Трансформация образовательного процесса в современных условиях. Из отчета проректора по учебной работе Анатолия Мельниченка на заседании Ученого совета 15 марта 2021г.

В 2020 году наш университет встретился с рядом вызовов, связанных прежде всего с пандемией COVID-19. Это требовало от нас внесения существенных изменений в нашу работу, в частности перевод учебного процесса в дистанционный режим. В марте прошлого года мы начали принимать срочные меры, чтобы это прошло безболезненно, без срыва образовательного процесса, и одновременно с сохранением качества обучения. В связи с этим пришлось решать и ряд задач, связанных с информатизацией, необходимостью автоматизации администрирования образовательного процесса, обеспечения соответствующего технического сопровождения управленческой деятельности, широкого внедрения электронного документооборота и тому подобное.

Анатолій Мельниченко К тому же, из года в год повышается конкуренция между вузами. Это отражается как в рейтингах университетов, так и в информационном пространстве. Поэтому перед КПИ встала задача о необходимости как улучшения и подъема наших позиций в международных и внутренних рейтингах, так и качества образовательного процесса - основного залога хорошей академической репутации университета, что является составляющей международных рейтингов. А еще, улучшения информационного взаимодействия со стейкхолдерами, а также и со абитуриентами.

Определенным вызовом для нас стало и начало аккредитации образовательных программ по новым правилам. Наши подразделения она обогатила новым и одновременно поучительным опытом работы. Причем даже здесь существуют определенные коллизии - например, при подготовке к аккредитации программ по уровню "доктор философии" мы столкнулись с тем, что аккредитовать их нужно, но утвержденных стандартов высшего образования по этому уровню в Украине нет. Таким образом, аккредитация должна осуществляться на основе проектов таких стандартов.

В то же время, сам образовательный процесс и развитие высшего образования требует формирования образовательных программ с учетом мировых и национальных тенденций в экономике. Мир сегодня выходит на новую ступень, на так называемый "суперцикл", что соответствует шестому технологическому укладу по классификации Николая Кондратьева. Конечно, этот уклад предполагает существенные изменения в экономике, промышленности, появление новых общественных отношений и новых отраслей. На эти новые вызовы система подготовки специалистов должна адекватно реагировать. Критически важно, чтобы наши образовательные программы были конкурентоспособными как на национальном, так и на международном рынках образовательных услуг. Главными императивами для КПИ им. Игоря Сикорского здесь являются учет тенденций и сценариев развития глобальной экономики и обеспечение учета запросов рынка труда, а также сохранение наработанного в нас потенциала научно-педагогических школ. Это наши традиции фундаментальности, сочетание образовательной и научной деятельности, а также - поддержки инновационности.

Следует еще напомнить, что в прошлом году в структуре департамента состоялись организационные изменения (слайд 1) . В дополнение к традиционным подразделениям проректору по учебной работе были подчинены еще Конструкторское бюро информационных систем (КБ ИС) и НТО "КПИ-Телеком". А еще был создан Координационный центр образовательных программ в сфере национальной безопасности и обороны, задачей которого является координация деятельности подразделений университета в подготовке специалистов по соответствующим направлениям и специальностям.

Обновления нормативной базы

Одной из ключевых наших задач была подготовка новой нормативной базы. В частности, принято новый, ключевый для образовательного процесса документ "Положение об организации образовательного процесса в КПИ им. Игоря Сикорского", разработаны и внедрены "Положение о индивидуальном учебном плане", "Положение о сертификатных программах& quot;, "Положение о реализации права на выбор учебных дисциплин". Модернизировано подход к информационному обеспечению учебных дисциплин для удовлетворения потребностей как преподавателей, так и студентов.

