Координационный совет университета по совершенствованию менеджмента науки: функции, состав, первые рекомендации

В нашем университете создан Координационный совет по совершенствованию менеджмента науки. Решение об этом принял Ученый совет на своем заседании 10 марта, а персональный состав и Положение о работе этого Совета были утверждены приказом ректора №7 / 75 от 24 апреля..

Главные функции Координационного совета

Среди основных функций Координационного совета по совершенствованию менеджмента науки - формирование научной тематики на основе многоканального финансирования через конкурсный отбор госбюджетных проектов; проектов, которые поддерживает Национальный фонд исследований; хоздоговорных тем; выполнение исследований и разработок в сфере национальной безопасности и обороны; проектов и программ по международному сотрудничеству; расширение научных контактов с зарубежными научными организациями и коллегами для выполнения совместных исследований и опубликования их результатов в международных научных изданиях, индексируемых мировыми наукометрическими базами далее. А еще - реализация университетской политики в сфере защиты интеллектуальной собственности, повышения качества патентно-лицензионной деятельности, улучшения позиций КПИ в мировых и отечественных рейтингах, обеспечения и улучшения организационно-аналитического сопровождения подготовки заявок на участие научных коллективов университета в конкурсах МОН Украины, Национального фонда исследований, международных грантовых программ; поиске возможностей улучшения финансового обеспечения научных исследований. Ну и, конечно, совершенствование системы подготовки научных кадров - магистров, докторов философии и докторов наук, содействие интеграции научной и инновационной деятельности и образовательного процесса и многое другое.  

Состав Координационного совета

В состав Координационного совета вошли проректор по научной работе, проректор по учебной работе, проректор по учебно-воспитательной работе, проректор по международным связям, начальник НИЧ, председатели комиссий Ученого совета по научной и инновационной деятельности, по аттестации научных кадров, с образовательной деятельности, по международной деятельности, по рассмотрению специальных вопросов, а также президент Научного парка "Киевская политехника", руководитель Стартап-школы "Sikorsky Challenge", председатель Совета молодых ученых и руководители ряда департаментов и структурных подразделений университета. Сопредседателями Координационного совета стали председатель Ученого совета университета академик НАН Украины Михаил Ильченко и первый проректор академик НАН Украины Юрий Якименко. Конечно, все члены Совета свои обязанности выполняют на общественных началах.

Первое заседание Координационного совета

Первое заседание Совета состоялось 6 мая в дистанционном, конечно, режиме. Обычно первые заседания подобных аналитически-совещательных органов посвящаются решению организационных вопросов, впрочем, не в этот раз. Члены Координационного совета сразу взялись за обсуждение и выработку решений по неотложным вопросам обеспечения эффективного взаимодействия научных коллективов и "сшивания" их деятельности с учебным процессом и повышению эффективности участия научных коллективов КПИ в конкурсах на получение поддержки их исследований.

Поэтому первым участники заседания, а ими были практически все члены Совета, рассмотрели вопрос о согласовании образовательных программ факультетов и институтов с деятельностью научных групп, которые в этих подразделениях работают.

Вторым в повестке дня заседания было обсуждение плана действий по формированию и отбору научных проектов от университета для участия в конкурсах Министерства образования и науки Украины, Национального фонда исследований и Рамочной программы Европейского Союза "Горизонт Европа". 

Задача Совета - обеспечить координацию работы университета в направлениях образования, науки и международной деятельности

"Сначала наш Совет создавался как орган Ученого совета. Но учитывая важность проблем, которые ему предстоит решать, и объем его функций, в состав его вошли не только председатели постоянных комиссий Ученого совета, но и проректора и руководители структурных подразделений университета. То есть, как представители научных коллективов, так и представители администрации. Именно поэтому, кстати, по приказу о создании Координационного совета, он имеет двух сопредседателей. Ведь проблема координации работы университета в направлениях образования, науки и инноваций в связке с международной деятельностью является для нас сейчас, без преувеличения, ключевой. Без ее решения дальнейшее развитие университета будет невозможным, - подчеркнул Юрий Якименко в начале обсуждения первого вопроса повестки дня. - Наше существование, финансирование и рейтинги определяются прежде всего образовательным процессом. Образовательным процессом по трем циклам: бакалаврская подготовка, подготовка магистров и подготовка PhD. И эти все образовательные, научные и инновационные компоненты являются в равной степени для нас важны. Особенно на уровне подготовки PhD и магистров, для которых научное сопровождение является крайне важным ".

Вспомнил Юрий Якименко и о только что приобретенном университетом опыте аккредитации первых образовательных программ. Это были программы бакалаврские, но даже на этом уровне стало ясно, насколько важным является качественный кадровый состав кафедр. И одним из весомых критериев его оценки является научно-публикационная составляющая преподавателей, индекс Гирша и тому подобное. В дальнейшем начнется аккредитация программ магистерских и, особенно, PhD-программ, где эта составляющая будет рассматриваться как одна из главных.

Следует заметить, что подготовка научных кадров высшей квалификации вообще определяет уровень университета. При этом количество образовательных PhD-программ должно совпадать с образовательными специальностям с их тремя циклами подготовки. Таких специальностей в КПИ 43. На каждой из них в университете должна быть не менее одна научная школа, что соответствует всем критериям, которые определены для научных школ. И все ученые и научные группы в университете должны быть привлечены не только к научно-инновационной деятельности, но и к образовательному процессу. А замыкать цепочку "образование-наука-инновации" должна международная компонента, поскольку научные группы должны принимать участие и в международных проектах и ​​грантовых программах. Задача по организации этого взаимодействия также возлагается на Координационный совет по вопросам менеджмента науки в университете.

