В наше время быть ученым престижно и модно. Такое мнение высказывают лицеисты Политехнического лицея КПИ им. Игоря Сикорского - учебного заведения, который активизирует и поддерживает научную деятельность своих учеников, способствует развитию их способностей. Лицеисты не только поднимают актуальные вопросы, но и находят практическое применение своим изобретениям. Предметные олимпиады, научно-технические выставки, фестивали, конкурсы дают возможность продемонстрировать свои умения и навыки, но особое внимание в лицее уделяется конкурсу, который в этом году состоялся 11-14 октября в рамках Фестиваля инновационных проектов "Sikorsky Challenge". Конкурс научно-технического творчества школьников «Intel-Техно Украина» - это национальный этап международного конкурса научно-технического творчества школьников Intel ISEF (International Scienceand Engineering Fair). Именно этот конкурс, который проводится на базе Национального технического университета Украины "Киевский политехнический институт имени Игоря Сикорского", дает уникальную возможность конкурсантам, кроме оценки профессиональным жюри своих проектов, получить еще гранты на их реализацию, а победители представляют свои проекты на Всемирном финале научно технических проектов Intel ISEF в США.
С 10 проектов, которые вышли в суперфинал конкурса - два представили учащиеся Политехнического лицея НТУУ "КПИ им. Игоря Сикорского". Это проект лицеистки 11-го класса Карины Семенко на тему "Преобразование электроэнергии молнии индукционным методом для дальнейшего использования" и проект лицеистов 10-го класса Евы Потоки, Алисы Коваль и Алексея Чалого на тему "Очки со способностью менять диоптрии".
Взгляд в историю
В Украине конкурс "Intel-Техно Украина» проходит уже в восьмой раз. Среди первых участников - Владимир Михайловский и Кирилл Боронов, которые впоследствии стали студентами КПИ им. Игоря Сикорского. С каждым годом росло число участников. В прошлом году к индивидуальным проектам добавились и коллективные: в конкурсе приняли участие 18 лицеистов нашего учебного заведения. Они представили 11 проектов, из которых призерами стали 10.
В этом году на суд жюри уже 36 наших участников представили 17 проектов. Двадцать два лицеиста, которые представили 11 проектов, стали призерами. Они заняли третье место в категории "Компьютерные науки" (проект "Home to go"), третье и два четвертых места в категории "Робототехника и интеллектуальные машины" (проекты "Умная система "Безопасный дом ", "Портативный прибор перелистывания страниц" , "Беспроводное управление компьютером"), второе - в категории "Физика и астрономия", второе и четвертое в категории «Энергетика», второе, третье и два четвертых в категории "Инженерия" (проекты "Система индуктивного питания транспортных путей мегаполисов и их агломераций", "Очки со способностью менять диоптрии", "Okey, chess").
Сотрудничество с учеными КПИ
Лицей является структурным подразделением НТУУ "КПИ им. Игоря Сикорского" и в процессе подготовки лицеистов руководствуется требованиями, которые университет выдвигает к своим студентам. Поэтому ученые, преподаватели и сотрудники университета оказывают необходимую помощь для реализации научных идей учеников. Так, ФТИ в течении многих лет занимается с одаренной молодежью нашего лицея. Наибольшее количество проектов на нынешний конкурс представили лицеисты 10-11-х классов направления "Информационные технологии". Под руководством преподавателя информатики лицея, Людмилы Викторовны Булыгиной, которая работает на кафедре информационной безопасности ФТИ, они охватили категории инженерии, компьютерных наук, робототехники и интеллектуальных машин.