Для учета всех составляющих качественного проектирования образовательных программ в 2020 году было разработано "Положение о разработке, валидации, мониторинге и просмотре ОП". Это положение определяет процедуры и механизмы всех этапов ОП от проектирования до утверждения ОП, а также определяет ответственных за эти этапы. Образовательная программа подобна живому организму, который развивается и меняется, поэтому в этом положении значительное место уделено вопросам мониторинга и просмотра ОП. Стоит заметить, что наличием такого документа интересуются во время каждой аккредитационной процедуры.

Образовательный процесс в дистанционном режиме

По требованию времени было разработано "Положение о дистанционном обучении" и "Регламенты работы в дистанционном режиме". Среди вопросов, которые регулирует указанное положение - обеспечение образовательного процесса в дистанционном режиме средствами платформы "Сикорский"; реализация креативных подходов к получению высшего образования соискателями образования и научно-педагогическими работниками; требования к дистанционным курсам; обеспечение индивидуальной траектории обучения и тому подобное. "Регламенты семестрового контроля и аттестации" - использование технологий дистанционного обучения, отображение результатов текущего контроля и сессии в "Электронном кампусе", обеспечение надежной идентификации, аудио- и видеозапись контрольного мероприятия и прочее.

Организация образовательного процесса в дистанционном режиме заставила нас больше внимания уделить программному обеспечению. Университет предоставил факультетам возможность самим выбрать те или иные ресурсы, которые может предоставить наша платформа "Сикорский" (Она построена на Google Workspace и платформе Moodle), а также использовать другие ресурсы и платформы, в том числе ZOOM, Webex и т.д.(слайд 2).

Платформа "Сикорский" в течение года наполнялась, и сегодня мы уже имеем обновленный сайт, который позволяет структурировать построенные на Google Workspace курсы. Эта работа осуществляется системно. Конечно, есть подразделения, где она проводится успешно, и есть отстающие. Но она продолжается, и сейчас мы уже имеем несколько тысяч курсов, сделанных на Google Workspace и на платформе Moodle. Более того, университет усилил работу по предоставлению программных возможностей и привлек те программные продукты, которые мы имеем по соответствующим соглашениям с партнерами. Это лицензионные программные продукты: Office 365 Proto Labs, Microsoft Azure и другие. К тому же, в прошлом году было подписано соглашение об использовании очень мощного программного продукта для инженерных задач Solidworks - мы получили более 2000 лицензий.

Менеджмент образовательных программ

Главной для нас задачей было и есть управление в сфере образовательных программ, реализуемых в нашем университете, а их более 300. Они модифицируются, модернизируются.

Цикл развития образовательной программы завершается ее внешней аккредитацией. Однако внешняя аккредитация - это уже завершение работы по развитию образовательной программы, которая обеспечивается тремя предыдущими этапами (слайд 3) . Первым является учреждение программы, когда проектные группы и УМК университета с привлечением стейкхолдеров вводят ОП, вторым - ее реализация, когда кафедры при поддержке ДООП и ДОВР осуществляют подготовку соискателей высшего образования в соответствии с "Положением об организации образовательного процесса", и третьим - ежегодное проведение самоанализа кафедр (внутренняя аккредитация) в целях обеспечения качества образовательного процесса и подготовки к внешней аккредитации.

В 2020 году начался процесс внешней аккредитации образовательных программ через НАЗКВО. Всего в течение года успешно прошли аккредитацию 15 программ первого и второго уровней. Одна из них признана образцовой.

Факультеты начали не только использовать накопленный опыт и собственные наработки, не только учитывать наработки проектных групп и стандарты высшего образования и возможности ресурсной базы, но и прислушиваться к мнению студентов, учитывать отзывы работодателей и опираться в работе на документы, разработанные в соответствии с принятой в прошлом году Стратегии развития нашего университета на 2020-2025 гг. Приобретенный опыт показал, что внешняя аккредитация является очень важным делом, которое при полном его завершении приведет к существенному совершенствованию нашей работы и к ее очистке от устаревших составляющих.

