22 декабря 2011 на кафедре физики металлов инженерно-физического факультета НТУУ "КПИ" состоялся межкафедральный методический семинар "Обучение металлофизикой: как достичь высокого качества знаний и квалификаций". Мы пообщались с заместителем заведующего кафедрой доктором физико-математических наук, профессором С.М. Волошко, чтобы подробнее узнать о целях и результатах этого мероприятия.
- Светлана Михайловна, какую главную цель ставили перед собой организаторы межкафедрального семинара?
- Цель - совместно с преподавателями кафедр, работающих на ИФФ, определить направления совершенствования учебных программ, внедрить инновационные технологии обучения, углубить взаимодействие кафедр-партнеров с кафедрой физики металлов с целью повышения качества знаний и квалификаций студентов-металлофизикой.
- Имеет ли организация учебного процесса на кафедре какие особенности? Какие инновационные методы применяются?
- Кафедра физики металлов постоянно занимается совершенствованием учебного процесса. Мы пересмотрели концепцию учебного плана и на сегодня определили четыре ее составляющие: фундаментализация образования; отношение к науке как непосредственной формы учебного процесса; широкое использование в учебном процессе компьютерного моделирования, компьютерного конструирования новых материалов; обеспечение приобретения практических навыков будущими металлофизикой при осуществлении экспериментально-исследовательской работы. Сейчас кафедра имеет свою компьютерную сеть Phys Met Net, которая создана для расширения знаний по всем дисциплинам учебного плана. Студенты нашей кафедры имеют свободный доступ к электронной библиотеке, содержащей более 20 Гб информации - книги, методические пособия - все, что необходимо студенту за весь период обучения.
- Какие проблемы были рассмотрены на семинаре и какими Вы видите пути их решения?
- Были обсуждены многие насущные проблемы, без решения которых качество обучения не улучшится. Речь шла, прежде всего, об организации взаимодействия преподавателей КФМ с работниками других кафедр, которые преподают студентам кафедры физики металлов, для совершенствования учебных программ на постоянной основе. Наши преподаватели ведут форум на сайте кафедры физики металлов, но преподаватели других кафедр заходят на него очень редко. Если этого нет, то это значит, что мы плохо используем современные информационные технологии. Также на семинаре были поставлены вопросы о том, как организовать экспертизу учебных программ кафедр-партнеров, их согласование с программами физики металлов, учет рекомендаций КФМ по содержанию обучения. Речь шла и о междисциплинарный подход в формировании содержания учебных программ; о формировании и реализации сквозных программ обучения по информатике, физике, математике, английскому языку; как в рамках преподавания инженерных, гуманитарных и других дисциплин внедрить преподавание современных компьютерно-ориентированных методов познания, алгоритмов работы с базами данных; как расширить применение современных инновационных технологий обучения. Речь шла и о новых требованиях к знаниям и квалификации: навыки защиты интеллектуальной собственности и имущественных прав, инновационного предпринимательства, менеджмента в науке и промышленности, работы с базами данных и др. Обсуждался также, что знать и уметь делать студент после прочитанного курса; как организовать "измерения" знаний и квалификаций каждой дисциплиной; каким образом усилить практическую направленность учебного процесса; как организационно сконструировать "вхождения преподавателей" кафедр-партнеров в сети Phys Met Net; каким образом наладить «обратную связь» со студентами и тому подобное.
Методический семинар "Обучение металлофизикой: как достичь высокого качества знаний и квалификаций" - первая попытка на межкафедральной уровне рассмотреть вопросы, которые могут быть интересны и другим кафедрам.
Сильная сторона кафедры физики металлов заключается во внедрении и использовании компьютерно-ориентированных инновационных технологий обучения. Кафедра в поиске, за счет чего можно улучшить качество обучения, квалификации, которую предоставляем студентам. Одна из идей - нужно углубить взаимодействие с преподавателями других кафедр. В этом направлении и будем работать.
Общалась Лилия Скиба