В декабре 1881 г. швейцарский предприниматель Яков Гретер, проживавший в Киеве, приобрел у наследников полковника Леоновича право на пожизненное пользование четырьмя десятин (около 4,4 га) казенной земли на западной окраине Киева - на Шулявке. Вместе с гессенским подданным, инженером Филиппом Мозером на этом участке Гретер 26 июля 1882 года (по новому стилю) открывает новое предприятие - Киевский чугунолитейный i механический завод. Предприятие начинает производить кровати, простую чугунную арматуру, рафинадные формы, фильтр-прессы, болты, гайки, скобы и другие крепежные изделия.
Сначала на заводе работало 30 наемных работников. Сложной продукции не производили, так как оборудование было слишком примитивное - 2 вагранки и несколько простых станков. Энергооснащение предприятия оценивалось в 1620 лошадиных сил. Однако направление работы владельцами было избрано правильно, конъюнктура складывалась очень удачно, i за достаточно небольшой промежуток времени годовой объем производства завода достиг 100-165 тыс. руб. Но, очевидно, cпocоб распределения прибыли вызвал конфликт между компаньонами, и в 1888 г. Филипп Мозер, который выполнял еще и обязанности директора завода, вышел с дела и выехал за границу. На его место Гретер пригласил подданного Австро-Венгерской империи, выпускника Пражского политехнического института Иосифа Криванека. Вместе с Криванеком в Киев приехал еще один инженер-специалист по паровым котлам Фердинанд Витачек. Они и стали содиректорами нового предприятия, созданного на базе «Киевского чугунолитейного i механического завода» и оформленного как «товарищество на веpе» (что-то вроде общества с ограниченной ответственностью) - акционерного общества «Киевский машиностроительный i котельный завод Гретера, Криванека и K °» с основным капиталом в 1 млн. руб. Такой мощный экономический фундамент нового общества создали взносы не только учредителей предприятия, но и менее значительных акционеров: немецких, швейцарских и чешских предпринимателей Е.Лидке, В.Кукша, X.Гедекера, И.Отта и других. Председателем общества опять-таки стал Яков Гретер. А инженерный и среднетехнический состав предприятия был укомплектован выходцами из Чехии. Оттуда на работу в Киев были приглашены и некоторые рабочие высокой квалификации.
Уже 1890 г. началась коренная реконструкция завода. Вскоре основными его цехами стали чугунолитейный, котельный, токарный, модельный, кузнечный и рафинадных форм. Главным направлением работы было производство оборудования для перерабатывающей и пищевой промышленности (прежде всего - для сахарной), оборудование для кирпичных и лесопильных заводов, а также выпуск различных резервуаров, насосов, чугунного и медного литья, рафинадных форм и трансмиссий.
В течение короткого времени завод становится одним из крупнейших в своей отрасли и в городе. Достаточно отметить, что в конце XIX в. работало на нем до 900 наемных работников. По численности он в Киеве уступал лишь Главным железнодорожным мастерским. Уже в 1893-1894 гг. Стоимость изготовленной на заводе Гретера и Криванека продукции составила около 50% стоимости продукции всех машиностроительных предприятий Киева вместе взятых.
В 1896 г. завод получает золотую медаль на ярмарке, проходившей в Нижнем Новгороде, за экспонированную там паровую машину новой конструкции.
Из рекламы 1899 г. видно, что это был очень мощный завод. Надо отдать должное членам правления и дирекции: они пристально отслеживали технические новинки и внедряли современные технологии. Так в 1903 г. завод снова был модернизирован - по немецкому проекту на нем была построена мартеновская печь с кислородной плавкой, еще за несколько лет - монтажный цех и «материальный магазин» (так тогда называли заводской склад).
Незадолго до этого, в 1902 г., Гретер и Криванек благодаря своим блестящим техническим возможностям и содействию высоких чиновников выиграли тендер на изготовление конструкций крыши для строящегося здания Киевской конторы Государственного банка по ул. Институтской.