Те методы, которые были нами предусмотрены, сегодня для всех подразделений уже стали обыденными. Учебные дисциплины, которые входят в общеуниверситетские и профессиональные каталоги, отражающие специфику и уникальность тех или иных программ, что, в свою очередь, реализуется в учебных планах и образовательной деятельности. Отдельные моменты, которые являются традиционными для нашего университета, отражены в общих частях наших планов, в университетских каталогах и справочниках учебных дисциплин. Понятно, что наша работа предполагает типичную структуризацию образовательных программ с учетом требований стандартов высшего образования, однако в отдельных случаях мы всегда идем навстречу подразделениям, которые могут изменить отдельные составляющие структуры программ и учебных планов.

Отдельно стоит упомянуть сертификатные программы. Год назад мы разработали и ввели "Положение о сертификатных программах", и уже весной приняли 6 таких программ - для факультета менеджмента и маркетинга, Института прикладного системного анализа и факультета социологии и права. В этом году уже утверждено 7 сертификатных программ для других факультетов, а в учебно-методический отдел предоставлено еще ряд сертификатных программ, которые будут реализовываться в подразделениях. В общем со следующего года мы будем иметь до 25-30 сертификатных программ.

Избирательность дисциплин

Важной составляющей нашей работы является обеспечение трансформации избирательности дисциплин. Еще в прошлом году выбор осуществлялся по ОУ-каталогу в "Электронном кампусе" и по Ф-каталогу по разным выбранными факультетами системам - бумажным анкетированием, использованием гугл-форм, собственным системам выбора. Сегодня все это уже происходит в "Кампусе", и это позволит формировать межкафедральные и межфакультетские учебные группы и реализовывать сертификатные программы.

Дуальное образование

В прошлом году у нас было принято новое "Положение о дуальном образовании". Однако обучение по этой модели или с использованием ее элементов в нашем университете было начато значительно раньше. Внесение норм об осуществлении дуального образования как отдельной формы высшего образования в Закон Украины "О высшем образовании" позволило нам урегулировать ряд вопросов. Сегодня мы имеем как программы с элементами такой модели обучения, так и полноценные программы дуального образования. Новое положение определяет требования по реализации кредитов, в том числе и во время обучения на рабочем месте, и привлечение к учебному процессу работодателей. Кроме того, отработано организационный механизм внедрения такого обучения(слайд 4).

Аспирантура и докторантура

В 2020 году было разработано и принято "Положение о подготовке соискателей высшего образования степени доктора философии" и "Положение о подготовке соискателей высшего образования степени доктора наук". Согласно этим документам научно-методическим комиссиям было делегирована возможность принятия решений по образовательной составляющей программ PhD, поскольку стандартов высшего образования по этим уровням пока нет. Восстановлено и институт соискателей - правда, ими могут быть только лица, работающие в университете, в докторантуре открыта подготовка по специальности 281 "Публичное управление и администрирование". Однако остается вопрос эффективности получения высшего образования по этим уровням, ведь только треть аспирантов заканчивает аспирантуру - кто-то из них отчисляется, кто-то идет в академические отпуска - то есть остается проблема защиты диссертаций.

Практическая подготовка

Пандемия очень ощутимо ударила по нашим возможностям организации практической подготовки. Департамент осуществляет координацию этой работы, давая возможность подразделениям направлять соискателей высшего образования на практику по уже подписанным университетом соглашениям. Но по определенным ими более 1000 местам для практики для бакалавриата было использовано только 2%. Это, конечно, связано с тем, что практика для студентов бакалавриата пришлась на апрель прошлого года, когда было объявлено локдаун, и большинство предприятий отказывались принять практикантов. В целях сохранения здоровья наших студентов мы были вынуждены дать разрешение на прохождение практики на кафедрах. Только осенью, когда направляли на практику студентов магистратуры, мы смогли несколько улучшить эту ситуацию.

