Александр Георгиевич Ивченко - выдающийся конструктор авиадвигателей, который сумел создать свою школу авиационных двигателей и объединить энтузиастов-профессионалов высочайшего уровня, он вошел в историю знаменитых создателей техники что изменили наш мир к лучшему, как академик НАН Украины, доктор технических наук, лауреат Ленинской и Сталинской (Государственной) премии СССР, Герой Социалистического Труда.
Александр Ивченко родился 23 ноября 1903 года в городе Большой Токмак Запорожской области в семье рабочего-литейщика. Детские и юношеские годы обнаружили его тягу к технике, и поэтому успешным было обучение в 1930-35 годах в Харьковском механико-машиностроительном институте. Сейчас это Национальный технический университет "Харьковский политехнический институт", на фасаде которого установлена мемориальная доска в честь знаменитого выпускника.
Становление Александра Ивченка как конструктора связано с работой в довоенные годы на моторостроительном заводе в Запорожье. Отличительным стало его участие в модификации двигателя М-88, когда он вместе с коллегами нашел техническое решение, которое позволило существенно повысить моторесурс двигателя, благодаря чему двигатель был принят к серийному производству. Это был двигатель, который с нетерпением ждала отечественная авиация, о чем свидетельствует текст телефонограммы Верховного главнокомандующего Сталина руководству завода: "Если вы действительно хотите помочь стране и Красной Армии, обеспечьте выпуск моторов М-88 ..." Благодаря таким двигателям был осуществлен героический авиационный рейд с бомбардировкой гитлеровского Берлина в августе 1941 года.
За годы Великой Отечественной войны эвакуированный в Омск завод, заместителем главного конструктора которого был Александр Ивченко, изготовил более 27 000 авиадвигателей для военных самолетов. Из них более 10 000 - это двигатели М-88. По словам наркома авиационной промышленности Алексея Шахурина, М-88 "был одним из четырех двигателей, на котором воевала наша авиация".
Организованное в 1945 году в Запорожье опытно-конструкторское бюро во главе с Александром Ивченком создало ряд отечественных авиадвигателей, использование которых обеспечило прогресс в развитии авиационной техники Советского Союза в последующие десятилетия.
За период с 1945 по 1968 год было спроектировано и внедрено в народное хозяйство новейшую технику самого высокого уровня, в том числе семейство поршневых и газотурбинных авиационных двигателей для самолетов и вертолетов, в том числе и для первых советских вертолетов Ми-1, Ка-10, Ка-15 и др. За разработку двигателей серии АИ-26 для отечественных вертолетов в 1948 году Александра Ивченко награждено Сталинской (Государственной) премией.
Двигатели нового типа АИ-20 были созданы для самолетов семейства Ан. Сотрудничество Александра Ивченка с выдающимся авиаконструктором Олегом Константиновичем Антоновым началась с 1948 года и было особенно плодотворным. Это был своеобразный, как потом скажут специалисты, "союз крылышек и лопаток". Как отмечал по этому поводу академик Б.Е. Патон, "выход на воздушные трассы каждой совместно созданной крылатой машины знаменовал новое серьезное достижение науки и техники. Они смело шли на применение новых технологий, материалов и этим открывали новые перспективы в авиастроении ... Все свои конструкторские и технологические решения они принимали с учетом реальных потребностей народного хозяйства страны ... Яркое, полное творческих поисков, преодоление немалых трудностей и преград жизни двух выдающихся ученых является примером преданного служения Родине ".
Значительный моторесурс имело семейство мощных турбовинтовых газотурбинных авиационных двигателей для пассажирских, транспортных и десантных самолетов Ан-10, Ан-12, Ан-24, Ил-18. Первый в Советском Союзе двухконтурный турбореактивный двигатель АИ-25, построенный по принципу действия, предложенным ещё в 1941 году выдающимся выпускником Киевской политехники Архипом Люлькой, был создан запорожцами для самолета Як-40.