Завод Гретера и Криванека стал почти монополистом в области поставок оборудования для сахарных заводов. Среди основных клиентов предприятия были такие сахарные гиганты, как Общество сахарных и рафинадных заводов братьев Терещенко, Грушевский и Смелянский заводы графов Бобринских, сахарные заводы братьев Бродских. Но Гретер не удовлетворяется одной «сладкой» отраслью. Он вовремя обращает внимание на железнодорожное строительство, вокруг которого крутились просто огромные по тем временам деньги. Завод начал делать рельсы и подвесные мосты, что поставлялись на Московско-Киево-Воронежскую железную дорогу, Киевскую городскую железную дорогу, Польскую и Николаевскую железные дороги.
Этот стремительный прогресс стоил работникам недешево. Рабочая смена для рабочих основных специальностей на заводе Гретера и Криванека начиналась в шесть утра и заканчивалась в половине седьмого вечера, а то и позже. Машинисты же паровых машин должны были приступить к работе еще раньше - в пять утра и оставлять ее в семь вечера - после окончания работ на всех участках. Однако далеко не всегда рабочие успевали за смену выполнить определенную мастером норму и их оставляли на внеурочные часы. Кстати, практика эта была широко распространенной и по данным фабричной инспекции в Киевском фабричном округе в 1899 г. 56,5% всех рабочих отработали по 208,9 внеурочных часов, вместо разрешенных законом 120 часов. Средняя заработная плата на заводе Гретера и Криванека составляла в те годы для рабочих основных специальностей 30-35 руб., ученик-подросток зарабатывал до 7 руб., А мастер получал 130 руб. в месяц.
Управленческий костяк завода составляли менеджеры-чехи. Криванек был заинтересован в привлечении квалифицированных кадров и своих земляков. Но дело было не столько в землячестве, сколько в том, что в Российской империи в то время ощущался дефицит инженеров. Иностранные менеджеры всегда стоили дорого, и владельцы завода были вынуждены раскошелиться на солидные зарплаты (в разы и десятки раз выше, чем у остальных сотрудников) для спецов из-за рубежа. Вместе с тем предприниматели понимали перспективность воспитания местных, киевских кадров. Их предприятие имело некоторое отношение к появлению в Киеве Политехнического института, главный корпус которого возвела в 1898 г. варшавская фирма «Кукш и Лидке», чьи владельцы были одновременно акционерами завода Гретера и Криванека.
Гретер и Криванек не довольствовались малороссийским рынком. Пора было создавать предприятие общеимперского масштаба. Но без представительства в Санкт-Петербурге и надежного столичного поверенного в делах успеха не достичь. Нужен был человек известный и в чиновничьих кругах, и среди петербургской бизнес-элиты. Им оказался Рингольд Кальнинг, имевший репутацию весьма влиятельного лица. Он начал сотрудничать с Гретером и Криванеком в момент расцвета их предприятия - примерно в 1908 г.. Консалтинговые услуги Рингольда Кальнинга обходились недешево - ежегодно около 19 тыс. руб. (по данным в 1909 гг.). Руководство завода было завалено письмами от столичного представителя с предложениями принять участие в том или ином прибыльном тендере. Кроме этого, Кальнинг занимался поставкой производственного сырья на завод. И сбыт продукции зачастую осуществлялся не из Киева, а через петербургский офис Кальнинга. Он уделял большое внимание рекламе в печатных изданиях. В 1910 г. им была размещена информация о производственной номенклатуре завода Гретера и Криванека в престижном столичном журнале «Указатель по внутренней и внешней торговле и промышленности».
После революции 1917 г. собственники завода, убедившись в продолжительности экономического и неотвратимости политического кризиса, продали предприятие и покинули Украину. На собрании акционеров, которое состоялось в декабре 1918 года, фамилия Гретер не фигурирует. Затем собрания акционеров и вовсе вышли из моды. Завод Гретера и Криванека большевики национализировали и назвали его в 1919 г. " Первым государственным машиностроительным заводом", а к годовщине революции в 1922 г. дали ему имя «Большевик», которое он сохранил и по сей день.
