Чтобы узнать, как стабильно развиваться и развивать, научиться методу беккастинга - обратного прогнозирования, 22 мая 2012 года студенты и аспиранты НТУУ "КПИ" собрались на курс Лео Янсена "Стратегическое планирование: устойчивое развитие и метод беккастинга". Курс был прочитан в рамках Tempus-проекта CREDO при организационной поддержке Научного общества студентов и аспирантов и команды "Эврика". Стоит напомнить, что целью TEMPUS-проекта CREDO, который стартовал в декабре 2010 года, является создание аспирантуры европейского образца по специальности "Возобновляемая энергетика и природоохранные технологии" в НТУУ "КПИ" и еще в семи университетах Восточной Европы и Азии.
Профессор Янсен - известный специалист в области устойчивого развития, активный общественный деятель, с 1991 года был исполнительным директором с постоянных технологий в Генеральном директорате окружающей среды Министерства жилищного строительства, территориального планирования и окружающей среды Нидерландов, а в 1993-2001 годах - руководителем нескольких межправительственных программ в Нидерландах, связанных с внедрением постоянных технологий. В Делфтском техническом университете (TU Delft) занимал пост профессора по постоянным технологиям с 1990 по 1999 гг. А с 1996 года и до сих пор возглавляет комиссию по устойчивому развитию.
Курс был разделен на две части - теоретическую и практическую.
Теоретическая - это две лекции по основным концепциям устойчивого развития и стратегического планирования. Основные их идеи: необходимо принимать во внимание потребности человечества и разрабатывать пути их удовлетворения, учитывая при этом и потребности будущих поколений; технологии не могут быть нейтральными - реализация любого изобретения влечет те или иные последствия. Для этого необходимы специалисты. Итак, уже сегодня система преподавания и учебные программы в вузах должны быть скорректированы в соответствии с потребностями современности и новых вызовов. Сейчас недостаточно быть специалистом только в своей сфере, поэтому выпускники технических вузов должны мыслить системно, глобально, учитывая множество аспектов проблемы. Крайне необходимо также связать теорию с практикой - студенты и аспиранты должны уже в процессе обучения работать над реальными задачами и решать насущные проблемы.
Практическая часть курса была организована в виде ролевой командной игры с применением метода беккастинга - обратного прогнозирования. Такие игры учат мыслить критически и системно. Каждый в команде выполнял определенную роль: эколог, представитель местных властей, ученый, застройщик-предприниматель.
Участники получили задание разработать стратегию создания комфортной среды проживания. Каждый из стейкхолдеров (вовлеченных сторон) должен был отстаивать собственные интересы, одновременно команда должна выполнить задание - значит, пришлось договариваться. Над проектом работали поэтапно, на каждом этапе участники получали консультацию Лео Янсена и координатора TEMPUS-проекта CREDO в Швеции профессора Королевского технологического университета Ольги Кордас. Такой вид работы оказался очень эффективным - студенты вынуждены активно работать мозгами, работа в команде способствовала рождению новых идей. А своевременные советы и комментарии координаторов держали в правильном "коридоре".
В общем, несмотря на интенсивность курса, в течении лекций и игры участники сделали существенный шаг в понимании глобальных процессов, было положено начало развитию их системного, глобального мышления и, можно надеяться, мотивировано к дальнейшим действиям.
Евгения Кугук, член НОСА, студентка ФЛ