В 2017 г. международная деятельность нашего университета осуществлялась в соответствии со Стратегией развития КПИ им. Игоря Сикорского на период 2012-2020 годы и Плана действий по ее выполнению и в целом обеспечила определенные положительные результаты.
Развитие международной сферы сегодня объективно обусловлено экономическими реалиями. Развитие университета за счет поступлений из внешних источников становится востребованным и возможным в большей степени, чем это было в прошлом.
Как важные результаты 2017 года следует назвать следующие.
Совершенствование нормативно-методического обеспечения развития международной сферы
Начала работать центральная группа администрирования международных предложений, которая рекомендует к реализации только те международные предложения, которые являются инвестиционно привлекательными для университета. Действует координационная группа по углублению процессов интернационализации университета.
Закреплено ответственность департаментов и подразделений за положительную динамику показателей КПИ им. Игоря Сикорского в мировых рейтингах.
Проходят апробацию нормативно-методические документы, определяющие механизмы международной деятельности:
- общий Регламент управления международным сотрудничеством;
- маркетинговая стратегия выхода на новые зарубежные рынки образовательных услуг;
- широкое коммерческое предложение университета и информационные пакеты подразделений как его составляющие;
- Регламент управления международными проектами в сфере образования.
Создана база профайлов 220-ти ведущих ученых университета с целью информационной поддержки их участия в грантовых программах Европейского Союза.
Ежеквартально представляются бюллетени в области внешнеэкономической деятельности (http: // forea. Kpi.ua).
Что практически сделано в 2017 году
Объем международных контактов превысил уровень 2013 года.
Годы | 2013 | 2014 | 2017 |
Общее количество международных мероприятий | 245 | 200 | 291 |
Конференций, форумов, семинаров, летних школ | 56 | 115 | 113 |
Визитов делегаций | 189 | 85 | 178 |
Количество специалистов в составе делегаций | 730 | 387 | 770 |
Выездов сотрудников | 143 | 161 | 165 |
Перспективные "благоприятные коридоры" были заложены в переговорах с послами 21 стран Европы, Азии, Африки, Латинской Америки. Проведено 113 конференций, форумов, семинаров, летних школ.
Чтобы приблизить организацию международной деятельности к моделям, по которым действуют ведущие университеты мира, начаты проекты со структурно-организационной перестройки системы менеджмента международной сферы. По программе Британского совета развития лидерского потенциала университетов Украины выполнялись проекты "Совершенствование системы оценки и обеспечения качества инженерного образования", "Английский язык для университетов". Усиливаются механизмы целевого менеджмента через проекты европейских программ erasmus + (KA2 "Повышение потенциала высшей школы").
Важные договоренности достигнуты в международных переговорах по новым содержательным направлениям (в образовании, науке, инноватике). В рамках Форума ректоров технических университетов Польши и Украины определен план действий на основе анализа тенденций в системе европейского высшего технического образования. Во время Украинско-Корейского экономического форума одобрена концепция создания в КПИ им. Игоря Сикорского центра науки, образования и инноваций как открытой для университетов Украины и Республики Корея платформы в среде инновационной экосистемы КПИ. Начато сотрудничество с лидером инноваций Израиля - университетом "Технион". Всего были проведены переговоры с 178 делегациями всех континентов.
Развивается сотрудничество с китайскими партнерами. Начато сотрудничество в военной сфере; наш университет присоединился к Глобальной энергетической программе Китая (GeIDCO). В то же время в сотрудничестве с китайскими партнерами следует перейти от выполнения текущих заказов до крупных инвестиционно привлекательных для нашего университета проектов, в том числе межгосударственного уровня, в рамках которых может развиваться учебная база КПИ, инфраструктура, проявить себя мощный научный потенциал наших ученых.
В "Год Японии в Украине" ключевую роль сыграл Украинско-Японский центр, при участии которого произошло 76 мероприятий в 18 городах Украины, в которых приняло участие более 100 000 человек. Символом совместных надежд наших народов стала Аллея сакур, высаженная на территории университета.
Исполнялись и ряд других пилотных проектов - важных и для КПИ им. Игоря Сикорского, и для страны в целом.
Совместная деятельность с профильными департаментами и подразделениями
С департаментами учебной и учебно-воспитательной работы решалась задача приблизить кафедры к международной экспертизе специальностей.
Закладывается новая модель сотрудничества с транснациональными компаниями: "Boeing", "Прогрестех", "Тукана Инжиниринг", "Alsalam Aerospace Industries", "Антонов". В КПИ им. Игоря Сикорского создается "Академия Хуавей ".
Проект основания филиала нашего университета в Египте, как пилотный для Украины может стать трамплином для запуска новой для нашей страны системы международного трансфера образовательных услуг.
