После четвертой годовщины аварии на Чернобыльской АЭС ужасные последствия этой катастрофы остро проявились в виде вспышки онкологических заболеваний у детей. Поэтому в 1990 году, осознавая свою беспомощность, украинское правительство обратилось к мировому сообществу с призывом помочь пострадавшим от Чернобыльской трагедии. И именно тогда, когда большинство мощных высокоразвитых стран воспользовались принципом «моя хата - с краю», Республика Куба, экономическое положение которой было и без того, мягко говоря, неутешительным, пришла нам на помощь. Маленькая страна, зажатая тисками экономической блокады со стороны США, на государственном уровне утвердила программу «Дети Чернобыля» и поставила цель никогда, ни при каких трудных обстоятельствах, не сокращать финансирование этой программы. Об этом свидетельствуют и нынешние показатели: на обслуживание медицинской отрасли в бюджете Кубы выделяется значительно больше, чем даже на финансирование армии.
Уже в феврале этого же года в Украину прибывает делегация кубинских врачей, которые в течении месяца обследовали детей из восьми наиболее пострадавших от радиационного загрязнения районов. В результате была сформирована первая группа из 139 детей с тяжелыми формами заболеваний, которых (полностью за счет Кубы) доставили в Гавану, где их прямо у трапа лично встречал Фидель Кастро. Впоследствии для прибывающих из Украины детей был создан лечебно-оздоровительный центр «Тарара», где они получают все необходимое обследование, лечение и питание, а также учатся в школах на родном языке и изучают испанский.
За все годы работы Программы качественную медицинскую помощь получили более 24 000 пациентов. Совершено 7 операций по пересадке костного мозга (каждая из которых, между прочим, стоит 150 тыс. долларов США), 14 сложных операций на сердце (по 80 тыс. долл. за каждую), 26 ортопедического характера (самые дешевые - до 60 тыс.), 38 офтальмологических, 5 пластических послеожоговых, 2 пересадки почек, 2 нейрохирургические. Несмотря на то, что, как видим, эта программа влетает Кубе «в копеечку», на Острове Свободы никогда не заходила и речь о том, чтобы прекратить оздоровление наших детей, или же брать за то какие-то средства из Украины.
Украинская сторона также принимает финансовое участие в поддержке Программы «Дети Чернобыля». На плечах нашего государственного бюджета лежат расходы на обследование, отбор и транспортировку детей в Гавану и обратно.
Не следует забывать и о значительном культурном развитии, которое получают юные пациенты, находясь на Кубе. В рамках программы организуются бесплатные экскурсии в различные живописные уголки страны, проводятся спортивные соревнования, фестивали, концерты, на которых кубинские дети охотно поют украинские песни, а украинские - кубинские.
Программа «Дети Чернобыля» существует и по сей день. Однако большинство людей не знает о ней, или обладает какими-то сугубо поверхностными сведениями. Оно и неудивительно, ведь такому благородному делу громкий пиар ни к чему. Такие проекты не требуют широкой огласки, «раскрутки», ведь они создаются ради результата, а не для обогащения тех, кто их учреждает. И это очень выделяет ее среди массы международных благотворительных акций, имеющих в основном чисто коммерческий характер, пропагандируя при этом псевдо гуманистические цели и ценности и прикрываясь красивыми пафосными лозунгами. Кубинцы же считают программу «Дети Чернобыля» своим обычным международным дружественным обязательством: «она будет существовать до тех пор, пока Украине она необходима».
Анна Каталзен, студентка ФСП