«Что нужно знать для построения «Умной планеты»?» – открытый образовательный семинар на эту тему прошел 21 мая в Большой физической аудитории НТУУ «КПИ». Впрочем, представители компании IBM, которые выступили организаторами семинара, хотели не только ознакомить участников – а среди них были студенты и преподаватели нескольких факультетов и институтов университета – с концепцией IBM «Smarter Planet», но и рассказать о деятельности компании, ее стратегии, направлениях работы, продуктах и некоторых новых разработках. А еще – об образовательных программах IBM, возможностях пройти подготовку для трудоустройства в ней, требованиях к кандидатам, условиях работы и карьерных перспективах.
Сегодня представительства компании IBM есть в 170 странах мира. Работает в ней более 450 000 сотрудников. В прошлом году бренд IBM по стоимости занял третью позицию в топ-списке ведущих мировых компаний. Компания постоянно обновляет номенклатуру своих продуктов, и это обновление, в свою очередь, иногда меняет весь мир.
Представители IBМ, которые пришли на семинар, рассказывали не только об основных принципах работы компании, но и о вполне конкретных направлениях деятельности ее подразделений, также о новых проектах. Поэтому возможность узнать об этом «из первых уст» вызвало большой интерес студентов, которые серьезно относятся к избранной профессии и хотели бы быть в ней успешными. Тем более, что, скажем, концепция «Разумной планеты», которая уже начала реализовываться во многих отраслях, рано или поздно будет внедряться и в нашей стране, то есть является потенциальной точкой приложения знаний и навыков завтрашних специалистов. Ее эффективность доказана в формате «Умного города», где конкретные функциональные области (общественная безопасность, дорожное движение, образование, водоснабжение, городское управление и т.д.) объединяются в единую структуру, благодаря чему обеспечивается оптимальность управленческих решений – элементы таких систем уже используются в некоторых странах.
Непосредственно связанной с информацией о концепции «Умной планеты» был рассказ о деятельности и необходимых профессиональных компетенциях бизнес-архитекторов. Целью работы таких специалистов является создание архитектуры организации, которая поддерживает эффективную, надежную и безопасную IТ-среду. Поэтому они являются главными идеологами развития современного предприятия, и вообще любой сложной системы. А их главным инструментом – специальное программное обеспечение, такое как, например, IBM Rational System Architect - программное решение корпоративной архитектуры с использованием интерактивных средств визуализации и анализа бизнес-процессов.
Следует отметить, что семинар проходил в рамках инициативы IBM University Relations (программа связи с университетами), поэтому во время его проведения студенты узнали много нового о бесплатных курсах, которые предлагает компания, ее образовательных ресурсах и преференциях для студентов, аспирантов и преподавателей при составлении сертификационных экзаменов. А еще – о больших программах сотрудничества с высшими учебными заведениями, которые IBM внедряет на протяжении многих лет на корпоративном уровне. Так, например, в рамках программы IBM Shared University Research компания предоставляет ведущим университетам мира ресурсы для создания Центров компетенции в области информационных технологий и инноваций, причем сотрудничество компании с ВУЗами рассчитано на длительную перспективу, связанную с проведением исследований, подготовкой специалистов и продвижением на рынки соответствующих новых технологий. Такие центры уже действуют, например, в России: в МГТУ им. Баумана открыт Центр компетенции в области больших вычислительных машин (мейнфреймов), а в Московском государственном университете управления – Центр компетенции по образованию и исследованиям в области Serviсes Science. Как сообщил участникам семинара координатор академических инициатив IBM Ukraine Александр Данько, на конец 2013 года планируется открытие Центра компетенции IBM «Smarter City» и в НТУУ «КПИ».
И хотя основной формой работы семинара были тематические презентации, проходили они достаточно неформально, поэтому некоторые участники за свою осведомленность, интерес к предметам обсуждения и, конечно, активность получили вполне материальное поощрение – флэш-накопители, футболки и бейсболки с фирменным логотипом IBM.