В условиях интеграции Украины в международное научно-образовательное пространство изучение и преподавание иностранных языков, а особенно английского - языка международного общения, является не просто частью фундаментального образования, а становится одним из ключевых для удовлетворения таких требований Болонского процесса, как расширение мобильности НПП, студентов и другого персонала для взаимного обогащения европейским опытом; повышения конкурентоспособности выпускников на внутреннем европейском и мировом рынках труда.
Повышение качества обучения иностранному языку в высшей технической школе должно обеспечиваться поддержкой в мотивационном направлении, целью которого является повышение заинтересованности в получении именно знаний, в противовес получению диплома, путем разъяснительной работы о роли владения иностранными языками в повышении конкурентоспособности и мобильности выпускников и студентов и о принципах Болонской конвенции, внедрением поощрительных мер со стороны руководства факультетов и институтов и тому подобное.
Несколько последних лет подряд кафедра английского языка технического направления № 2 НТУУ "КПИ" проводит опрос студентов в рамках мероприятий по повышению качества изучения и преподавания иностранных языков в университете. В первом семестре 2006/2007 учебного года кафедра инициировала социологический опрос студентов на тему "Качество обучения английскому языку студентов технических специальностей НТУУ" КПИ ".
Исследование должно было ориентироваться на решение следующих задач:
- Определить степень мотивированности студентов по изучению иностранных языков;
- Исследовать соответствие знаний по иностранному языку, полученному во время обучения, предыдущим ожиданиям студентов;
- Определить, в достаточном ли объеме предоставляются студентам знания иностранного языка общего и профессионального направления;
- Определить готовность студентов младших курсов к изучению иностранного языка профессионального направления;
- Исследовать преимущества и недостатки организации учебного процесса по иностранному языку профессионального направления;
- Исследовать наиболее эффективные формы сотрудничества преподавателей иностранного языка со студентами;
- Выяснить мнение студентов относительно уровня преподавания иностранного языка профессионального направления;
- Исследовать готовность студентов участвовать в научной работе, учитывая получаемые в университете знания по иностранному языку профессионального направления;
- Определить возможности студентов, которые уже имеют опыт работы, в реализации получаемых знаний по иностранному языку профессионального направления на практике;
- Выяснить возможности студентов по поиску желаемой работы на рынке труда и их конкурентоспособность с другими специалистами, учитывая получаемые в университете знания по иностранному языку профессионального направления;
- Определить перспективы мобильности студентов на украинском и мировом рынках образования и труда с учетом получаемых в университете знаний по иностранному языку профессионального направления.
Опрос проводился среди студентов четырех курсов восьми факультетов и институтов НТУУ "КПИ", с которыми работает кафедра английского языка технического направления №2. Опрошено 59% от общего количества студентов, из них по курсам:
1-й курс - 65% (1053 студента),
2-й курс - 63% (994 студента),
3-й курс - 55% (819 студентов),
4-й курс - 51% (540 студентов);
по факультетам:
ПСФ - 82% (854 студента),
ММИ - 76% (766 студентов),
ЗФ - 68% (366 студентов),
ИФФ - 64% (384 студента),
ФМФ - 59% (195 студентов),
ИХФ - 58% (512 студентов),
ФТИ - 52% (214 студентов),
ФАКС - 23% (112 студентов).
Анализируя полученные результаты, целесообразно разделить вопрос обеих анкет на три блока: (І) вопросы, общие для всех курсов, (II) специальные вопросы для студентов младших курсов, (iii) специальные вопросы для студентов старших курсов.
І. Вопросы анкеты, общие для всех курсов
Как указано выше, студентам было предложено две анкеты (для 1-2 и 3-4 курсов), часть вопросов в которых были одинаковыми. Эти вопросы охватывали аспекты изучения иностранного языка и иностранного языка профессионального направления, такие как мотивация, организация учебного процесса, оценка студентами собственного усердия и уровня получаемых знаний и тому подобное.
Скажите, что для Вас лично является главным мотивом при изучении иностранного языка?
Личными мотивами при изучении иностранного языка большинство опрошенных студентов считают необходимость для каждого образованного человека знать иностранный язык (30%) и понимание необходимости знаний по иностранному языку для дальнейшей работы (27%). Почти пятая часть опрошенных отметили, что иностранный язык является средством удовлетворения их внеурочных интересов, а 16% изучают его как обязательную дисциплину, с которой хотят иметь хорошую оценку или зачет. Результаты опроса по курсам и факультетам показывают близкое соотношение ответов на этот вопрос.
Изучаете ли Вы английский язык за пределами университета (курсы, репетиторство)? Почему Вы изучаете (планируете изучать) английский язык за пределами университета?