О дипломных работах, проектах и диссертациях и результатах их защиты

Завершением подготовки специалиста является подготовка и защита бакалаврской или магистерской работы, которая подтверждает его интегральную компетентность. Анализ результатов защит свидетельствует о наличии тенденции, когда на факультетах, где количество дипломных работ, имеющих рекомендации к внедрению или стали реализованными стартапами, является очень невысоким, достаточно высоким является количество дипломов с отличием. Конечно, одним из ключевых требований к магистерским диссертациям является реализация стартап-проектов, пока наши подразделения реализуют ее по-разному. Но она является обязательной при подготовке специалиста-инноватора, который имеет не только инженерно-конструкторские знания и умения, но и предпринимательские, экономические и управленческие навыки.

Социологический мониторинг стейкхолдеров образовательного процесса

Важным элементом нашей работы стало проведение социологического мониторинга как инструмента обратной связи от всех стейкхолдеров образовательного процесса - студентов, работодателей, выпускников и научно-педагогических выпускников. Традиционно высокой остается оценка наших выпускников со стороны работодателей. Большинство из них считают, что квалификация наших выпускников полностью или скорее соответствует требованиям к работе (слайд 5) .
Но в то же время почти четверть из опрошенных работодателей отмечают наличие недостатков, которые снижают качество работы наших выпускников. Это, прежде всего, отсутствие практической подготовки - именно поэтому обеспечение реальной производственной практики является в настоящее время одной из главных наших задач.

Мы также проводим опрос студентов. Следует отдать им должное: более половины откровенно признают, что не учатся с полной отдачей. Показательно, что доля тех, кто указывает, что не напрягается в учебе и пропускает значительную часть занятий, очень хорошо коррелирует с количеством студентов, которых отчисляют по результатам сессий, или тех, кто сдает экзамены с большими сложностями. Но при этом студенты в основном положительно отзываются об образовательных программах и выбрали бы их снова, если бы это потребовалось бы сделать. Интересны и результаты опроса "Преподаватель глазами студентов", который много лет проводится в университете. Почти 40% преподавателей оцениваются студентами как являющимися настоящими образцами профессионализма, 50% имеют оценки выше средних (слайд 6) . Но есть и такие, которые не дотягивают до уровня КПИ. Результаты эти видит в личном кабинете каждый заведующий кафедрой, так же как и преподаватель - то есть, они могут и должны учитывать их в своей деятельности.

Методическое обеспечение и обеспечение академической добропорядочности

За 2020 календарный год Экспертным советом по учебным изданиям рассмотрено и рекомендовано к изданию 30 рукописей учебников от авторов из 12 факультетов институтов. Лидерами в этом в последние годы остаются ХТФ, ФММ, ИХФ. К сожалению, 11 факультетов/институтов в 2020 году не уделяли этой работе должного внимания.

Для обеспечения развития культуры академической добропорядочности в КПИ им. Игоря Сикорского мы постоянно совершенствуем нормативное обеспечение в этой сфере. Более того, университет является участником проекта "Инициатива академической добропорядочности и качества образования", реализуемой Американскими советами по международному образованию при содействии Посольства США в Украине, Министерства образования и науки Украины и Национального агентства по обеспечению качества высшего образования. Нами начато курсы повышения квалификации в этой области, а в общеуниверситетском каталоге выборочных дисциплин включено учебную дисциплину &​​quot;Академическая добропорядочность".

Информатизация управленческой деятельности

Подразделения КПИ работают в единой информационной среде. Она довольно разнообразна и имеет целый ряд подсистем (слайд 7) . Одним из главных инструментов обеспечения нашей работы стал "Электронный кампус" (ЭК). Именно его возможности позволили нам не только быстро перевести учебный процесс в дистанционный режим, но и проводить сессии. В 2020 году ЭК постоянно развивался и улучшался: были усовершенствованы "Личный кабинет студента", "Кабинет НПР", разработаны модули для заведующих кафедр и деканов/директоров, работников деканатов и отдельный модуль приемной комиссии, через который уже был осуществлен прием документов в магистратуру. Работа над развитием "ЭК" продолжается и сейчас. 

