Жемчужины киевского фарфора

Выставка уникального достояния фарфорового искусства Украины прошла в Музее истории Киева. Посетителям представили изделия Киевского экспериментального керамико-художественного завода (1924-2006), который был главной художественной лабораторией фарфоровой промышленности Украины и разрабатывал оригинальные предметы, выставочные и подарочные изделия. По качеству и мастерству изделий его можно сравнить с Ломоносовским фарфоровым заводом. Когда-то в Украине было аж 15 фарфоровых заводов, а сегодня этот материал остался в руках сподвижников.

Работы, предоставленные частными коллекционерами не только красивые, но и очень интересные. Это скульптуры и вазы в авторском исполнении ведущих художников завода - А.Сорокина, В.Щербины, О.Жникруп, О.Рапай, Г.Молдавана и др. В свое время завод первым пригласил к себе народных мастеров из села Петриковка и активно способствовал развитию петриковской росписи, что ныне является нематериальным культурным достоянием украинского народа и внесена в реестр Всемирного наследия ЮНЕСКО. Среди скульптурной пластики привлекают внимание изделия от 3-5 до более 50 см. Героинями фарфора О.Рапай и О.Жникруп являются преимущественно женщины - модницы, пляжница, заботливые мамочки, спортсменки, украинки в разообразном национальном наряде. Фигуры как живые и очень хрупкие. Их грация, женственность и изысканность - один из лейтмотивов выставки.

Фигурки персонажей первой украинской оперы "Запорожец за Дунаем" - казака Карася и его жены Дарьи (1956), выпускались более 50 лет. Общий тираж достиг более 1 млн шт. "Солоху и дьяка", по мотивам Гоголя, создавали дважды - О.Рапай (1959) и О.Жникуп (1979). Солохе предоставили черты актрисы Л.Хитяевой, исполнительницы этой роли в фильме. "Девушка с зеркалом" которая не пошла в серию, потому что не пропорциональна и не гармонична. Разве?

В балерин пытались создать кружевные пачки. Получилось не очень, но права на тиражирование статуэток иностранцы выкупили. В 2015 г. деревянные копии фарфоровой балерины "Леночка" (модель 1971 О.Жникуп) было продано на известных аукционах за десятки тыс. долл. Автор копий - американский художник, 2017 г. установил у Рокфеллер-центра в Нью-Йорке надувной аналог - 13-метровую инсталляцию "Балерина, что сидит". И обвинения в плагиате быстро развеялись - Д.Кунс в 1990-е получил юридическое разрешение на хрупкие фигурки от правопреемников и наследников.

Эти и другие изделия вошли в историю отечественного искусства, на сегодня, к сожалению, забытого.