Наши лицеисты с удовольствием разрабатывают свои проекты в лаборатории криогенной техники физико-математического факультета. Под руководством доцента, к.ф.-м.н. Михаила Григорьевича Лысенка, ведущих инженеров кафедры Олега Владимировича Козленка и Виктора Владимировича Гаврилюка было выполнено проекты призеров конкурса научно-технического творчества Владимира Михайловского (в августе 2012 г.. В международной олимпиаде по астрономии и астрофизике получил HonourableMention), Тамилы Краштан, Дарьи Ковалевой, Анастасии Бабенко , Вячеслава Цуркана, Анастасии Шаповаловой, Дмитрия Обозного, Дарьи Дьячковой и др. Педагогическими руководителями работ были старшие преподаватели кафедры Татьяна Григорьевна Чижская и Алексей Васильевич Матвийчук и преподаватели лицея Татьяна Анатольевна Суворова и Светлана Сергеевна Лысенко. А в этом году все четыре проекта, над которыми работали лицеисты на базе лаборатории, получили призовые места. Это проекты Карины Семенко, Николая Мельника, Владислава Нескородова и Софии Лазаровой.
С помощью доктора технических наук, профессора, заслуженного изобретателя Украины Игоря Олеговича Микуленка и лаборатории криогенной техники наши лицеисты оформляют патенты на изобретения и полезные модели, что свидетельствует о высоком уровне подготовленных работ.
Проекты-призеры конкурса
Второе место в категории "Физика и астрономия" получил проект ученика 11-го класса Владислава Нескородова "Бесконтактное тушение пожара и предупреждение очагов возгорания с помощью высоковольтного электростатического поля". Рассказывает руководитель работы Олег Владимирович Козленко: «Актуальность идеи следует из проблем настоящего. Все мы помним пожар, вспыхнувший на нефтебазе "БРСМ-Нафта"в июне 2015 года. Тушили пеной, использовали чуть ли не все запасы. Оказалось очень затратно. Тогда мы начали думать, какие еще могли быть варианты. Вспомнили о жидком азоте, который мог бы вытеснить кислород, и процесс горения должен был прекратиться. Другой вариант - ионизация. После ряда экспериментов подали заявку на патент".
Проект Николая Мельника "Амортизатор-генератор электрического тока для электромобилей" занял второе место в категории "Инженерия". Он направлен на поиск дополнительной энергии для электромобилей, которые сегодня приобретают все большую популярность.
Проект Софии Лазаровой "Улучшение свойств солнечной батареи, изготовленной из отработанных радиоэлементов" занял четвертое место в категории «Энергетика». Предлагается усовершенствовать солнечную батарею кристаллами, изъятыми из транзисторов, которые должны просто утилизироваться.
Очень интересная работа в Карины Семенко "Преобразование электроэнергии молнии индукционным методом для дальнейшего использования", которая заняла второе место в категории «Энергетика». В работе исследовано молнию как дополнительный источник энергии. В процессе работы два эксперимента закончились неудачно, что не остановило исследовательницу. А сегодня Карина уже подала заявку на несколько патентов.
Впечатления участников
Ева Потоки, 10-й класс: Этот конкурс принес много изменений в мою жизнь. Я получила огромный опыт и множество эмоций. Конкурс добавил мне уверенности, помог раскрыть свой потенциал. Мне действительно захотелось воплощать свои идеи, а не слушать советы знакомых - оставить все это и заняться чем-то "более важным". При подготовке к конкурсу и во время представления проекта я могла общаться с авторитетными людьми, которые были заинтересованы в нашем командном проекте, хотели помочь, и теперь я понимаю, что именно этого мне не хватало - заинтересованности и внимания.
Анатолий Санжаровский, 11-й класс: Уже второй год подряд участвую в этом конкурсе. В прошлом году - в категории "Компьютерные науки", в этом - "Робототехника и интеллектуальные машины". Подготовка к участию в конкурсе всегда активизирует научную деятельность и заставляет задуматься над выбором темы проекта. Наш научный руководитель Л.В.Булыгина помогает определиться с этим, а также советует, на что лучше обратить внимание, какие проекты вызовут больший интерес. В этом году мы почувствовали, что и другие наши преподаватели поддерживали нас, с пониманием относились к нашим пропускам уроков в течении конкурсных дней и помогли с печатью постеров.
Я радуюсь количеству призовых мест, которые заняли мои друзья, но особенно того, что Карина стала суперфиналисткой. Расстроился за тех, кто не получил награды.