Предприятие быстро развивается. С 1926 г. на заводе внедряется новый тогда технологический процесс - электросварка. Здесь начинает свои исследовательские работы по электросварке будущий академик Е.О.Патон, в то время - профессор КПИ. Сварочная лаборатория «Большевика» стала первоосновой для создания всемирно известного Института электросварки НАН Украины им. Патона.
С 1930-х гг. завод выбирает свою стратегическую «профессию» - производство техники для химической промышленности. В это время здесь создается оборудование для первых советских заводов синтетического каучука, на которых была изготовлена первая в СССР автомобильная шина. Начинается поставка продукции на экспорт. Рабочие завода К.И.Ващенко, И.С.Григорьев, Б.Д.Грозин, В.И.Дятлив впоследствии становятся выдающимися учеными. В 1935-38 гг. главным инженером завода работал Н.О.Доллежаль, в дальнейшем - главный конструктор атомного реактора, лауреат Ленинской и четырех Государственных премий, Герой Социалистического Труда.
В 1939 г. на заводе начинается выпуск артиллерийских снарядов, а с первых дней Великой Отечественной войны он как оборонное предприятие подвергается жестоким бомбардировкам фашистской авиации. Эвакуированное на Урал предприятие уже с 1942 г. налаживает массовый выпуск минометов калибра 122 мм, дает начало известному ныне «Уралхиммашу» (г. Екатеринбург, Россия). 7 ноября 1943 г., через день после освобождения Киева, завод как предприятие Наркомата минометных вооружений возобновляет свою работу.
Оккупанты уничтожили его полностью, включая фундаменты, инженерные и подземные коммуникации. И все-таки уже в 1948 г. возрожденный завод достиг довоенных мощностей сначала по производству химического, а затем - полимерного оборудования.
1950-60-е гг. отличаются особым подъемом в развитии предприятия. На завод ежегодно приходят молодые высокообразованные специалисты. В основном, это - выпускники Киевского политехнического института. Создаются Специальное конструкторское бюро полимерного машиностроения (СКБполимермаш), Научно-исследовательский институт «УкрНИИпластмаш», которые становятся ведущими разработчиками полимерного оборудования в бывшем Союзе. На базе этих организаций и завода организуется Научно-производственное объединение «Большевик». Первым генеральным директором объединения назначается бывший руководитель Львовского совнархоза Петр Яковлевич Костина (выпускник КПИ). Под его энергичным руководством в течение почти 10 лет завод в корне перестраивается, расширяется, технически перевооружается.
На смену П.Я.Костини в 1974 гг. до руководства приходит талантливый инженер и организатор производства, бывший заместитель директора завода «Ленинская кузница» Виталий Алексеевич Извеков (выпускник КПИ), который завершает реконструкцию завода. Во время его пребывания генеральным директором завод осваивает десятки новых видов оборудования, в т.ч. и уникальных, первых в СССР и в мире.
В 1980-е гг. коллективом НПО "Большевик" разрабатывается и изготавливается комплекс оборудования для производства крупногабаритных шин диаметром до 5 м для автосамосвалов и автопоездов грузоподъемностью до 220 тонн. За эту работу коллектив конструкторов, технологов, других специалистов был награжден Государственной премией Совета Министров СССР. В эти годы специализация предприятия резко расширяется. Выпускается также техника для Министерства обороны, что составляет более 20% общего объема продукции. Значительно расширилась и география поставок. Потребителями продукции внутри СССР были 19 шинных комбинатов, около 60 заводов резинотехнических изделий, 15 кабельных заводов, 24 предприятия стройматериалов, 33 завода по переработке пластмасс, 21 химкомбинат и др. Осуществляется экспорт в страны Восточной Европы, США, Францию, Данию, Англию, Германию, Австрию, Кубу, Индию, Республику Шри-Ланка, Китай, Вьетнам, Югославию и другие страны.