Расширяется практика программ двойных дипломов. Сегодня их уже 15 с университетами 10 стран.
Положительной является динамика международной студенческой мобильности. В 2017 г. 200 наших студентов побывали за рубежом по различным формам международных контактов.
Растет участие молодежи нашего университета в международных программах воспитания лидерских качеств, новой ментальности, навыков демократических преобразований и государственного управления - качеств, важных для будущей управленческой элиты Украины.
С департаментом науки и инноватики и подразделениями выполняется 90 международных научных проектов. Из них четыре - по программе ЕС "Horizon 2020" (ИТС, ФММ, ФПМ, ФБТ, ФМФ, ИФФ), пять - по программе НАТО "Наука ради мира и безопасности" (ИПСА, РТФ, ИФФ, ИТС, ФПМ), восемь - билатеральных (ХТФ, ИПСА, ФИВТ, ФМФ, 4 из этих проектов - ФЭЛ).
Общее количество международных научных и образовательных проектов в 2017 году достигло 179.
Действуют два Национальных контактных пункта программы ЕС "Horizon 2020" по направлениям "Информационные технологии" и "Климат и использования ресурсов". С представленной от КПИ им. Игоря Сикорского 41 проектной заявки в "Horizon 2020" выиграли 10%, что превышает средний показатель по Украине.
Продлено серию уже традиционных научных конференций с представительством Польской Академии наук в Киеве: "Возобновляемая энергетика", "Чистая вода. Фундаментальные, прикладные и промышленные аспекты", "Государство и глобальные социальные изменения".
Усиленно организацию внешнеэкономической деятельности департамента экономики и финансов, юридического управлением и управления делами.
По оценкам, от 8 до 10% всех поступлений в университет получено за счет внешнеэкономической деятельности по всем формам.
В 2017 в сфере международной деятельности хорошо проявили себя
- в международных публикациях - ИПСА, ИТС, ФБМИ, ФЭЛ, ПСФ, ХТФ, ФТИ;
- достижении высокой эффективности международной деятельности (привлечение средств) - ФАКС РТФ, ИПСА, ФБТ, ИФФ, ИТС, ММИ;
- в общей активности международного сотрудничества - СФ, ИФФ, ИТС, ИЭЭ, ИПСА, ФМП, ХТФ;
- в активности на международных рынках образовательных услуг - СФ, ИФФ, ИТС, ИЭЭ, ИПСА, ФМП, ХТФ;
в развитии академической мобильности - ФАКС РТФ, СФ, ИФФ, ФММ, ХТФ, ФСН.
Международная деятельность нашего университета получает положительные оценки. КПИ им. Игоря Сикорского является участником ведущих мировых рейтингов университетов. Улучшаются наши позиции в мировом рейтинге университетов QS. В отечественном рейтинге "Топ-200" по международной составляющей мы устойчиво занимаем первые места в течение 11 лет.
Проблемы и новые задачи
1. Необходима более глубокая интернационализация университета, что предусматривает: усиление международной компоненты во всех составляющих деятельности, увеличение количества иностранных студентов и визит-профессоров, организацию исследований и образовательных технологий подготовки специалистов, конкурентоспособных на мировых рынках образования, науки и инноваций, реформирование по модели современного технического исследовательского университета лидерского типа, приобретение репутации высокорейтингового университета по международно признанным критериям и обеспечение - в результате - роста экономических показателей.
Департамент международного сотрудничества разработал проект Программы интернационализации, который после обсуждения и редактирования будет дополнен двумя блоками: дорожной картой (road map) и количественными индикаторами развития.
2. Следует более акцентировано ставить внешнеэкономические задачи, что должно подталкивать подразделения к большей активности в борьбе за средства от внешних источников.
Международная деятельность может стать существенным источником средств для развития университета. Ведущие университеты мира имеют от четверти до половины поступлений из внешних источников.
3. Европейские университеты имеют на порядок больше научных грантов, чем наш университет. Так, если КПИ им. Игоря Сикорского выполняет четыре проекта по программе "Horizon 2020", то Магдебургский технический университет им. Отто фон Герике - 14, Варшавская политехника - 23, а Таллиннский технический университет - 27. Если мы получили в 2017 г. международных грантов на сумму 1,4 млн евро, то только один Таллинский ТУ - 5,3 млн евро.
Из-за еще существующего разрыва с Европой мы теряем возможности использовать в полной мере научный потенциал нашего университета для увеличения объема международных научных грантов. Следовательно, резерв очень большой.
