После начала полномасштабного вторжения в Украину самые важные для сохранения жизнеспособности КПИ информационные системы и элементы его критической цифровой инфраструктуры были перенесены в облачное хранилище.
Для работников информационной отрасли важность такого шага – дело само собой разумеющееся. Для неспециалистов – далеко не столь очевидное.
Более того, даже люди, свободно ориентирующиеся в современных цифровых технологиях, но не задействованные в процессе организации и обеспечения миграции критически важных сервисов ИТ-инфраструктуры университета в облачную среду, не совсем четко могут представить особенности и масштабы этой работы.
Впрочем, сначала следует объяснить, для чего это сделано.
Если коротко – то для того, чтобы университет мог и дальше работать в виртуальном пространстве. И не только размещать информацию о себе и своих новостях на официальных сайтах и в соцсетях, но и, прежде всего, обеспечивать обучение в удаленном режиме, осуществлять управленческую деятельность, вести кадровый учет, сохранять огромные массивы данных и выполнять много, очень много других задач. И все это даже в случаях, если университетские здания или серверные помещения будут разрушены или останутся без электроэнергии. То есть, перевод основных университетских ресурсов в "облако" – это фактически вопрос сохранения его жизнеспособности, ведь без информационных технологий современное учреждение, особенно заведение высшего образования, работать просто не в состоянии. Тем более выстраивать свое будущее.
Облачные технологии все это позволяют. За счет чего?
Дело в том, что они используют технологии распределенной обработки цифровых данных и базируются на использовании виртуальных серверов, находящихся в дата-центрах провайдеров облачных услуг. Облачные сервисы позволяют настроить резервирование данных в дата-центрах, находящихся в тысячах километров друг от друга. Также "облако" позволяет автоматически масштабировать ресурсы и использовать уже подготовленные и отлаженные компоненты цифровой инфраструктуры: базы данных, хранилища файлов и т.д.
Существуют разные уровни облачных услуг и достаточно много компаний, которые их предоставляют. Но мировыми лидерами на этом рынке три: Amazon (Amazon Web Services), Azure и Google Cloud. Именно компания Amazon вскоре после начала войны в Украине помогла украинским министерствам и предприятиям перенести в "облако" свыше 10 петабайтов данных. На эту платформу были перенесены и критические информационные системы КПИ им. Игоря Сикорского.
Естественно, такая миграция происходила не автоматически. Чтобы ее провести, потребовались усилия людей.
"Впервые идея о переносе ресурсов университета в "облако" возникла еще примерно в 2011 году. Мы к этой теме время от времени возвращались, но дело не двигалось, рассказывает один из соучредителей сообщества Ukrainian .NET Developer Community, выпускник КПИ и сотрудник Конструкторского бюро информационных систем Андрей Губский. – Лишь после начала войны и обстрелов энергетической инфраструктуры Киева, когда из-за регулярных отключений света начали отказывать разные университетские сервисы и, в то же время, стало известно, что Amazon совместно с Минцифрой организовали перенос инфраструктуры государственных учреждений в облако компании, мы в КБ ИС также решили вплотную этим. заняться и обратиться к ним за помощью".
Правда, официальный путь оказался очень долгим, а ситуация требовала стремительных решений. Поэтому Андрей Губский, который и стал инициатором этого проекта, обратился к своим коллегам и партнерам с просьбой оказать содействие в вопросах коммуникации с Министерством цифровой трансформации. Благодаря адвокату и управляющему партнеру компании Juscutum Артему Афяну, Андрею удалось связаться с советником министра цифровой трансформации Антоном Мельником, который, в свою очередь, помог связаться с представителями компании Amazon в Украине. Дальнейшее сотрудничество уже шло с польским офисом компании, сотрудники которого и осуществляли мероприятия по организации перевода или, как говорят IT-специалисты, миграции ресурсов КПИ в ее облачную среду. От компании Amazon КПИ получил также более полумиллиона гривен в качестве гранта для обеспечения этого процесса.
Но перед тем, как начать техническую часть реализации проекта, его исполнители вместе с директором КБ ИС Алексеем Финогеновым из всего университетского разнообразия сервисов выбрали самые критические, что нуждались в переносе в первую очередь. Итак, по словам Андрея Губского, было принято решение сначала перенести все, что касается "Электронного кампуса"; часть сервисов интеграции с системой АС "Деканат"; системы обеспечения работы отдела кадров; сервисы, связанные с организацией учебного процесса и некоторые другие.
"Приблизительно месяц пошел у нас на обсуждение технических деталей. Затем наши партнеры обсуждали, каким образом они нам смогут помочь. И уже после этого Amazon также предоставил КПИ грант. Однако это не были "живые деньги": для КПИ был создан специальный аккаунт, на который начислялись виртуальные кредиты. Грант был выделен на полгода – на время реализации проекта. И именно с этого начался процесс переноса, – продолжает свой рассказ Андрей Губский.
Но здесь возникла проблема "технического долга", то есть несовместимости устаревшего программного обеспечения с компонентами облачной платформы (на самом деле, понятие "технического долга" является более широким, но в случае университета он возникает именно из-за трудностей со своевременным обновлением ПО). Поэтому команде КБ ИС пришлось еще и выискивать возможности и устранять или как-то его обходить. Это было одной из главных технических проблем в процессе переноса ресурсов КПИ на площадку AWS. Но, в конце концов, довольно быстро была прописана специальная процедура, которая позволила не углубляться в разработку новых продуктов, поскольку любая подобная работа требует времени.
И уже через месяц критически важные сервисы КПИ не только были подготовлены для работы в облачной среде, но и успешно в "облако" перемещены! "Если сравнить это с другими проектами, в которых мне пришлось участвовать, месяц для большой системы – это очень неплохой результат, – объясняет Андрей Губский. – Тем более что все работали в условиях стресса. Более того, часто проблемой было синхронизировать работу, потому что в тот период регулярно происходили веерные отключения электроэнергии, а команда работала отдаленно и далеко не всегда ее члены могли обмениваться своими наработками, поскольку не совпадало по времени наличие света в местах их работы.
Кстати, о команде, занимавшейся переносом ресурсов КПИ. В ее состав входили: Андрей Губский, директор КБ ИС Алексей Финогенов и специалисты КБ Павел Аракелян, Яна Ромашкевич, Юрий Годованный и Ярослав Корнага.
В процессе переноса систем по возможности были обновлены компоненты, осуществлена контейнеризация сервисов, консолидация исходных кодов в репозитарии университета и внедрена практика использования IaC (infrastructure as code). Эти меры позволили упорядочить техническую инфраструктуру и навести порядок в разрозненных проектах. Все это, в конечном счете, позволит в случае возникновения необходимости значительно упростить и ускорить процессы последующих миграций сервисов.
Впрочем, процесс перевода в "облако" сервисов КПИ еще окончательно не завершено, работа продолжается. Более того, прорабатывается вопрос создания определенной процедуры такого перевода цифровых ресурсов подразделений с учетом ее финансовой составляющей. Но главное, что компоненты важнейшей инфраструктуры университета уже защищены, а сам он продолжает эффективно работать и развиваться.