Однажды я прочитал, что скульптуру лучше смотреть вечером или ночью, желательно при свечах, но можно и при не очень сильном свете фонариков. Потому что, мол, при таком освещении она словно оживает и воспринимается иначе, чем днем. Случая увидеть такое мне не случалось до конца прошлого года. Да и довольно пасмурного 15 декабря прошлого года этого тоже не произошло бы, если бы не очередное отключение в Киеве электроэнергии.

Дело в том, что вечером того дня в Украинско-Японском центре КПИ, который работает в Научно-технической библиотеке университета, открывалась выставка произведений украинских художников-керамистов "Выжигай!".
Название выставки в значительной степени многозначно, но прежде всего оно отражает технологию создания показанных на ней вещей, так как все они были выжжены по особой старинной технологии в традиционной японской дровяной печи анагама .

Выжигай

И когда вдруг небольшой выставочный зал словно накрыло одеяло бархатной тьмы и участники вернисажа (а их было много!) начали включать свои смартфоны и карманные фонарики, оказалось, что разговоры об особом восприятии произведений пластического искусства, особенно авторской керамики. это не преувеличение! Представленные на выставке вещи – традиционные для декоративно -прикладного искусства, самым древним видом которого являются керамика, посуда и вазы для цветов, причудливые корневидные композиции, антропоморфные фигуры, девичьи головки, выполненные в вполне реалистичном стиле и т.п. – действительно выглядели теплыми и словно приглашали ощутить это тепло даже на ощупь (последнее, конечно, как и на всех выставках и музеях, не очень приветствуется).

Выжигай

Украинская керамика с японскими корнями

Однако, не менее привлекательно представленные произведения выглядят и при полном освещении. Несколько иначе, но так же элегантно просто – такова уж особенность японской керамики с характерным для нее стремлением естественности, для чего мастера некоторых традиционных стилей даже оставляют поверхности своих изделий как бы незавершенными – с остатками кое-где потеков глины, едва заметными следами пальцев, определенными, словно бы случайными, а действительно продуманными "дефектами". Подавляющее большинство из представленных на выставке произведений так и выглядят довольно простыми, но и одновременно чрезвычайно изысканными. И благодаря своим неслучайным "несовершенствам" – абсолютно уникальными, но при этом словно знакомыми с детства. Таково японское искусство, но пропущенное сквозь украинскую душу и мировосприятие.

Выжигай

Собственно, иначе и быть не может, ведь участниками этого проекта стали 11 украинских художников-керамистов, увлекающихся дровяным обжигом. На выставке они представили 30 работ, над которыми работали в течение двух месяцев и в конце октября провели их совместный 96-часовой обжиг в керамической резиденции "Gudenky", расположенной в пригороде Киева.

Посольство Японии в Украине предоставило выставке статус праздничного мероприятия, посвященного 30-летию установления дипломатических отношений между Японией и Украиной. В этом – глубокий смысл, потому что лучше может выразить глубинное родство двух стран, как не синтез исторических художественных стилей и техник одной с их переосмыслением мастерами другой на почве собственных художественных традиций и опыта?

Выжигай

Не только об искусстве

Время сейчас такое, что на церемонии открытия выставки звучали слова не только, конечно, об искусстве. "За последние тридцать лет Украина стала действительно демократической страной, которая вскоре войдет в Евросоюз, – сказал Чрезвычайный и Полномочный Посол Японии в Украине Мацуда Кунинори – Как вам известно, Япония является членом Группы G7. И в 2023 году Япония будет председательствовать в этой "Большой семерке". В 2023 году я буду возглавлять группу послов ее государств, созданную в Киеве для поддержки Украины. Хочу обещать три вещи. Во-первых, я обещаю вместе с послами других стран-членов "Большой семерки" поддерживать Украину в ее усилиях для скорейшей победы в этой войне. Во-вторых, буду прилагать максимальные усилия для укрепления экономики Украины, ее восстановления и реконструкции. И еще я планирую сделать этот год таким, в котором будет очень много культурных мероприятий, на которых будет создаваться возможность встречаться, как сегодня, друзьям из Японии и Украины». В заключение глава Посольства Японии в Украине выразил надежду (которая, в известной степени, прозвучала как обещание), что во время следующей подобной акции в Украинско-Японском центре КПИ сможет обратиться к ее участникам на украинском языке.

Анагама как музыкальный инструмент

Перед участниками церемонии открытия выступили и основатели резиденции "Gudenky", кураторы этого арт- проекта Татьяна Максимчук и Вячеслав Гуденок. Активные исследователи современных творческих практик в керамике, активно внедряют их в собственной творческой деятельности. И керамические традиции Японии вдохновляют их на поиск новых идей и форм. Их выступление было посвящено особенностям проекта .

"Миссия нашего проекта заключалась в том, чтобы вдохновить наших керамистов восстановить в это военное время художественную деятельность и снова почувствовать то творческое настроение, которое было у нас до войны", – пояснил Вячеслав Гуденок .

А Татьяна Максимчук рассказала об особенностях традиционной японской технологии обжига, объединившей украинских мастеров художественной керамики, и об их работе: "Печь анагама очень похожа на музыкальный инструмент. Но инструмент, на котором может играть не один человек, а целая команда. Ибо именно обжиг длится четыре дня постоянной подкладки дров, слежки за температурой, загрузки и разгрузки печи! Один или два человека даже физически не в состоянии выдержать такого, да и сама камера слишком велика, чтобы выжигать в ней одну или две вещи... Это был первый военный обжиг. Ведь искусство не может молчать и тогда, когда звучат залпы орудий и звуки сирены. И искусство не молчит! Итак, мы смогли нашептать своим произведениям все наши мысли, все наши волнения, все наши переживания за близких, которые находятся в разных уголках нашей страны. Я очень надеюсь, что глядя на наши работы, вы это почувствуете…"

Выжигай

Печь анагама в резиденции " Gudenky " - самая большая в Украине. Она была построена в 2020 году и уже стала настоящим эпицентром совместных художественных проектов, местом притяжения для украинских художников-керамистов, которые увлекаются дровяными обжигами. Выпал в рамках проекта "Выжигай!" стал уже шестым после ее постройки.

Инициаторы проекта и его участники - Общественная организация "Культурная ассамблея", резиденция "Gudenky", а также Украинско-Японский центр КПИ приглашают на выставку "Выжигай!". Она работает в Украинско-Японском центре КПИ им. Игоря Сикорского (г. Киев, проспект Победы, 37, Библиотека КПИ им. Игоря Сикорского, 4 этаж) в будние дни с 11:00 до 19:00, а по субботам с 11:00 до 18:00. Выходной – воскресенье. Вход свободный. Закрытие выставки – 26 января 2023 года.

Дмитрий Стефанович

В Украинско-Японском центре КПИ свои работы представили 11 украинских художников-керамистов. Мероприятие было посвящено 30-летию установления дипломатических отношений между Японией и Украиной.

Свои уникальные изделия художники обжигали в традиционной японской дровяной печи анагама.

⏰ Просмотреть выставку можно до 26 января 2023 года. Время посещения: пн-пт 11:00–19:00, сб 11:00–18:00.

Дата події