Из доклада ректора на сессии профессорско-преподавательского состава 28 августа 2020 г.: продолжалась активная работа университета в программах академической мобильности с университетами 27 стран мира. В течение прошлого учебного года в программах академической мобильности приняли участие 146 студентов.
От заведующего кафедрой д.т.н., проф. С.М.Пересады: В соответствии с программой Erasmus+ студенты и преподаватели кафедры автоматизации электромеханических систем и электропривода (АЭМС-ЭП) факультета электроэнерготехники и автоматики проходили научную стажировку в Университете Ворика (University of Warwick, Coventry), Великобритания. Всего в программе приняли участие два студента-магистра 1-го и 2-го года обучения, два аспиранта, а также четыре преподавателя. Студенты имели возможность жить в общежитиях университета, заниматься, проводить научные исследования в лабораториях, путешествовать по стране. Участники программы, студенты Дмитрий Родькин и Алексей Зинченко, за четыре месяца стажировки получили новые знания и увидели много полезного. Д. Родькин подготовил и защитил магистерскую диссертацию на английском языке, успешно сдал экзамены в аспирантуру и будет продолжать исследования на кафедре. А. Зинченко работает над своей магистерской диссертацией, которая тоже базируется на общих с британскими учеными результатах.
Безусловно, интересны и впечатления и воспоминания студентов о стажировке и научной работе в британском университете, которые приводим ниже.
Вместо предисловия. Нам, научным магистрам кафедры автоматизации электромеханических систем и электропривода факультета электроэнерготехники и автоматики, посчастливилось принять участие в программе академической мобильности Erasmus+. Это был большой вызов, поскольку мы впервые ехали в Европу да еще в ведущий университет мира. Несколько неуверенные и закомплексованные в начале, мы быстро поняли, что имеем надлежащий уровень подготовки. Оценив тематику и уровень научных исследований, которые мы выполняли в лабораториях кафедры, нам предоставили возможности для проведения самостоятельных исследований на равных условиях с аспирантами и штатными исследователями университета. После четырех месяцев работы в Университете Ворика, общения со студентами и аспирантами из разных стран мы можем утверждать, что наш КПИ им. Игоря Сикорского, несмотря на сложности в стране, является мировым образовательно-научным центром.
Об ун верситете. Университет Ворика является университетом классического типа, находится около города Ковентри, расположенного к востоку от Бирмингема, в центральной части Великобритании. Университет был основан в середине ХХ века, он является достаточно молодым среди европейских университетов. Однако это не мешает ему постоянно входить в рейтинговую пятерку-десятку самых престижных британских университетов. В университете обучается около 30 тыс. студентов, большинство из которых иностранцы. Все, что может понадобиться студенту во время учебы, сконцентрировано в едином кампусе: корпуса для обучения и исследовательской работы, общежития, кафе, магазины, спортивный комплекс, больница, прачечные и тому подобное.
В начале обучения каждый студент получает собственную ID-карту, которая является пропуском в лаборатории, комнаты и спортивный центр (при наличии абонемента). Можно класть средства на эту карточку и получать скидки в местных кафе. Студент, кроме персональной карточки, получает аккаунт и электронную почту на портале университета. Множество вопросов можно решить путем электронной переписки с соответствующим органом. Регистрация на любые мероприятия, связь с преподавателями, заявка на проживание в общежитии - все происходит в электронном виде. Такая система связи и доступа обеспечивает надежную и удобную систему защиты с разноуровневым доступом и общением для персонала и студентов.
Поскольку целью нашего пребывания была научная стажировка, то нам предоставили доступ к компьютерам и тестовой установке в лаборатории энергосистем и систем управления (Power and Control Systems Research Laboratory). С получением аккаунта нам открылся доступ к библиотеке университета, а также к цифровой библиотеке IEEE Xplore Digital Library и другим мировым базам данных.
Учебный процесс. Во время стажировки мы посещали несколько курсов лекций, касающихся нашей специальности. В каждой аудитории установлено проектор или большой экран. Большинство преподавателей подают лекционный материал как презентацию, поэтому темп лекций достаточно высок. Для полного понимания материала студент должен дорабатывать его самостоятельно. Для демонстрации печатного материала в аудиториях есть специальные камеры над столом преподавателя. Лектор подключает микрофон в начале каждой лекции, и она записывается в базу университета для возможности повторного просмотра. Лектора во время лекции снимает еще и специальная камера, что повышает безопасность на занятии и облегчает повторение лекционного материала студентам. Все студенты, зарегистрированные на курс, имеют доступ к записи лекции, а также ко всем необходимым материалам через свой аккаунт. Лекция длится один час (без перерыва)..