В 1960 году за участие в создании самолета Ил-18 с двигателями АИ-20 Александр Ивченко в составе авторского коллектива получает Ленинскую премию. В 1962 году по совокупности выполненных работ Александр Ивченко защищает докторскую диссертацию, и его избирают академиком Академии наук УССР. В 1963 году выдающемуся конструктору присваивают звание Героя Социалистического Труда.
Отдельным направлением деятельности запорожских моторостроителей стала основанная Александром Ивченко программа, которая имела целью переноса авиационных технологий к наземным приложениям. Эта программа началась с создания и широкомасштабного промышленного выпуска в 50-х годах бензопилы "Дружба". Затем авиационные двигатели впервые были модифицированы для применения в нефтяной и газовой промышленности, при тушении пожаров и т. д. С 1966 по 1968 год под руководством Александра Ивченка авиационные двигатели типа АИ-20 были трансформированы для создания скоростных судов на подводных крыльях "Буревестник", на воздушной подушке "Сормович", газотурбохода "Тайфун", то есть было сформировано новое поколение скоростного речного и морского флота .
30 июня 1968 г. выдающегося конструктора не стало. Инсульт повторным бумерангом откликнулся на катастрофу лайнера Ил-18 под Киевом, что случилась 17 августа 1960 г. и которую Александр Георгиевич пережил особенно тяжело. И хотя в конструкции двигателя не выявлено недостатков, за то, что случилось, он взял ответственность на себя.
Академик Б.Е. Патон во время моего с ним разговора накануне этих научных чтений, в частности, напомнил, что в 2014 году мы приближаемся к 100-летию со дня рождения непосредственного продолжателя дела Александра Ивченка - Владимира Алексеевича Лотарева, Героя Социалистического Труда, академика, лауреата Ленинской и Государственных премий . Меня особенно поразили два аспекта указанного напоминания Бориса Евгеньевича. Во-первых, это его личная феноменальная память - в течении своей жизни он общался и знал огромное количество лиц, к характеристике которых по праву можно добавить слово "выдающийся". Во-вторых, среди этого разнообразия выдающихся личностей он выделил юбилей академика Лотарева, что свидетельствует об особо высокой оценке деятельности и глубоком личном уважении президента НАН Украины к генеральному конструкторуа. Владимиру Алексеевичу, который проработал бок о бок с Александром Ивченком начиная с 40-х годов. Его коллеги отмечали уникальное сочетание таланта с целеустремленностью и работоспособностью конструктора. Один из конструкторов, В.Ананьев, в частности вспоминал: "Любой инженер, а тем более конструктор при решении технических задач сталкивается с определенными трудностями, преодолеть которые иногда возможно только после проведения большого числа экспериментальных исследований. Правильность выбора направления исследования, сведение экспериментальных работ к минимуму для достижения намеченной цели - характерные черты почерка работы Владимира Алексеевича Лотарева ".
С участием Владимира Лотарева создано большое количество поршневых и газотурбинных двигателей для самолетов и вертолетов, пусковых авиационных двигателей, мощных турбовинтовых газотурбинных двигателей большого ресурса действия, в частности для таких самолетов, как Ан-24, Ил-18, Як-40 и др. Он является одним из создателей авиадвигателей к наиболее грузоподъемных самолетов в мире Ан-124 "Руслан", Ан-225 "Мрия" и крупнейшего в мире вертолета Ми-26. Авиационный гигант Ан-124 "Руслан" является всемирно известным общим детищем двух конструкторских бюро в Киеве и Запорожье. Кстати, для сравнения - мощность турбин четырех двигателей Д18Т на "Руслане" равна мощности Днепрогэса. Прошло несколько десятилетий, а технические достижения "Руслана" и сегодня поражают современников. И как высшее признание того факта, что школа генерального конструктора Александра Ивченка всегда работала на опережение, является принятое недавно решение правительств России и Украины о совместном возрождения в 2014 году серийного выпуска самолетов "Руслан".