Кроме того, КБ Информационных систем осуществляет поддержку автоматизированных систем "Деканат", "Студгородок", "Учет кадров"и тому подобное. Продолжается сопровождение и совершенствование АИС "Финансы", активно внедряется система электронного документооборота "MEGAPOLIS".

Впрочем, одной из наших ключевых задач является создание информационной системы, обновленной на современных началах. Поэтому сейчас мы совместно с ООО "ИНВО ДИДЖИТАЛ" работаем над формированием комплексной системы автоматизации образовательного и управленческого процессов. Это компания, которая имеет большой опыт разработки таких продуктов для Украины и других стран. В ближайшее время мы начнем поэтапно тестировать разработанные модули.

Одной из важнейших потребностей прошлого года стала необходимость надежной защиты информации и обеспечение информационной безопасности. Наверное все помнят мощную DDOS-атаку с почти 200 тыс. аккаунтов, которая осенью прошлого года почти на два дня парализовала работу наших информационных систем. Мы обратились к киберполиции для расследования этого преступления, но и сами приняли ряд мер для обеспечения безопасности университета от подобных неприятностей в будущем. В частности, для сохранения персональных данных студентов и преподавателей часть сервисов и часть информации, которая относится к критической инфраструктуре, будут размещены в облачной среде и прочее.

Главным подразделением, обеспечивающим информационную деятельность университета, является НТО "КПИ-Телеком". В течение прошлого года объединение значительные усилия приложило не только к обслуживанию телекоммуникационной системы университета и системы охранной сигнализации, но и к развитию сетей доступа и инженерных технологических систем: создано каналы передачи данных и подключено конечные устройства системы автоматического учета теплоснабжения (32 объекта), системы автоматического учета электропотребления (5 объектов), системы контроля доступа в корпусах (5 учебных корпусов), системы автоматического управления лифтами в общежитиях (3 общежития). Кроме того, предоставлялись мультисервисные телекоммуникационные услуги - продолжались работы по техническому сопровождению и дальнейшему развитию системы видеонаблюдения университета, было запущено сервис видеоконференций на основе программного обеспечения с открытым кодом - bbb.kpi.ua и сервис VPN подключения из сети Интернет к внутренним узлам корпоративной сети. И, конечно, проводились мероприятия по интеграции информационной среды университета в мировое информационное пространство и реализации систем защиты корпоративной сети от внешних кибератак.

Совершенствование информационной политики

Важнейшими инструментами реализации собственной информационной политики КПИ им. Игоря Сикорского является его информационно-коммуникативные ресурсы. Это аккаунты подразделений в социальных сетях, вебсайты подразделений в домене kpi.ua Медиалаборатория, газета " Киевский политехник" (слайд 8) . В 2020 году было введено Положение об их внутренней сертификации. Уже сертифицировано 25 сайтов структурных подразделений, 144 сайта учебно-научных подразделений, 23 телеграмм канала учебно-научных подразделений. На рассмотрении 157 фейсбук-страниц структурных и учебно-научных подразделений, 12 телеграмм-канала структурных подразделений университета. Еженедельно проводится мониторинг 144 сайтов учебно-научных подразделений и их англоязычных версий, 23 телеграмм-каналов учебно-научных подразделений и телеграмм-бота деканатов, 144 фейсбук-страниц учебно-научных подразделений. А для разработки стратегии информационной политики университета и рассмотрения важных ее аспектов в университете создан Совет по вопросам информационной политики.

И, напоследок, о главных наших задачах на год 2021

Среди них - оптимизация системы администрирования образовательного процесса; создание цифровой образовательной среды, развитие системы смешанного и дистанционного обучения студентов; совершенствование информационной политики; совершенствование образовательных программ, их методического и ресурсного обеспечения с целью содействия успешному аккредитационному процессу; дальнейшее развитие информатизации образовательной и управленческой деятельности; повышение академической репутации университета как составляющей оценки в мировых рейтингах.