Вне университета английский язык изучают 11% и планируют изучать 23% опрошенных, в основном из-за не успевания по университетской программе по английскому языку (64% ответов).
Изучаете ли Вы другой иностранный язык за пределами университета?
Другой иностранный язык, кроме английского (в основном немецкий, французский), вне университета изучают 5% студентов, планируют изучать - 12%.
Как Вы считаете, количество часов, отведенных для изучения иностранного языка на Вашем факультете, следует ...
Более половины студентов высказались за увеличение количества часов, отведенных для изучения иностранного языка. Почти треть опрошенных довольны существующим положением вещей. Больше всего потребность в увеличении количества часов чувствуют первокурсники (73%), третьекурсники (70%) и четверокурсники (81%) СФ, а также второкурсники ФТИ (86%).
Сколько часов в неделю Вы тратите на подготовку домашнего задания по английскому языку?
Большинство студентов, принявших участие в анкетировании, тратят на подготовку домашних заданий по английскому языку или менее одного часа в неделю (37%), или до двух часов (36%). Только 11% отмечают, что работают над английским языком дома более двух часов в неделю. Шестая часть опрошенных еще раз подтвердили, что, как правило, не выполняют домашние задания.
Следует отметить, что студенты младших курсов уделяют домашним заданиям больше внимания и времени, чем студенты третьего и четвертого курсов, впрочем это расхождение не является большим.
Как изменились Ваши знания английского языка во время учебы в университете?
О том, что за время обучения в университете их знания английского языка улучшились, отмечают 76% опрошенных, впрочем более половины из них отмечают незначительную степень этих улучшений. Больше всего довольны своими успехами студенты ФТИ (47%). Шестая часть всех опрошенных заявляют, что их знания английского языка не изменились вообще, двадцатая - что знания незначительно ухудшились, сотая - значительно ухудшились. Так, среди опрошенных на СФ 29% заявили о неизменности их знаний, незначительное ухудшение указали 11% опрошенных в ММИ, на значительное - 5% респондентов из ФАКС.
Как Вы оцениваете уровень преподавания английского языка [профессионального направления] на факультете?
Уровень преподавания английского языка 48% опрошенных студентов оценивают как высокий, 46% - как средний, 6% - как низкий. Больше всего довольны уровнем преподавания студенты ФТИ - 62%, меньше всего довольны студенты ММИ: 14% оценили уровень как низкий.
Считаете ли Вы необходимым преподавание на иностранном языке отдельных предметов по Вашей специальности?
Преподавание на иностранном языке отдельных предметов по специальности не считают необходимым 55% опрошенных, 22% приветствовали бы такую возможность, а 23% не смогли определиться с ответом. Больше всего хотели бы слушать курсы по специальным дисциплинам на иностранном языке на ПСФ (31%), меньше всего - в ММИ (91% высказались против).
II в. Специальные вопросы для студентов младших курсов
Является ли уровень знаний по английскому языку, полученный в школе, достаточным для продолжения обучения в НТУУ "КПИ"?
48% опрошенных считают этот уровень недостаточным, 39% - достаточным. Больше всего довольны школьными знаниями студенты ФАКС (63%) и ФТИ (60%), меньше всего - студенты ММИ (84%).
ІІІ. Специальные вопросы для студентов старших курсов
Ориентировано ли преподавание английского языка на Вашем факультете по Вашей специальности?
Большинство студентов 3 и 4-го курсов (66%) говорят, что преподавание английского языка на их факультетах ориентировано на их специальность. С ними не согласны 11% опрошенных. На ФМФ количество тех, кто ответили "да", наибольший - 90%. На ФАКС больше ответов «нет» - 28%.
Помогают ли Вам знания по иностранному языку углублять свои знания по специальности?
То, что знания английского языка помогают углублять знания по специальности, подтверждают 34% опрошенных, а 43% это отрицают. По собственным показаниям, наиболее всего используют знания иностранного языка для расширения профессиональных знаний студенты ФТИ ("да" - 78%), меньше всего - студенты ММИ («нет» - 80%).
Какими иноязычными ресурсами Вы пользуетесь для поиска необходимой информации по специальности?
Среди иностранных ресурсов, используемых студентами для поиска необходимой информации по специальности, наиболее популярны Интернет-ресурсы (45% ответов, на ФАКС - 83%). Интересно, что учебными пособиями и учебниками на иностранном языке из ведущих дисциплин широко пользуются студенты ИХФ, научными газетами и журналами - студенты ИФФ, проспектами, каталогами, спецификациями - студенты СФ, энциклопедиями - студенты ФАКС. К сожалению, 21% всех респондентов и 82% опрошенных студентов ММИ отметили, что не используют иноязычные ресурсы для поиска информации по специальности.