4. Необходимо усилить научную мобильность. Это - путь к расширению участия ученых КПИ им. Игоря Сикорского в международных консорциумах ученых, которые подают проектные предложения в международные грантовые программы, и, как следствие, к увеличению выигранных международных грантов по науке.
5. Имеет место неравенство участия кафедр в международной деятельности: к международной деятельности, к полноценной науке в международном измерении не вовлечено около 80% кафедр. Кафедры "последней десятки" рейтинга вообще не ведут международной деятельности.
Если заведующий кафедрой усилит, поддержит желание молодых в получении международных грантов, чтение лекций на английском, научную мобильность, развитие международных контактов в человеческом измерении, это очень быстро принесет и весомые экономические результаты. Если все больше кафедр будут выигрывать международные научные гранты, проекты и привлекать на обучение иностранных студентов, то очень быстро будет осуществлен прорыв в поступлениях за счет внешнеэкономических источников.
6. Мы отстаем от университетов-партнеров по количеству иностранных студентов. Так, если в университете Люксембурга 3370 иностранных студентов (55%), в Ближневосточном техническом университете (Турция) 1700 иностранных студентов (26%), в Таллинском ТУ иностранных студентов 1440 (13%), то у нас - 488 (2,4% ). Если в первых двух имеется преподавание на английском языке всех специальностей, в Таллинском ТУ - почти всех, то у нас - только четырех.
Мы отстаем и от многих украинских университетов по количеству иностранных студентов прежде всего из-за отсутствия достаточного количества квалифицированных, подготовленных на соответствующем уровне преподавателей, владеющих английским, которые могли бы передать специальные знания. И хотя это сложная задача, но в Украине есть вузы, которые это уже сделали!
№ п / п | Университет | Иностранных / Украинских | % иностранных от общего контингента |
1 | Харьковский НУ им. Каразина | 4 350/19 323 | 22,5 |
2 | КНУ им. Тараса Шевченка | 1 089/26 500 | 4,1 |
3 | Харьковская политехника | 430/11 300 | 3,8 |
4 | Тернопольский ТУ | 261/8 200 | 3,2 |
5 | Харьковский НУ радиоэлектроники | 371/12 000 | 3,1 |
6 | Винницкий ТУ | 250/8 600 | 2,9 |
7 | КПИ им. Игоря Сикорского | 488/20 321 | 2,4 |
7. Итак, необходимо новое поколение преподавателей, которые уже воспитаны на принципах глобального, европейского мышления, и уже просто не будут жить по-старому - ни в образовательном, ни в научном, ни в ментальном измерениях.
8. Необходимо усилить совместную (ДНР, ДНВР, ДМС) работу по расширению участия молодежи КПИ им. Игоря Сикорского в международных программах воспитания лидеров для будущей Украины - людей новой европейской ментальности, новых амбиций. Рассмотреть возможность введения в учебный процесс учебного модуля "Воспитание лидерских качеств", как в университетах мира.
№ п / п | Университет | Количество программ |
1 | КПИ им. Игоря Сикорского | 4 |
2 | Киево-Могилянская академия | 96 |
3 | КНУ им. Тараса Шевченка | 45 |
4 | НУБИП Украины | 22 |
5 | Национальный авиационный университет | 17 |
6 | Тернопольский ТУ | 16 |
9. Как барьер в решении проблемы с обучением иностранных студентов на английском подразделения называют отсутствие экономических стимулов для преподавателей, которые непосредственно преподают иностранным студентам. Следует ввести экономические мотиваторы для преподавателей, которые непосредственно работают с иностранными студентами, для групп администрирования международных предложений, для заместителей деканов и директоров институтов по международной деятельности, для преподавателей, которые свободно читают лекции на английском. Утвердить рейтинг "Преподаватель международного уровня" и "Молодой преподаватель международного уровня" с соответствующим материальным поощрением, в т.ч. - через гранты университета для участия в международных конференциях молодых ученых и молодых преподавателей. Рассмотреть вопросы, связанные с перспективой создания фонда для стимулирования международной деятельности.
Необходимы и другие экономические мотиваторы для комплексного стимулирования тех, кто организует и активно действует в международной сфере.
10. Обеспечение положительной динамики показателей университета в мировых рейтингах могут осуществить "координационные группы" в составе деканов факультетов, директоров институтов, сформированные по принципу "содержательного единства областей знаний" - в соответствии с содержанием секторов, по которым анализируются параметры университетов в мировых рейтингах (науки о жизни, информационные технологии, инженерия и т.д.).
В завершение хочу выразить благодарность всем, кто активно работал для развития международного сотрудничества и закладывал основы для дальнейшего утверждения в мире нашего университета и нашего государства.
В полном объеме отчет ДМС представлено на сайте ДМС по адресу: http://icd.kpi.ua.