О том, какие именно научные школы, обеспечивающие научно-образовательные программы по подготовке докторов философии, работают в КПИ, доложил на заседании проректор по научной работе Виталий Пасечник. Сейчас, как отметил он, продолжается аналитическая работа по определению того, как эти научные школы привлечены к подготовке магистров и бакалавров, и каким образом сделать эту интеграцию более эффективной. 

Как добиться успеха в конкурсах

При обсуждении второго вопроса повестки дня участники заседания не только рассматривали общие вопросы обеспечения эффективного участия научных групп университета в конкурсах МОН, Национального фонда исследований, Программы ЕС "Горизонт-Европа" и других, но и делились собственным опытом участия в них. А еще - обсуждали некоторые, так сказать, технологические секреты подготовки заявок на участие в таких конкурсах, которые повышают шансы на получение необходимой поддержки. Главными среди них, конечно, является тема работы и правильная ее формулировка, ее актуальность, выбор области применения, объем и вес научного наследия членов исследовательской группы в этой отрасли. Говорилось и о возможности подачи апелляций в случае получения необоснованных отказов в финансировании тех или иных проектов, и о том, что во многих случаях настойчивое отстаивание своей позиции может изменить ситуацию в пользу исследователей.

К обсуждению плана действий по формированию и отбору научных проектов для участия в конкурсах присоединились 11 участников заседания. Их предложения были учтены в решении Координационного совета по обеспечению участия ученых университета в конкурсах.

Итоги заседания подвел Михаил Ильченко. Он отметил, что уже первое заседание Координационного совета показало, что к работе в ней пришла команда опытных специалистов, которые заняли очень важную нишу в вопросах управления университетом. Он также прокомментировал проект рекомендаций, выработанных в ходе заседания. Доработанный и согласованный с членами совета полный их текст добавляем отдельно.

Дмитрий Стефанович 

Рекомендации первого заседания Координационного совета по совершенствованию менеджмента науки в КПИ им. Игоря Сикорского 6 мая 2020 р.

І. Относительно подготовки проектов университета на конкурс бюджетных тем МОН Украины:

1. Применять систему первого этапа внутренней экспертизы проектов, представляемых на конкурс МОН Украины, с целью повышения балльных оценок проектов путем их усиления, формируя соответствующий состав исполнителей из разных научных групп, различных кафедр или факультетов или институтов. Для этого НИЧ организовывать работу по сбору информации от научных групп по тематике будущих проектов за 3-4 месяца до начала конкурса.

2. Ввести предварительную экспертизу проектов молодых ученых с участием НИЧ и Комиссии Ученого совета по научной и инновационной деятельности с целью более качественной их подготовки, особенно в случае формирования научного коллектива, состоящего из представителей разных факультетов и институтов, работающих в различных отраслях (технических , информационных, социальных, гуманитарных и т.д.) с привлечением ученых НАН Украины.

3. Системно продолжать адресную финансовую, моральную поддержку наших ученых относительно их публикационной активности как одного из важных показателей оценки проектов, представленных на конкурс.

4. Увеличить количество экспертов от нашего университета, которые могут проводить экспертизу работ по специальной тематике, а также поддерживать проекты от университета в конкурсах работ двойного применения для сферы национальной безопасности и обороны и по проблематике COVID-19.

5. Активнее использовать механизм апелляций для защиты своих проектов, особенно когда экспертная оценка в министерстве слишком отличается от полученной в университете.

6. В порядке совершенствования Положения о конкурсном отборе проектов на уровне МОН Украины разработать предложения, в которых учесть балльную поддержку проектов, которые должны завершаться созданием экспериментальных опытных образцов, продажей лицензий, оформлением документов защиты ноу-хау и т.

ІІ. Отностельно подготовки проектов университета на конкурсы Национального фонда исследований Украины (НФИ)

1. НИЧ провести работу по выявлению потенциальных руководителей проектных заявок для двух конкурсов, объявляемых 12 и 18 мая с.г. P>

2. НИЧ обеспечить координацию представления грантовых заявок, формируя мощные команды и проекты, соответствующие условиям конкурса НФИ. P>

3. НИЧ изучить опыт проведения первых конкурсов и обобщить его в течение месяца после объявления результатов первых двух конкурсов НФИ.

ІІІ.  Относительно подготовки проектов университета на конкурсы по международному сотрудничеству:

1. Включить новые механизмы активизации работы факультетов, институтов, кафедр, научных групп и отдельных ученых в международной сфере, в частности задействовать новые элементы мотивации и отчетности преподавателей. В показателях рейтингов НПП усилить роль достижений в международном сотрудничестве.

2. Комплексно расширить международные программы (проекты) сотрудничества с такими странами, как Польша, Германия и Соединенные Штаты Америки.

3. Выстраивать связи по вертикали - от ДМС к конкретной научной группе через целенаправленное предоставление информации о международных грантах и ​​конкурсах к научным группам, специализирующихся на соответствующей тематике конкурса (гранта).

4. Уделить особое внимание научным группам молодых преподавателей и ученых через информирование о новых возможностях индивидуальных грантовых программ научной и учебной мобильности, предоставляемых международными программами, фондами, обществами, и помощь участия в них.

5. Использовать существующие возможности международной исследовательской инфраструктуры как средство, что предоставляет ресурсы и услуги научно-исследовательским общинам и индивидуальным ученым для проведения исследований и содействия инновациям для образования.

6. Специалистам департамента международного сотрудничества совместно с постоянной комиссией Ученого совета университета по международным связям осуществлять другие конкретные меры по расширению международной научной мобильности согласно с отдельной программой деятельности.