12 декабря в Государственном политехническом музее при НТУУ «КПИ» состоялся круглый стол «Самые большие самолеты своей эпохи». Он был посвящен 100-летию первого полета самолета И. И. Сикорского «Илья Муромец» (23.12.2013) и 25-летию первого полета Ан-225 «Мрия» (21.12.1988).
Эти два события разделяют ровно 75 лет. Они стали знаковыми для отечественной авиации, ведь самые совершенные и мощные самолеты начала и конца ХХ века были разработаны киевлянами. Традиция сооружения многомоторных тяжелых самолетов, которую заложил совсем еще юный тогда вчерашний студент КПИ Игорь Сикорский, была сохранена и развита его преемниками из киевского КБ им.О.К.Антонова и Киевского авиационного производственного объединения (ныне оба входят в состав Государственного предприятия «Антонов»).
Технические решения, реализованные в воздушных гигантах, о которых говорилось во время круглого стола, были действительно новаторскими. Достаточно вспомнить, что именно Игорь Сикорский стал первым в истории авиаконструктором, который увеличил мощность и одновременно повысил надежность самолета, снабдив его несколькими двигателями вместо одного. Конструкторская группа, в состав которой, кстати, входили в основном однокашники Сикорского по Киевскому политехническому институту, неустанно совершенствовали свой аэроплан, который впоследствии был признан лучшим самолетом Первой мировой войны. Уникальной является и наша современница «Мрия» – Ан-225. Этот шестимоторный богатырь до сих пор остается самолетом, который имеет наибольшую в авиационном мире грузоподъемность. Недаром же в 2004 году Международная ассоциация аэронавтики внесла его в Книгу рекордов Гиннеса за 240 его мировых рекордов. С тех пор их количество еще увеличилось.
Поэтому вполне понятно, почему заседание круглого стола вызвало живейший интерес студентов КПИ и неравнодушных к авиации школьников-старшеклассников.
Организаторы включили в программу доклад об истории создания и эксплуатации самолета «Илья Муромец», который сделали воспитанники Авиационно-космического центра Киевского дворца детей и юношества Иван Ободовский и Мария Любарская. Собственно, это было два доклада: один – посвящен истории создания первого тяжеловеса во всемирной авиационной семье и его модификаций, второй – особенностям его эксплуатации.
Самолету «Мрия» были посвящены воспоминания людей, непосредственно причастных к его строительству. О создании Ан-225 от первого замысла, разработки конструкции, подготовки производства и работы смежников до первых его полетов рассказал Анатолий Вовнянко – ведущий конструктор ГКБ им. О. К. Антонова по самолету Ан-225. После него выступили члены первого экипажа Ан-225: его командир – легендарный пилот, Заслуженный летчик-испытатель СССР, Герой Украины Александр Галуненко, штурман-испытатель Сергей Нечаев и бортрадист-испытатель Вячеслав Белоусов. Они рассказывали не только о летных испытаниях «Мрии», но и о ее рекордных полетах, и о том впечатлении, которое она произвела (да и сейчас производит) как на обычных людей, так и на авиационных специалистов всего мира.
«Во время первого нашего полета на выставку в Америку у нас было очень много посетителей. Люди выстаивали по часу-два, чтобы только рассмотреть поближе, прикоснуться, сфотографироваться у нашего самолета. Местные газеты писали, что «Мрия» создала в Америке прецедент – огромную очередь», – вспоминал Александр Галуненко об одном из маленьких эпизодов участия Ан-225 в одной из авиационных выставок в США.
С интересным докладом «105 лет Воздухоплавательного кружка КПИ» об объединении киевских политехников, которое стало колыбелью отечественной авиастроительной науки и образования, выступил также заведующий отделом истории КПИ Государственного политехнического музея при НТУУ «КПИ» Виталий Татарчук.
Ну и, конечно, не прошел мимо внимания участников доклад «Михаил Никифорович Ефимов – первый русский авиатор», в котором о своем прославленном предке рассказала участникам внучатая племянница отечественного пионера авиации Евгения Королева.