Зимние календарные праздники украинцев сочетают в себе языческие и христианские черты. Рождество (7 января) и старый Новый год - праздник Василия (14 января) сопровождаются обрядовыми песнями (колядками), пожеланиями, угощениями, театральными играми и развлечениями. Сколько сел (поселков) - столько и красок самой коляды можно услышать. Без преувеличения, самые яркие рождественские обряды совершаются в селе Криворивня (Ивано-Франковская обл.), А наиболее самобытно маланкуют в селе Красноильск (Черновицкая обл.).
В Криворивне колядуют только мужчины, 6-8 ватаг в течение недели обходят дома (даже пустые) и выполняют старинные рождественские песни, до трех-четырех домов в день. "Быть колядником - гордо. Только кого-либо не берут, - рассказывают местные. - Мужчины должны быть порядочные и хозяева хорошие. Парни - скромные и к работе умелые. Чтобы в них немного был голос, чтобы были музыкально задуманы". За старшего в колядницкой ватаге "береза": он подбирает колядников, учит с ними голосовые партии и слова, сам знает до полусотни колядок и еще больше обычаев, в общем руководит действом. Самобытный атрибут - топор, который задает темп в песнях и помогает преодолевать горы.
Начинают колядовать 7 января после торжественной службы и песнопений и праздничного шествия по территории храма. Действо очень яркое и ежегодно собирает несколько сотен туристов.
Ми коліднички, чесно вважаймо,
Барточки срібні вгору здіймаймо,
Барточки срібні в руках вбертаймо,
А ноги легкі – легко ступаймо.
А ми будемо колідувати.
Бо колідочка – це Божі слова.
Це українська, рідная мова,
Ми коляднички, чесно вважаймо,
Вкраїнськов мовов Хресту співаймо.
* * *
Румынская Маланка на Буковине - действо яркое, красочное и совершенно непонятное для приезжих. Каждый год все больше туристов и журналистов наезжает 14 января в Красноильск, Вашковцы и другие села, чтобы посмотреть на коронованных "царей и цариц" в расшитых бусами головных уборах; "Медведей" и "цыган", измазанных сажей; всевозможных "дедов" и "баб" в собственноручно изготовленных масках, ярких лошадок из лент и другую переберию (преимущественно мужскую). Способствует этому и Фестиваль Маланок, что его уже несколько лет проводят в Черновцах.
Единственное место, где можно увидеть аутентичных соломенных и крылатых «медведей» - это Красноильск. Первые - настоящие стога сена (вес костюма - до 100 кг, надевают его лежа, потом два-три человека поднимают молодца). Другие - имеют размах убранных крыльев до 6 м. Они поют румынскую песню о медведе.
Вище, вище танцюй,
щоб усі бачили ведмедя,
який він і звідки взявся,
такий чорний і страшний,
оп, оп але оп.
Цыгане, которые ведут медведей на цепях, то и дело ударяют о землю булавами - и косолапые начинают танцевать или бороться между собой, катаясь по улице. Барабаны задают ритм, и ноги сами начинают подтанцовывать. Каждая улица в селе имеет свою группу меланкарей (до сотни человек), которые, обойдя с песней и танцами дворы уважаемых жителей, где их обязательно угощают, выходят на центральную улицу и медленно движутся в сельсовет, пританцовывая и перепевая друг друга. Настоящий зимний карнавал с невероятной энергетикой. Уже затемно на центральной площади устраивают своеобразный фестиваль и угощение. Угощают, кстати, и всех прохожих (приезжих), которые всячески пытаются сфотографировать (заснять) это невероятное действо. В прошлом году мы насчитали шесть ватаг, но их было, наверное, больше.
Невозможно не упомянуть детей. Участие в Маланке, которая, кстати, продолжается с утра до поздней ночи, для них большая честь. Поэтому очень стараются подражать взрослым, несмотря на усталость и ощутимый мороз. Переодетые раз за разом затрагивают зрителей, предлагают лечение, парикмахерские услуги и др., собирают деньги на младенцев, и, конечно, фото за вознаграждение.
Правильно говорят: время обращаться с заявлением в ЮНЕСКО о внесении Маланок Буковины в Список нематериального наследия.