Из всех экспонатов, демонстрируемых в отделе авиации и космонавтики Государственного политехнического музея, наибольшее внимание посетителей привлекает спускаемый аппарат (СА) космического корабля «Восход», побывавший в космосе.

4 октября 1957 г. человечество стало свидетелем запуска в космос первого в мире искусственного спутника Земли, созданного в Советском Союзе под руководством С.П.Королева. А год спустя руководством СССР было принято решение о разработке пилотируемого спутника. Инициатором этого решения также был Королев.

Первый космический корабль был изготовлен из алюминиевых сплавов и состоял из двух отсеков: спускаемого аппарата (СА) с кабиной космонавта и приборного отсека. Масса СА составляла 2,5 т, диаметр 2,3 м. Внешне весь корпус покрывался теплозащитным экраном, на который наносился слой теплоизоляции. В кабине космонавта находилось кресло, приборы для управления кораблем, системы жизнеобеспечения и терморегулирования. И хотя корабль был полностью автоматизирован, космонавт в любую минуту мог взять управление на себя.

Конструктор космических кораблей, летчик-космонавт К.П.Феоктистов в своих воспоминаниях писал, как начав разработку космического корабля, проектанты приняли решение возвращать на землю не весь космический корабль, а только ту его часть, которая необходима для обеспечения возвращения на землю пилота, и разделили космический корабль на спускаемый аппарат и приборо-агрегатный отсек. Затем рассматривали различные формы спускаемого аппарата: конус с различными углами, обратный конус, закругленные цилиндры. При разработке нужно было обеспечить достаточный объем, хорошую устойчивость на спуске, как можно меньшую массу теплозащиты, учесть аэродинамику на гиперзвуковых, сверхзвуковых и дозвуковых скоростях. Когда начали анализировать полусферу, появилась мысль сделать спускаемый аппарат сферическим. При заданном объеме сфера дает минимальную поверхность, соответственно требует наименьшей массы теплозащиты. Ее аэродинамические свойства были хорошо исследованы на разных скоростях, что упрощало задачу расчета траектории спускаемого аппарата и давало выигрыш во времени. А стабилизация положения СА в атмосфере обеспечивалась смещением его центра тяжести относительно геометрического центра.

При спуске первых одноместных космических кораблей «Восток» космонавт катапультировался вместе с креслом на высоте 7 км; на высоте 4 км космонавт отделялся от кресла, раскрывался основной парашют. Скорость приземления составляла 5-6 м / с (как у парашютиста).

В 1961-1963 гг. в космос на «Востоке» летали Юрий Гагарин, Герман Титов, Андриян Николаев, Павел Попович, Валерий Быковский, Валентина Терешкова.

Но не всегда же в корабле будет летать один космонавт. Создание многоместных кораблей позволило бы направлять в космос специалистов-инженеров, медиков, биологов, которые могли бы проводить в полете различные исследования. В феврале 1964 г. Королев поставил проектантам задачу разработать многоместный корабль. Задача была очень сложной. На ракете должна была стартовать группа людей, которые должны были лететь в космос без скафандров и должны были вернуться на землю в СА, для чего необходимо создать систему «мягкой посадки», и еще много чего надо было сделать впервые. Чтобы вдохновить проектантов, Королев пообещал, что в экипаж из 2-3 человек можно будет включить и инженера. И закипела в КБ работа.

В спускаемому аппарате многоместного космического корабля «Восход» находился экипаж (без скафандров), размещалась аппаратура системы обеспечения жизнедеятельности, запасы пищи и воды, средства контроля и управления работой бортовых систем корабля, телевизионные камеры, кино-фотоаппаратура, средства пеленгации на участке спуска и посадки. Для поддержания основных параметров микроклимата кабины использовалась система кондиционирования, обеспечивающая поглощение углекислого газа и влаги, а также выделение необходимого количества кислорода для дыхания экипажа. Количество кислорода регулировалась автоматически. В приборном отсеке размещалось радиооборудование, жидкостные тормозные ракетные двигатели, система терморегулирования, источники тока. Внешне крепились баллоны с запасом сжатого газа и двигатели системы ориентации корабля, баллоны со сжатым кислородом и воздухом для вентиляции скафандров и обеспечения экипажа кислородом при аварийной разгерметизации кабины.

