В начале мая этого года Инновационный холдинг "Sikorsky Challenge" и ООО "Авиационная компания "Вектор" заключили Меморандум о сотрудничестве. Итак, теперь одним из перспективных стартапов, внедрение которого в производство поддерживает Инновационный холдинг "Sikorsky Challenge", - реализация проекта по созданию и организации серийного производства на базе ООО "Авиационная компания "Вектор"" легких многоцелевых вертолетов серии ВМ-4 ("Джмиль").
Корреспондент "Киевского политехника" обсудил с директором Инновационного холдинга "Sikorsky Challenge" Алексеем Анатольевичем Струцинским и коммерческим директором ООО "Авиационная компания "Вектор" Егором Андреевичем Шишенком вопросы реализации этого бизнес-ориентированного проекта и летно-технические характеристики вертолета и его модификаций. Ведь этот проект имеет научное и прикладное значение в деле возрождения научно-производственного потенциала Украины в области авиастроения и в дальнейшем развитии непосредственного производителя сложных летательных аппаратов.
По мнению Алексея Струцинского, благодаря привлечению для производства "Джмеля" определенных средств от потенциальных инвесторов, можно уже сегодня планировать выпуск опытного образца вертолета ВМ-4, на базе которого будет создана модификация вертолета военного назначения. Легкий штурмовик ВМ-4В "Киборг", морской и пограничный патрульный вертолет при определенных конструкционных инновациях может использоваться как разведывательный, десантный, противолодочный летательный аппарат или как средство обеспечения связи или радиоэлектронной борьбы с противником.
Егор Шишенок рассказывает о значительных перспективах малой авиации. Скажем, сегодня коллективу ООО "Авиационная компания "Вектор" по силам создавать медицинско-санитарную модификацию вертолета ВМ-4. Машину можно будет применять для эвакуации раненых, доставки небольшой партии грузов (лекарства, оборудования и т.п.). "Джмиль" может пригодиться и для полиции и служб безопасности. Ведь его можно использовать для патрулирования городов, труднодоступных территорий, транспортировки сил специального назначения.
А как насчет конструктивных и эксплуатационных особенностей "Джмеля"? Легкий многоцелевой четырехместный вертолет, в отличие от зарубежных аналогов, будет иметь два поршневых двигателя производства фирмы "ULPower" (Бельгия). Мощность каждого из них 145 лошадиных сил. Авионика – электронные системы, разработанные для использования на летательных аппаратах, – будет поступать от фирмы "Garmin" (США). В зависимости от типа двигателей вертолет сможет использовать автомобильный бензин марок А-95, А-98, А-100. Максимальная скорость летательного аппарата (при условии взлетной массы в 1000 кг) будет равна 230 км/ч. А крейсерская – 200 км/ч. Дальность полета – 550 км на статической высоте в 1500 м. Предусмотрено, что конструкция корпуса вертолета из композитных материалов будет являться значительным преимуществом "Джмиля" над всеми существующими аналогами в своем классе вертолетов.
В перспективе предполагается разработка более тяжелого, пятиместного вертолета с двумя двигателями (с целью компенсации тяги на случай выхода из строя одного из них) и разработка легких вертолетов с применением гибридной силовой установки. Следовательно, с существующим на сегодня аналогом иностранных вертолетов можно будет, как говорится, посоревноваться с точки зрения эксплуатационных качеств и надежности.
Относительно готовности данного проекта к внедрению у участников разговора есть единство взглядов. Пятый этап технологической готовности Technology readiness levels из 9 возможных – это уже история. На сегодняшний день сформированы основные научные принципы, положенные в основу новой технологии. Также сформулировано концепт, идею будущей технологии создания "Джмеля" и его применение в виде изделий. И это еще не всё. Проведены лабораторные эксперименты и лабораторные демонстрации работоспособности технологии, положенные в основу проекта. Также в лабораторных условиях продемонстрирован первый прототип вертолета, с помощью которого доказано, что выбранная ранее технология является работоспособной. Разработаны и проведены тестирования компонентов узлов для создания полноразмерного макета.
Что остается? Разработка и изготовление прототипа демонстрации в рабочей среде. Далее следует провести испытания, чтобы продемонстрировать работоспособность в реальных условиях. Вот тогда "Джмиль" станет на крыло. Программа испытаний позволит создать соответствующую документацию для серийного производства. Наконец, на этапе TRL 9 вертолет будет работать в реальных условиях, внедряться в серийное производство. И как говорят коммерсанты, можно назначать летательному аппарату достойную цену.
Предположим, что из государственного бюджета или от частных инвесторов поступят средства для строительства экспериментальной модели "Джмеля". Что дальше? Подготовка технической документации – на это нужен год. Далее – сборка первой модели. На это уйдет еще год интенсивной работы инженеров-конструкторов и рабочих. Эксплуатационные испытания пилотного образца "Джмеля" также требуют не более одного года. Успешные испытания могут дать старт производству серии вертолетов отечественного производства. Так что слово за инвесторами.
По мнению А. Струцинского и Е. Шишенка вопрос коммерциализации проекта – это один из основных факторов осуществления планов по производству вертолета. Нужны не только инвестиции, но и советы опытных консультантов, которые зачастую даже ценнее финансовой компоненты. У коллектива ООО "Авиационная компания "Вектор" при сотрудничестве с Инновационным холдингом "Sikorsky Challenge" будет возможность привлекать к производственному процессу и выпускников Учебно-научного института аэрокосмических технологий КПИ им. Игоря Сикорского. Ведь принципы дуального образования позволяют, так сказать, рожать предпринимателей-инноваторов. Итак, опытный коллектив ООО "Авиационная компания "Вектор" будет ждать молодых изобретателей и исследователей.
Жизнь не стоит на месте. Сотрудничество Инновационного холдинга "Sikorsky Challenge" и ООО "Авиационная компания "Вектор" постепенно разворачивается. В частности, происходит процесс подготовки общего патента на один из элементов "Джмеля" – систему аварийного содержания вертолета в системе безопасности вертолета.