Во время конкурса мы активно общались друг с другом и жюри. Это помогло определиться, в каком направлении следует продолжить работу над своим проектом и на что обратить внимание при подготовке к участию в конкурсе Малой академии наук. Уже планируем, какой проект будем готовить к следующему конкурсу.
Карина Семенко, 11-й класс: IntelTeхнo - один из наиболее атмосферных конкурсов.
В прошлом году мой класс участвовал во многих конкурсах, в том числе и в Intel-Техно 2015. Это был наш первый конкурс, где мы пытались показать свои быстро сделанные проекты. Конкурс, где в жюри не только профессора, академики, ученые, но и студенты разных курсов. Жюри может тактично обратить внимание на проблемы в работе так, чтобы участник не расстраивался и, решив проблему или учтя замечания, продолжил развивать свой проект дальше. Также было международное жюри, защита проектов перед которым должна быть на английском, что волновало участников больше всего, но после мастер-класса, который проходил после открытия, в первый день конкурса, мы немного успокоились, узнав, что главное - донести идею проекта, основные аспекты и уметь ответить на стандартные вопросы на английском.
Самое лучшее - это атмосфера, в которой находишься во время конкурса. Открываются новые возможности для знакомств со сверстниками со всей Украины, у каждого сияют глаза от того, что сделано, от количества участников и тому подобное. И всегда рядом организаторы, которые помогут устранить все проблемы.
После завершения конкурса и награждения мы становимся более уверенными в себе и в том, что создать что-то новое и полезное в наших силах, было бы желание. Поздравляем победителей, которые получают призы за I-IV места, немного грустим с теми, кто поедет домой без призового места. Но, как оказалось, - это лишь стимул усовершенствовать свой проект, а в следующем году показать лучшие результаты.
По сравнению с прошлым годом, когда у меня было IV место, в этом году я прошла в суперфинал. Работая над своим проектом в течении года, я участвовала во многих конкурсах, но ни один из них не объединял в себе столько возможностей. Третий день конкурса - открытый день. Это еще одна возможность для учеников - от малышей до студентов - прийти посмотреть на проекты других. И если проект интересный, возможно, он вдохновит кого-то на новые идеи и открытия - и в следующем году на конкурсе на один проект будет больше. Больше всего участников в этом году было от нашего Политехнического лицея, а все потому, что "возможности терять нельзя, иначе они начнут терять тебя".
Наставники о конкурсе
Директор Политехнического лицея НТУУ "КПИ им. Игоря Сикорского" Юрий Васильевич Киричков высоко ценит заинтересованность университета в подготовке талантливой учащейся молодежи на базе своих кафедр: "Это очень правильно, что КПИ занимается развитием учащейся молодежи, ведь это дает возможность учить учеников и показывать не ретроспективу, а перспективу развития науки, приобщиться к этому процессу ".
Сразу после конкурса Людмила Викторовна Булыгина, преподаватель информатики лицея, которая постоянно подчеркивает, насколько же ей повезло преподавать таким способным детям, на странице в социальных сетях поздравила и поддержала всех участников: "Конкурс завершен. У кого он первый, у кого уже второй, кто получил призовые места, а кто - нет, кто-то считает результат справедливым, и - наоборот, поэтому:
1. Ситуации в жизни делятся на приятные и полезные. Определите свою.
2. В первом варианте порадуйтесь и продолжайте работать. Во втором - немного погрустите и сделайте то же самое. Но в любом - сделайте четкий анализ и выводы.
Алгоритм работающий и линейный.
Большое спасибо за то, что и 11-й, и 10-й все больше становятся командами (идеально-одной хочется!), и атмосфера начинает создаваться "сама собой". Это взаимодействие, помощь и чувство единства. В жизни у вас будет много проектов, но желаю, чтобы проект "Политехнический лицей НТУУ" КПИ им. Игоря Сикорского" стал нашей гордостью.
Спасибо еще раз всем, кто принимал участие в конкурсе, кто поддерживал, кто болел. Это - важно. Двигаемся дальше ".