Студенты в течение семестра изучают предметы, которые охватывают различные области знаний. Согласно концепции британских классических университетов, в Университете Ворика по бакалаврской программе (три года) готовят специалистов очень широкого профиля. В отличие от технических университетов, глубина материала меньше (в том числе по сравнению с КПИ им. Игоря Сикорского), что мы и увидели с тех лекций, которые посещали. У нас была возможность посетить на выбор несколько лекционных циклов. Уровень преподавания, безусловно, высок. Очень приятно, что одним из преподавателей был выпускник нашей кафедры, ее бывший преподаватель проф. А.И. Киселичник.
Интересна система оценки знаний. Экзамены - письменные, проводятся без участия лектора. Студент получает билет, состоящий из многих коротких задач, в основном задач, которые необходимо решить. Лектор и профессор, которые инспектируют, оценивают предоставленные студентами работы на основе эталонных ответов в анонимном режиме, когда фамилии студентов неизвестны. Результат обучения для группы считается хорошим, если средняя оценка находится в пределах 3 - 4 по пятибалльной шкале. Случаи недоброчесности, как правило, отсутствуют, так как наказываются очень строго.
Студенты. Система образования и принцип изложения требуют от студентов значительной самостоятельной работы. Лекции являются скорее подробным планом, по которому студент должен двигаться для успешной сдачи экзаменов и приобретения умений и навыков, чем основным источником получения знаний. Для самостоятельной работы организовано места, в том числе специализированные аудитории. На наш взгляд, мотивация к обучению у студентов высока. И здесь, как и для КПИ им. Игоря Сикорского, престижность обучения именно в этом университете очень важна. Предусмотрены стипендии для студентов, оплаченные предприятиями. Попасть в такую программу нелегко, но после окончания учебы студенту гарантировано трудоустройство на этом предприятии. Такие возможности стимулируют к обучению. Обучение в университете - платное и дорогое, а для иностранцев - очень дорогое.
Преподаватели. Учебная нагрузка у профессоров не сильно отличается от того, что есть в КПИ им. Игоря Сикорского. Благодаря автоматизации организации учебного процесса, они не занимаются административной и организационной работой, много путешествуют в научных делах. Все рабочее время, кроме проведения занятий, работают в своих офисах. Студент может обратиться к профессору исключительно по установленному расписанию. Зоны пребывания преподавателей и студентов разделены.
Исследовательская лаборатория. Большее количество рабочего времени мы проводили в лаборатории энергосистем и систем управления. Условно ее можно разделить на 4 секции: рабочие места, лабораторные стенды, кухня и склад с инструментами. Из-за недостатка места тестовые установки расположены рядом друг с другом очень тесно. Однако стенды легко передвигаются, что позволяет легко делать перестановку. Технологически исследовательские установки нашего направления в этой лаборатории и на нашей кафедре не слишком отличаются, разве что здесь оборудование более дорогое и получается легко и быстро за счет факультета.
Большинство людей, которые работают в лаборатории, - аспиранты. Расписание рабочего времени не устанавливается, поэтому они работают самостоятельно сколько нужно. Раз в неделю происходит встреча с научным руководителем для обсуждения результатов и планов работы.
Свободное время и быт. Студенческие общежития расположены небольшими микрорайонами. Комнаты рассчитаны на одного студента. Разница по сравнению с киевскими общежитиями, в том, что студенты выселяются из общежитий на период каникул. Также студенты могут арендовать комнаты, квартиры или дома в окрестных городах. Действует разветвленная и удобная транспортная сеть автобусов, такси и поездов.
В свободное время студенты могут пойти в спорткомплекс, прогуляться по окрестностям, поехать в соседние города, отдыхать в общежитиях, встречаться там с друзьями или идти в кафе.
Проведена научная работа. Во время стажировки нами были выполнены теоретические и экспериментальные исследования по идентификации параметров синхронной явнополюсной машины с постоянными магнитами с учетом эффектов насыщения, которые стали логическим продолжением работы, начатой в КПИ им. Игоря Сикорского. На основе полученных результатов были опубликованы две совместные статьи в изданиях, входящих в наукометрическую базу Scopus.
Наблюдения и выводы. В свободное время мы общались со студентами, аспирантами и преподавателями, просто с британцами. Как оказалось, многие из них знают об Украине, интересовались ситуацией в стране. Люди в Великобритании достаточно раскованы, охотно становятся к разговору, что позволило улучшить наши знания английского.
За это время мы получили не только новые научные результаты, но и существенный жизненный опыт. Важно было подтвердить, что мы ни в чем не уступаем британским соискателям высшего образования. Отношение к студентам зависит не от того, из какой он страны: Германии, Китая, Украины или Турции, а от того, как делаешь дело, изучаешь и знаешь язык, историю и культуру страны пребывания. Мы всегда помнили, что представляем Украину и наш Киевский политехнический институт.
Хотим поблагодарить нашим руководителям - проф. О.И.Киселичнику из Университета Ворика и проф. С.М.Пересаде, которые организовали программу и осуществляли руководство научными исследованиями.