Ан-225 "Мрия" является крупнейшим и самым мощным в мире транспортным самолетом, созданным киевским КБ имени Антонова. 21 декабря 2013 г. исполнилось 25 лет со дня его первого полета в 1988 году. Первый командир этого легендарного самолета летчик-испытатель Александр Галуненко по случаю этой даты отметил, что сегодня "для Украины было бы престижно иметь несколько "Мрий ". В ноябре 2004 года Международная федерация аэронавтики внесла Ан-225 в книгу рекордов Гиннеса за его 240 рекордов.
Традиции конструкторской школы Александра Ивченка после Владимира Алексеевича Лотарева успешно продолжил выдающийся конструктор авиадвигателей член-корреспондент НАН Украины, доктор технических наук, Герой Украины Федор Михайлович Муравченко. Работая на протяжении десятилетий рядом с Александром Ивченком, Федор Михайлович непосредственно обеспечивал достижение конкурентоспособных параметров авиадвигателя АИ-20, впервые в Советском Союзе создал воздушную систему запуска газотурбинных двигателей, а также оригинальные камеры сгорания авиадвигателей. Под его непосредственным руководством по поручению Александра Ивченка были выполнены работы по использованию авиадвигателей, отработавших свой ресурс в воздухе, в наземных приложениях. При непосредственном участии Федора Михайловича создан двигатель Д18Т для самолета Ан-124 "Руслан". Как генеральному конструктору КБ "Прогресс" ему удалось сохранить научно-технический потенциал и коллектив КБ "Прогресс" в чрезвычайно сложных условиях независимой Украины за неадекватной поддержки государством своего государственного предприятия. Новыми самолетами этого времени с запорожскими двигателями стали Ан-140, Ту-334, Бе-200, Ан-70 (с двигателем 5-го поколения). По инициативе Федора Михайловича правительство Украины в 1993 году своим постановлением присвоило Конструкторскому бюро "Прогресс" имени академика А. Ивченка, а с 1997 года двигатели, создаваемые в этом конструкторском бюро, снова стали получать фирменный индекс АИ. Важную роль в сохранении авиапотенциала Украины играет объединение усилий КБ "Прогресс-Ивченко" и ОАО "Мотор-Сич" в рамках созданной корпорации - Научно-производственное объединение "А.Ивченко".
В 2003 году мировая общественность отмечала 100-летие мировой авиации, начатой 17 декабря 1903 года первым пилотируемым полетом братьев Райт. По инициативе руководства "Ивченко-Прогресс" ассоциация "Союз авиационного двигателестроения" (Москва) объявила 2003 г. также годом академика Ивченка.
23 ноября 2013 г. коллектив КБ "Ивченко-Прогресс" торжественно отметил 110-ю годовщину своего основателя. В выступлениях действующего генерального конструктора Игоря Федоровича Кравченка, руководителей области и города отмечалось, что школа авиационных двигателей Александра Ивченка охватывает научные, конструкторские, исследовательские, производственные аспекты создания новых авиадвигателей и сегодня насчитывает сотни конструкторов и рабочих, которые продолжают славную историю отечественного авиастроения. Как отметил Игорь Кравченко в своем интервью журналистам, "Александр Георгиевич Ивченко - гениальный человек. Гениальность его состоит в том, что он создал такую фирму, как "Прогресс", и разработал стратегию ее развития. И самое главное - сумел воспитать талантливых учеников, которые его идеи продолжают развивать и воплощать в жизнь, создавая новые двигатели мирового уровня. И даже лучшие в мире ".
В 2009 году основателю школы авиастроения в Запорожском КБ "Прогресс" был установлен памятник. Благодаря инициативе и усилиям дочери выдающегося конструктора Натальи Александровны Ивченко в канун 110-й годовщины со дня рождения Александра Ивченка в Токмаке открыт памятник славному земляку, имя которого золотыми буквами вписано в мировую историю авиации.