В статье академика НАН Украины М.З. Згуровского, напечатанной в Международном общественно-политическом еженедельнике "Зеркало недели", № 39 (618) от 14 октября 2006 года, определяется, что стратегия развития объединенной Европы направлена на гармоничное развитие трех вершин так называемого "треугольника знаний" - образования, исследований и инноваций, предусматривающий решительную поддержку со стороны государства и общества, а также соответствующие уровни стимулирования человеческой активности в сферах традиционного производства знаний и конкурентоспособной продукции.
Миссией исследовательских университетов является подготовка качественного человеческого капитала через использование в обучении передовых научных междисциплинарных исследований, создания целостного процесса обучения в соответствии с треугольником знаний. Это предполагает усиление фундаментальной составляющей в обучении и научных исследованиях; распространение мультидисциплинарности; открытость и мобильность систем обучения; повышение статуса таких дисциплин, как социология, психология, экономика и т.д.; воспитание, развитие и поддержку креативной составляющей личности, ее моральных и духовных качеств.
В настоящее время в мировом научно-образовательном пространстве происходят принципиальные изменения, связанные с процессами глобализации, информатизации, ростом конкуренции на рынке образовательных услуг. Проблема интеграции украинской высшей школы в европейское и международное образовательное пространство является многогранной, но в значительной степени связанной с необходимостью осуществления перехода к созданию системы критериев оценки качества образования, которая соответствует международным стандартам. Качество образования является основой обеспечения и повышения качества жизни конкретного человека и всего населения как главной цели существования любого государства. Образование и образовательное общество рассматриваются теперь как главные механизмы воспроизводства общественного интеллекта, важное условие устойчивого развития человечества в XXI веке.
Критерии качества тесно связаны с интегральными оценками степени достижения каждым студентом целей и основных задач соответствующих образовательных программ. Но процесс повышения качества до уровня современных и перспективных требований требует управления, которое должно основываться на системном подходе и учитывать все факторы, влияющие на результаты образовательной деятельности в их взаимосвязи.
В рамках учебного процесса, постоянно действующего научно-практического студенческого семинара и в соответствии с направлением работы и задач научно-методического центра "Системного анализа и статистики" (НМЦ "АИСТ") НТУУ "КПИ" творческой группой преподавателей университета, студентов ННК "ИПСА" и студентов ФС выполняются проекты создания системы поддержки принятия решений по управлению процессами качества образования в нашем университете, которые являются примером реализации стратегии "треугольника знаний".
В работе над обозначенными проектами объединили усилия квалифицированные специалисты различных направлений профессиональной деятельности, среди которых кандидат технических наук, доцент А.Л. Тимощук (специалист по системному анализу и информационных технологиях) и ассистент Т.В. Яковлева (специалист по проектированию и созданию баз данных).
Работа научно-практического семинара "Математика XXI века. Математическое и компьютерное моделирование социально-экономических систем в структуре поддержки принятия решений "направлена, в частности, на привлечение студентов разных факультетов и профилей обучения, как гуманитарных, так и технических, к работе в области междисциплинарных исследований и реализации полученных результатов в конкретной практике современного управления. Руководитель семинара - кандидат физико-математических наук, доцент кафедры математической физики физико-математического факультета и кафедры философии факультета социологии НТУУ "КПИ", директор НМЦ "АИСТ" НТУУ "КПИ" Г.П. Бахтина.
Создание НМЦ "АИСТ" НТУУ "КПИ" в июле 2006 года является примером осуществления мультидисциплинарных связей в структуре управления университетом. Здесь объединяются усилия факультета социологии (административное подчинение Центра), который занимается подготовкой специалистов по государственному и социального управления, и Института прикладного системного анализа (научно-методическое подчинения Центра).
К направлениям деятельности Центра, в частности, относятся:
Результатом работы творческой группы на данном этапе является в целом действующая информационно-справочно-аналитическая специализированная система, которая состоит из подсистем "Абитуриент", "Студент", "Выпускник" и подсистемы анализа статистической информации для поддержки принятия решений в различных сферах деятельности университета. Новая информационно-справочно-аналитическая специализированная система предусматривает сотрудничество с существующими системами "Приемная комиссия" и "Деканат" на уровне использования некоторых первичных данных и, в отличие от них, предоставляет возможность осуществления качественного обобщенного анализа полученной информации, что является основной задачей системы по целевому назначению. Система обеспечивает существенное повышение качества работы учебно-вспомогательного и управленческого персонала. С другой стороны, студентами факультета социологии осуществляется проект создания информационной базы данных по соответствующим разделам социальной и экономической статистики с целью изучения и сравнения индексов развития человеческого потенциала Украины, стран бывшего СССР и некоторых экономически развитых стран мира, а также регионов Украины для выявления внешней ситуации функционирования университета в условиях информационного общества.
Работа над проектами со стороны студентов обеспечена постановкой задач и выполнением курсовых и дипломных работ, основанных на фактических реальных данных и реальном управленческом процессе. С позиции инновационных педагогических технологий подобная работа относится к разработке и воплощению в учебный процесс проблемно-ситуативных форм обучения, методов и технологий самообразования, концепций личностно-ориентированного обучения в системе технического университета исследовательского типа.
Такая инновационная педагогическая технология решает задачу формирования у будущих выпускников профессиональных, инструментальных, информационных и социальных компетенций, которые позволяют обеспечить их конкурентоспособность на рынке труда, психологическую готовность к производственной деятельности уже на этапе подготовки к получению образовательно-квалификационного уровня бакалавра, руководства коллективом, нормам поведения в бизнес-окружении. Она способствует решению задачи формирования всестороннего, гармоничного, универсально-целостного, креативного развития личности.
Автор: Г.П. Бахтина, доцент, директор научно-методического центра "Системного анализа и статистики" НТУУ "КПИ"