Как Вы преимущественно используете профессиональную информацию, полученную из иностранных источников?
Полученную из иностранных источников профессиональную информацию студенты преимущественно используют для обработки на занятиях по английскому языку, в том числе для написания рефератов. Чуть меньше трети используют ее для расширения знаний по специальности (этот показатель является наибольшим в СФ (48%) и ФАКС (43%), кроме того, студенты ФАКС среди других вариантов предпочитают использовать иностранные ресурсы для написания курсовых работ).
Оцените свой уровень владения иностранным языком.
Свой уровень владения иностранным языком 42% опрошенных оценивают как средний, 23% - как "выше среднего", 22% - как "ниже среднего", по 6% - как высокий и низкий.
По Вашему мнению, достаточно ли Вам знаний по английскому языку, которые Вы получаете в НТУУ "КПИ", для будущей профессиональной деятельности?
58% опрошенных оценивают знания английского языка, которые они получили в НТУУ "КПИ", как недостаточные для будущей профессиональной деятельности. Больше всего довольны полученными в университете знаниями по английскому языку студенты СФ и ИФФ (по 51%), меньше всего - студенты ФАКС (75% выразили недовольство).
По вашему мнению, соответствует ли Ваш уровень овладения иностранным языком необходимым требованиям для обучения за рубежом?
Большинство опрошенных считает свой уровень овладения английским языком соответствующим требованиям для обучения за рубежом (69%). Впрочем, самым оптимистическими здесь выглядят студенты СФ (46%), а ФАКС демонстрирует самый низкий показатель уверенности (84% считает свой уровень английского языка недостаточным для обучения за рубежом).
Следует заметить, что, по наблюдениям преподавателей и показателями текущего аттестационного контроля, примерно 5% студентов не выполняют учебную программу, поэтому при анализе результатов опроса нужно иметь в виду эту погрешность. Впрочем, полученные данные в целом отражают мнение наиболее сознательной части студенческой среды и проявляют определенные тенденции, важные для оценки состояния изучения иностранных языков на не языковых факультетах НТУУ "КПИ".
Так, значительное количество студентов имеет личную мотивацию к изучению иностранных языков не только в университете, но и за его пределами. Однако необходимость дальнейшей работы в этом направлении очевидна: студенты мало мотивированы на совершенствование собственных профессиональных знаний или научную деятельность, что сегодня невозможно без знания иностранных языков. Перспективы обучения за рубежом являются привлекательными для большинства студентов, однако не имеют значительного веса как фактор изучения иностранного языка.
Результаты опроса подтверждают, что изучение английского языка на всех факультетах, с которыми работает кафедра английского языка технического направления №2, имеет профессиональную ориентацию. Однако студенты мало используют собственную иноязычную компетенцию для углубления профессиональных знаний, останавливаясь в основном на выполнении требований учебной программы по иностранному языку.
В общем студенты отмечают улучшение своих знаний по английскому языку за время обучения в университете, высказываются за увеличение количества часов, отведенных на изучение иностранного языка, и осознают недостаток собственного усердия в работе в аудиториях и дома. Уровень преподавания оценивается ими как высокий и средний, а школьные знания - как часто недостаточными для продолжения учебы в НТУУ "КПИ". Свой уровень владения языком студенты преимущественно оценивают как средний и не считают полученные в университете знания английского языка достаточными для будущей профессиональной деятельности или учебы за рубежом.
Полученные данные будут учтены кафедрами английского языка технического направления при разработке и обновлении учебно-методических материалов и планировании мероприятий по повышению уровня изучения и преподавания английского языка на технических факультетах. Опыт проведения кафедрой социологических опросов подтверждает их важность как формы сотрудничества преподавателей и студентов, источники информации для оценки качества учебного процесса и средства управления качеством. В дальнейшем нужно продолжать отрабатывать механизмы социологических исследований по изучению факторов влияния на состояние языковой подготовки в университете, практиковать проведение тематических исследований, например, "Качество обучения иностранному языку на не языковых факультетах с точки зрения студента", "Качество обучения иностранному языку на не языковых факультетах с точки зрения преподавателя" , "Работодатели об уровне владения иностранными языками выпускников университета" и т.п., и информировать общественность о результатах социологического мониторинга.
Автор: Н.С.Саенко, декан факультета лингвистики
Т.П.Павлова, зав. кафедры английского языка №2
Т.В.Стовбун, преподаватель кафедры английского языка №2