенсивно. Студенты получают много материалов на лекциях и для самостоятельной работы. "Иногда обсуждение прочитанного перерастает на семинарах в настоящие научные дебаты с моей одногруппницей Анной Куровской, за что я ей очень благодарен", - улыбается молодой ученый. Среди учебных дисциплин его особено интересуют касающиеся развития человеческой культуры и изменений, которые происходили в ней в ХХ в. Также появился интерес к проблемам конфликтных студий, с которыми ознакомился в группе, что обучается по вновь созданной программе "Урегулирование конфликтов и медиация». Обучение Александр совмещает с работой ассистента, выполняя исследования для международной организации YMCA под руководством доцента кафедры Максима Енина; участвует в научных конференциях, студенческих олимпиадах.
В будущем ученый планирует исследовать практики примирения после военных конфликтов и повседневные практики в постконфликтных обществах.