Малоизвестные факты из жизни Игоря Сикорского

Наш университет носит имя Игоря Сикорского - авиаконструктора, украинца по происхождению, известного в мире. Биографы подробно исследовали факты его американского периода жизни. Но события 1889-1918 гг. иногда имеют свободную трактовку. Опираясь на архивные источники и публикации, заведующая отделом научно-образовательной работы ГПМ, доктор философии в области "История науки и техники" Л.С.Перелигина исследовала малоизвестные факты и в журнале "East European Science journal" развенчала ложные публикации о киевском периоде жизни И. Сикорського.

Первые вертолеты

Она рассказала корреспонденту "КП": "Летом 1908 г. Игорь поехал с отцом в Германию, где заинтересовался демонстрационными полетами американского авиатора У.Райта и решил строить более безопасный за самолет воздухоплавательный аппарат - вертолет. Конструкцию выбрал по соосной схеме, с двумя винтами, что вращались в противоположных направлениях ".

В декабре 1908 г. юноша отправился в Париж для покупки двигателя и изучения авиационного дела. В феврале 1909 г. поступил в авиационную школу Ф.Фербера. В мае возвращается в Киев с двигателем "Анзани" в 25 л.с., материалами для будущего вертолета и начинает его строить во дворе семейной усадьбы. В июле машина была готова. Двигатель работал на полную мощность, но вертолет не поднимался, а только крутился. Поэтому конструкция требовала доработки.

Осенью 1909 г. И.Сикорский снова посетил Париж и привез два двигателя мощностью 25 и 15 л.с. Весной 1910 г. вертолет №2 было построено. Он смог поднять только свой собственный вес (180 кг) и стал первым вертолетом в Украине, который оторвался от земли. Кроме того, эти вертолеты стали первыми в мире летательными аппаратами соосной схемы, для которых были проведены натурные испытания. И построили их на киевской земле. Заметим, что в современных российских публицистические изданиях часто ошибочно утверждается, будто бы второй вертолет Игорь Сикорский строил и испытывал в Париже.

Семейные отношения

Со своей первой женой, Ольгой Синькевич, Игорь познакомился в июне 1914 г. во время демонстрационных полетов на самолете "Илья Муромец". В то время ему было 25 лет, Ольге - только 15, и она приходилась ему близкой родственницей - двоюродной племянницей. На брак пришлось просить разрешения высших церковных властей. Радости это событие ни у невесты ни у жениха (не было глубокого чувства, что их объединяло бы), ни в их семьях (через близкие родственные связи молодых) не принесло. (Метрическая книга с записью о браке, датированным 6 ноября 1915 г., хранится в фондах Центрального государственного исторического архива в г. Киеве.) И. И. Сикорский в то время работал заведующим авиационного отдела Русско-Балтийского вагонного завода в г. С.-Петербург и в Киев приезжал редко. Чтобы обустроить и облегчить жизнь жены с младенцем - дочерью Татьяной, 1916 г.р. - Игорь Иванович приобрел под Киевом имение, которое называлось, как и расположенная рядом деревня, Гавриловка. Это было, вероятно, в 1916 или 1917гг.

Вторым мужем О. Синькевич стал врач М.Ковалевский, от него было три дочери. Умерла Ольга в 1929 г. от туберкулеза в Луганске. В 1924 г. И. И. Сикорский в Нью-Йорке взял второй брак с Элизабет Семион, русской по происхождению. Ложность распространенной ныне информации о родственных отношений заключается в том, что датами первого брака и рождения Татьяны считаются, соответственно, 1917 г. и 1918 г.

Гавриловка

Имение, приобретенное И.И.Сикорским, располагалось почти на 1000 десятинах земли. Большой двухэтажный дом украшался белыми колоннами. За домом был фруктовый сад, дальше - парк, за ним тянулся сосновый лес. Дети обеих семей - Сикорских и Синькевич - приезжали туда отдыхать. В августе 1918 г. крестьяне разграбили и сожгли имение, спустили пруд. Ольга с ребенком и челядью сбежала через лес.

Село Гавриловка и теперь существует в Вышгородском районе, в 40 км от Киева. По воспоминаниям старожилов, фамилия последнего господина действительно было Сикорский, но связывают его с отцом И.И.Сикорского - Иваном Алексеевичем.

по материалам East European Science journal, №2, 2018 г.