История знает немало семейных «дуэтов», оставивших яркий след в науке и технике. Им установлены памятники, их портреты печатаются на страницах школьных учебников, о них пишут книги и снимают фильмы. И это правильно: человечество должно знать имена крупных искателей истины и строителей. Перечень их достаточно велик. Открывают его, наверное, Солунские братья - Святые равноапостольные Кирилл и Мефодий, просветители и вероучители, которые подарили славянскому миру собственный алфавит. Достойное место в нем занимают и выдающиеся немецкие фольклористы и филологи, более известные широкой общественности как составители сборников сказок, братья Гримм. Неполным он будет без «родителей» кинематографа французов братьев Люмьер. Ну и, конечно, почетное место в нем принадлежит американским авиаконструкторам, которые первыми подняли в небо аппарат тяжелее воздуха, братьям Райт ... Однако не все знают, что подобный семейный «коллектив» был и в украинской истории. Точнее, в истории украинского авиастроения. В отличие от тех, кого мы только что упомянули, сейчас его мало кто помнит. Объяснить это можно зловещей тенью репрессий 30-х годов прошлого века, достигающей наших дней и мешающей разглядеть в украинском прошлом даже знаковые фигуры. Тем важнее вернуть в контекст национальной истории имена этих людей - для развития отечественной авиации они сделали очень много. И не только авиации.

Итак, братья Касьяненко.

[текст українською]

На фото: Це був аероплан воєнних років, що задумувався він як бойовий. Одномісний винищувач з крилами, змонтованими за улюбленою Касяненками схемою «оживлення», тобто змінного кута встановлення, зі штовхальним стосильним двигуном «Гном-Моносупап» і трилопатним (уперше в Росії!) гвинтом був незвичайним у всьому. І перше, на що звертали увагу всі, хто його бачили, була незвична аеродинамічна компоновка. Це була справжня крилата торпеда з обтічним мов веретено фюзеляжем і вертикальним та горизонтальним оперенням, яке забезпечувало управління у відповідних площинах та захищало гвинт. Він і отримав неофіційну назву «Торпеда». Офіційно ж ця конструкція звалася «КПІ-5» – «Київський політехнічний інститут – п’ятий».