Научная конференция, посвященная проблеме повышения работоспособности и сохранению здоровья студентов, состоялась на кафедре физического воспитания ММИФ, где были заслушаны доклады 14 преподавателей, наиболее интересные из которых мы приводим в нашем рассказе.
На проблеме уменьшения веса тела (згонки) спортсменов в тех видах спорта, где существуют весовые категории, сосредоточил свое внимание старший преподаватель Андрей Соболенко. Он отметил, что после форсированного уменьшения веса тела на 4-5 кг полное восстановление функций организма происходит только через полгода, поэтому пользоваться таким методом необходимо очень осторожно, а лучше вообще от него отказаться. С физиологической точки зрения это стресс, очень негативно влияет на психику спортсмена - появляется раздражительность, несдержанность, обидчивость, плохое настроение. За счет уменьшения употребления жидкости и избавления от нее в сауне и во время интенсивных нагрузок происходят изменения в крови, возрастает ее вязкость, удельный вес, что повышает нагрузку на сердце. Затрудняется подача кислорода и питательных веществ, печень, почки, эндокринные железы, сердечная мышца находятся в состоянии гипоксии.
После згонки вес тела быстро восстанавливается, но не за счет увеличения мышц, а путем накопления организмом воды, углеводов, жиров, поэтому каждая повторная згонка - это новый стресс и вредная нагрузка. С опозданием атлет переходит в другую весовую категорию, но с меньшей мышечной массой, а следовательно, и силой, что приводит к задержке роста спортивного мастерства. В дальнейшем Андрей предоставил свои рекомендации, как с наименьшими потерями для здоровья использовать методики форсированного уменьшения веса тела у спортсменов, занимающихся борьбой и тяжелой атлетикой.
Интересным был доклад старшего преподавателя Татьяны Козловой, которая рассказала о влиянии музыкального сопровождения на эмоциональное и физическое состояние студенток во время занятий шейпингом, ведь ее исследования свидетельствуют о повышении на 26% работоспособности студенток под влиянием музыкальных мелодий.
Музыкальное сопровождение занятий повышает эмоциональное состояние, улучшает настроение, активизирует желание заниматься, меняет восприятие объема выполненной работы и уменьшает чувство усталости и дискомфорта от выполнения физических нагрузок, позволяет человеку выполнять значительное количество физических упражнений с большей интенсивностью.
Татьяна классифицирует функциональную музыку на мобилизующую, предназначенную для начала занятия, т.е. разминки; фоновую, которая не связана со структурой и характером движений, а есть посторонним раздражителем, который повышает качество занятия; структурно-сюжетную, которая представляет собой сложные специальные мелодии, соответствующую характеру, структуре и содержанию физических упражнений; восстановительную, что способствует расслаблению мышц, снятию усталости, успокоению дыхания и сердечно-сосудистой системы, особенно в заключительной части занятия.
Преподаватель Елена Сиротинская рассмотрела уровень мотивации студентов к занятиям физической культурой и спортом, развитие и совершенствование их физических качеств с применением атлетических упражнений, особенности формирования морально-волевых качеств для дальнейшей учебной и трудовой деятельности.
Действию эфирных масел на организм посвятил свой доклад старший преподаватель Сергей Битко. Это действие может быть быстрым и заключаться в изменении соотношения торможения и возбуждения в различных отделах центральной нервной системы, используется для лечения невротических и нейротропных патологических состояний и коррекции функционального состояния и самочувствия у лиц с высокими эмоциональными и интеллектуальными нагрузками, тогда как медленное действие проявляется в загальнофитонцидном воздействии, снижении напряженности адреналиновой системы, коррекции процессов восстановления. Наиболее эффективной для использования, по мнению исследователя, является композиция эфирных масел лаванды, шалфея и мяты.
Проблеме похудения, является очень актуальной на сегодняшний время, посвятили свой доклад доцент Анна Бойко и старший преподаватель Михаил Масалкин. Наиболее эффективными методами и средствами для борьбы с ожирением является комплексное применение электростимуляции, физических упражнений, диет, питательных добавок. Использование диет должно быть связано с плавным уменьшением количества калорий, состава и качества пищи. Нужно отказаться от сахара, мучных изделий, картофеля, жиров, особенно в рафинированном виде. Полезно употребление овощей, фруктов (источник витаминов), молочных продуктов (кефир, творог), поскольку недостаток кальция приводит к увеличению жировых тканей и ухудшение состояния суставов и костных тканей.
Во время приема пищи не рекомендуется употреблять напитки, потому что они негативно влияют на качество пищеварения и снижают питательную ценность пищи. Прием жидкости необходимо выполнять не позднее чем за 10 минут до еды и не ранее чем через час после еды. Норма употребления жидкости от 2,5 до 3 литров в сутки, поскольку ее нехватка замедляет все жизненные процессы, в том числе и расщепление жиров. Похудение сопровождается уменьшением мышечных тканей, поэтому пища должна содержать достаточное количество белков.
Обязательным является выполнение комплексов физических упражнений и циклических упражнений (бег, плавание, велосипедные и пешие прогулки) аэробной направленности. Авторы предоставили комплексы рекомендованных и экспериментально проверенных ими упражнений и диет, которым они согласны поделиться со всеми желающими.
Проблемам улучшения качества занятий были посвящены доклады других участников конференции: доцентов Ирины Зениной и Елены Твердохлеб, старших преподавателей Дианы Мищук, Натальи Дакал, Владимира Назарука, Сергея Абрамова, преподавателей Анны Чеховской, Оксаны Чиченьовои, Виктора Назимко, Вадима Михайленко. Каждый доклад сопровождалась обсуждениями. Подводя итоги, и.о. зав. кафедры Анна Бойко выразила уверенность, что качество кафедральных научных конференций с каждым годом будет расти.
Юрий Вихляев, профессор кафедры физического воспитания