В 1990-е гг., после распада СССР, состояние потребительского рынка продукции завода «Большевик» резко меняется в худшую сторону. Исчезает заказ на технику оборонного назначения. Экономический кризис в России, других странах СНГ приводит к значительному падению спроса на продукцию объединения. За первое полугодие 1993 г. только поставки в Россию сократились в 14,5 раза по сравнению с предыдущим годом и достигли почти нулевого уровня. В результате в период 1993-95 гг. завод «Большевик» находился на грани полной остановки. Начался затяжной экономический кризис. НПО «Большевик» как единая структура распадается, и на его базе в 1996 г. создается Открытое акционерное общество "Научно-производственное предприятие" Большевик ", сто процентов акций которого принадлежало государству. Усилия руководства предприятия, которое возглавил кадровый работник, в прошлом главный инженер завода, Виктор Кузьмич Решетов, с создания управления маркетинга приводят к появлению в 1996г. первых признаков остановки падения производства, а в 1997г. - некоторых положительных сдвигов. В дальнейшем намечается постепенное наращивание объемов производства, расширение рынков сбыта. Сертификация производства завода в соответствии с правилами Американского общества инженеров-механиков (ASME) в конце 1990-х гг. позволила поставить в США большую партию (13 ед.) форматоров-вулканизаторов крупногабаритных шин. Для увеличения объемов производства завод расширяет свою специализацию за счет освоения новой продукции, которая бы позволила украинским предприятиям избежать импорта машин из России и дальнего зарубежья. Было освоено производство пилорам, передвижных буровых установок, другого нефтепромыслового оборудования.
Завод также производит продукцию для нужд Киева на заказ городской госадминистрации. Было освоено изготовление туннельных эскалаторов нового поколения, обеспечивающих снижение энергопотребления на 30%, металло- и трудоемкости - на 30%. 2 таких эскалатора установлены в подземном переходе на Майдане Независимости, 4 - смонтированы на станции метро «Академгородок». Изготовлен первый в СНГ тоннелепроходческий комплекс, что дает возможность строить метротунели в неустойчивых, насыщенных водой грунтах. Комплекс в 3-4 раза повышает скорость проходки, уменьшает стоимость строительства метро, исключает необходимость разрушения городской застройки над трассой, бурение скважин с поверхности, дорогого замораживания грунта, больших затрат ручного труда. С учетом дефицита нефтересурсов в Украине, большое экономическое и экологическое значение будет иметь внедрение оборудования, что производит ОАО НПП "Большевик" для изготовления топливных смесей с использованием рапсового масла. Для переработки изношенных покрышек, в т.ч. с металлокордом, отходов резиновых производств на заводе освоено изготовление принципиально нового агрегата типа «ДЭКЧЕР», что производит мелкодисперсный резиновый порошок - полноценное сырье для новых изделий. Разработан также измельчитель типа «Шредер». Обе эти машины включены в разрабатываемую технологическую схему полного цикла переработки резиновых отходов, и завод готов полностью обеспечить его соответствующим оборудованием.
Таким образом, несмотря на экономический кризис конца ХХ в., Открытое акционерное общество "Научно-производственное предприятие Большевик" сохранило универсальные технологические возможности, свою базовую специализацию и продолжает удерживать по ряду видов продукции монополию в странах СНГ, а с отдельных типов изделий конкурирует на мировом рынке с высокоразвитыми в техническом отношении странами. Большую часть продукции, производимой ОАО НПП «Большевик», не выпускает ни одно предприятие Украины.
Автор: Л.Р.Слободян, ведущий научный сотрудник, Л.А.Коваленко, Л.С.Перелигина, В.В. Янковий, старшие научные сотрудники ДПМ при НТУУ "КПИ"