В СА были установлены три кресла с индивидуальными ложементами, оснащеные дополнительными амортизаторами. Мягкую посадку обеспечивали твердотопливные тормозные двигатели (ТТД), что срабатывали в момент, когда земли касался полутораметровый штырь (он разматывался перед приземлением СА как пружинная рулетка) и скорость приземления уменьшалась до 2-4 м / с. Существенно была улучшена парашютная система. С целью уменьшения удара СА о земную поверхность, спуск на участке парашютирования осуществлялся на двух парашютах, которые крепились не напрямую к СА, а к корпусу двигателя мягкой посадки с помощью пирозамков. После приземления СА пирозамки срабатывали и стренги парашютов отвергались от СА, чтобы при большом ветре парашют не смог тянуть за собой аппарат с космонавтами. Усовершенствованная аппаратура ручного управления полетом и спуском позволяла экипажу ориентировать корабль в пространстве и совершать посадку в выбранном районе, используя при этом каждый из имеющихся тормозных двигателей - основной (жидкостный) или резервный (твердотопливный). 1-й КК «Восход» имел три люка, через каждый из которых экипаж мог выйти после приземления. В корабле было три иллюминатора, через которые экипаж мог вести визуальные наблюдения и кино-фотосъемку.

Вот на таком новом многоместном космическом корабле «Восход» уже 12 октября 1964 г. стартовал 1-й космический экипаж в составе трех человек: командира В.М.Комарова, научного сотрудника К.П.Феоктистова, врача Б.Б.Егорова.

kpi.images

Перед экипажем были поставлены следующие задачи: испытать новый многоместный космический корабль, исследовать работоспособность каждого члена экипажа, выполнить медико-биологические, физико-технические и психологические исследования, изучить влияние факторов полета на организм человека, провести кино-фотосъемку земной поверхности и др.

Сделав суточный полет и выполнив успешно всю намеченную программу, экипаж благополучно и мягко приземлился в заданном районе. А через 5 месяцев, 18 марта 1965 г., в космос стартовал космический корабль «Восход-2» с двумя космонавтами - П.И.Беляевым и А.А.Леоновым.

На этом корабле было дополнительно установлено шлюзовую камеру для выхода космонавта в космическое пространство и возвращение в корабль, что и сделал летчик-космонавт А.А.Леонов. За 12 минут и 9 секунд пребывания вне космического корабля он доказал, что выход из корабля в открытый космос возможен и человек в специальном скафандре может в открытом космосе не только существовать, но и физически работать и проводить научные наблюдения.

Этому экипажу пришлось впервые - из-за отказа автоматики тормозной двигательной установки - взять управление кораблем на себя и посадить его на Землю в ручном режиме.

Я помню, как мы встречали на Байконуре П.И.Беляева и А.А.Леонова после возвращения из космоса. Все жители г. Ленинска вышли на улицы. От КПП до гостиницы «Космонавт» стояли люди. Крики «Ура!», «Победа», аплодисменты сопровождали героев к двери отеля.

Я тогда не думал, что через 11 лет буду работать бок о бок с А.А.Леоновим и другими космонавтами. Возглавляя Комплекс предстартовой подготовки космонавтов на Байконуре, я принимал непосредственное участие в подготовке к полету в космос 29 советских и зарубежных космических экипажей.

Когда пилотируемые полеты кораблей «Восход» закончились, они еще много лет летали в космос, выполняя программы в интересах народного хозяйства, науки и Министерства обороны.

Один из таких спусковых аппаратов космического корабля «Восход», побывавший в космосе, находится в отделе авиации и космонавтики ГПМ. Этот СА вызывает живой интерес у школьников, студентов, всех посетителей музея. Ведь мало где можно увидеть, потрогать, а то и посидеть в космическом аппарате, который обгорел в плотных слоях атмосферы при возвращении на Землю! Итак, заходите, смотрите, знакомьтесь!

О.С.Болтенко, зав. отдела авиации и космонавтики им. И.И. Сикорского Государственного политехнического музея при НТУУ «КПИ», председатель Киевского совета ветеранов космодрома Байконур, заслуженный испытатель Байконура

Дата події