Однажды я прочитал, что скульптуру лучше смотреть вечером или ночью, желательно при свечах, но можно и при не очень сильном свете фонариков. Потому что, мол, при таком освещении она словно оживает и воспринимается иначе, чем днем. Случая увидеть такое мне не случалось до конца прошлого года. Да и довольно пасмурного 15 декабря прошлого года этого тоже не произошло бы, если бы не очередное отключение в Киеве электроэнергии.
Дело в том, что вечером того дня в Украинско-Японском центре КПИ, который работает в Научно-технической библиотеке университета, открывалась выставка произведений украинских художников-керамистов "Выжигай!".
Название выставки в значительной степени многозначно, но прежде всего оно отражает технологию создания показанных на ней вещей, так как все они были выжжены по особой старинной технологии в традиционной японской дровяной печи анагама .
И когда вдруг небольшой выставочный зал словно накрыло одеяло бархатной тьмы и участники вернисажа (а их было много!) начали включать свои смартфоны и карманные фонарики, оказалось, что разговоры об особом восприятии произведений пластического искусства, особенно авторской керамики. это не преувеличение! Представленные на выставке вещи – традиционные для декоративно -прикладного искусства, самым древним видом которого являются керамика, посуда и вазы для цветов, причудливые корневидные композиции, антропоморфные фигуры, девичьи головки, выполненные в вполне реалистичном стиле и т.п. – действительно выглядели теплыми и словно приглашали ощутить это тепло даже на ощупь (последнее, конечно, как и на всех выставках и музеях, не очень приветствуется).
Украинская керамика с японскими корнями
Однако, не менее привлекательно представленные произведения выглядят и при полном освещении. Несколько иначе, но так же элегантно просто – такова уж особенность японской керамики с характерным для нее стремлением естественности, для чего мастера некоторых традиционных стилей даже оставляют поверхности своих изделий как бы незавершенными – с остатками кое-где потеков глины, едва заметными следами пальцев, определенными, словно бы случайными, а действительно продуманными "дефектами". Подавляющее большинство из представленных на выставке произведений так и выглядят довольно простыми, но и одновременно чрезвычайно изысканными. И благодаря своим неслучайным "несовершенствам" – абсолютно уникальными, но при этом словно знакомыми с детства. Таково японское искусство, но пропущенное сквозь украинскую душу и мировосприятие.
Собственно, иначе и быть не может, ведь участниками этого проекта стали 11 украинских художников-керамистов, увлекающихся дровяным обжигом. На выставке они представили 30 работ, над которыми работали в течение двух месяцев и в конце октября провели их совместный 96-часовой обжиг в керамической резиденции "Gudenky", расположенной в пригороде Киева.
Посольство Японии в Украине предоставило выставке статус праздничного мероприятия, посвященного 30-летию установления дипломатических отношений между Японией и Украиной. В этом – глубокий смысл, потому что лучше может выразить глубинное родство двух стран, как не синтез исторических художественных стилей и техник одной с их переосмыслением мастерами другой на почве собственных художественных традиций и опыта?
Не только об искусстве
Время сейчас такое, что на церемонии открытия выставки звучали слова не только, конечно, об искусстве. "За последние тридцать лет Украина стала действительно демократической страной, которая вскоре войдет в Евросоюз, – сказал Чрезвычайный и Полномочный Посол Японии в Украине Мацуда Кунинори – Как вам известно, Япония является членом Группы G7. И в 2023 году Япония будет председательствовать в этой "Большой семерке". В 2023 году я буду возглавлять группу послов ее государств, созданную в Киеве для поддержки Украины. Хочу обещать три вещи. Во-первых, я обещаю вместе с послами других стран-членов "Большой семерки" поддерживать Украину в ее усилиях для скорейшей победы в этой войне. Во-вторых, буду прилагать максимальные усилия для укрепления экономики Украины, ее восстановления и реконструкции. И еще я планирую сделать этот год таким, в котором будет очень много культурных мероприятий, на которых будет создаваться возможность встречаться, как сегодня, друзьям из Японии и Украины». В заключение глава Посольства Японии в Украине выразил надежду (которая, в известной степени, прозвучала как обещание), что во время следующей подобной акции в Украинско-Японском центре КПИ сможет обратиться к ее участникам на украинском языке.
Анагама как музыкальный инструмент
Перед участниками церемонии открытия выступили и основатели резиденции "Gudenky", кураторы этого арт- проекта Татьяна Максимчук и Вячеслав Гуденок. Активные исследователи современных творческих практик в керамике, активно внедряют их в собственной творческой деятельности. И керамические традиции Японии вдохновляют их на поиск новых идей и форм. Их выступление было посвящено особенностям проекта .
"Миссия нашего проекта заключалась в том, чтобы вдохновить наших керамистов восстановить в это военное время художественную деятельность и снова почувствовать то творческое настроение, которое было у нас до войны", – пояснил Вячеслав Гуденок .
А Татьяна Максимчук рассказала об особенностях традиционной японской технологии обжига, объединившей украинских мастеров художественной керамики, и об их работе: "Печь анагама очень похожа на музыкальный инструмент. Но инструмент, на котором может играть не один человек, а целая команда. Ибо именно обжиг длится четыре дня постоянной подкладки дров, слежки за температурой, загрузки и разгрузки печи! Один или два человека даже физически не в состоянии выдержать такого, да и сама камера слишком велика, чтобы выжигать в ней одну или две вещи... Это был первый военный обжиг. Ведь искусство не может молчать и тогда, когда звучат залпы орудий и звуки сирены. И искусство не молчит! Итак, мы смогли нашептать своим произведениям все наши мысли, все наши волнения, все наши переживания за близких, которые находятся в разных уголках нашей страны. Я очень надеюсь, что глядя на наши работы, вы это почувствуете…"
Печь анагама в резиденции " Gudenky " - самая большая в Украине. Она была построена в 2020 году и уже стала настоящим эпицентром совместных художественных проектов, местом притяжения для украинских художников-керамистов, которые увлекаются дровяными обжигами. Выпал в рамках проекта "Выжигай!" стал уже шестым после ее постройки.
Инициаторы проекта и его участники - Общественная организация "Культурная ассамблея", резиденция "Gudenky", а также Украинско-Японский центр КПИ приглашают на выставку "Выжигай!". Она работает в Украинско-Японском центре КПИ им. Игоря Сикорского (г. Киев, проспект Победы, 37, Библиотека КПИ им. Игоря Сикорского, 4 этаж) в будние дни с 11:00 до 19:00, а по субботам с 11:00 до 18:00. Выходной – воскресенье. Вход свободный. Закрытие выставки – 26 января 2023 года.
В Украинско-Японском центре КПИ свои работы представили 11 украинских художников-керамистов. Мероприятие было посвящено 30-летию установления дипломатических отношений между Японией и Украиной.
Свои уникальные изделия художники обжигали в традиционной японской дровяной печи анагама.
⏰ Просмотреть выставку можно до 26 января 2023 года. Время посещения: пн-пт 11:00–19:00, сб 11:00–18:00.