Первая Всеукраинская конференция по проблемам смешанного образования

Представители более 60 украинских вузов приняли участие в Первой Всеукраинской конференции «Цифровые коммуникации в глобальном пространстве. Смешанное образование», которая 27 января состоялась в КПИ им. Игоря Сикорского.

Тема эта чрезвычайно актуальна, ведь, как заметил открывая собрание, первый проректор университета академик НАН Украины Юрий Якименко, «жизнь не стоит на месте, и в нынешних условиях студент должен иметь возможность не только учиться в своих преподавателей, но и ознакомиться с самыми современными разработками и получать знания у профессоров ведущих университетов мира». Поэтому использование в учебном процессе не только традиционных форм, но и новейших инструментов, что появились благодаря развитию компьютерных технологий и сетей, может дать мощнейший импульс в деле реформирования отечественного образования. Об этом говорил директор Департамента высшего образования Министерства образования и науки Украины Олег Шаров: «С точки зрения цифрового обучения Украина сегодня не является мировым лидером. Но по крайней мере в Украине этот процесс приобретает быстрое развитие, приобретает новые формы, приобретает заинтересованность как среди студентов, так и среди преподавателей. Важной составляющей этого является проект «Prometheus», о котором сегодня будет идти речь».

И именно доклад соучредителя известной украинской платформы массовых открытых онлайн-курсов «Prometheus» Ивана Примаченка под несколько раздражающим названием «Технологическая реформа обучения против «треугольника смерти» украинского образования» фактически стал программным для дальнейшей работы конференции.

Иван Примаченко начал с понятия «треугольника смерти» украинского образования, что заинтриговало многих присутствующих, и объяснил, что его создают три основных препятствия, которые мешают быстрому реформированию отечественной сферы образования: средства, время и недостаток высококвалифицированных преподавателей и образовательных менеджеров. Относительно первой составляющей этой триады, то с ней все понятно: наше образование постоянно страдает от безденежья. Второй - время - диктуется острой потребностью в специалистах, знания и навыки которых соответствуют современному уровню науки и технологий. Так что Украина просто не имеет времени ждать окончательного реформирования отрасли: жизнь требует людей с современным образованием уже сегодня. Третий компонент «треугольника» вызвал возражения в некоторых присутствующих, но на самом деле, отрасль действительно имеет сейчас серьезные кадровые проблемы, решить которые в ближайшее время вряд ли удастся.

Что касается собственно проекта «Prometheus», то Иван Примаченко рассказывал не только об онлайн курсах университетского уровня, которые позволяют всем, кто хочет получить современные знания, приобщиться к лекциям лучших преподавателей мира, но и об использовании таких курсов в организации смешанного обучения. Именно вторая форма использования цифровых технологий в организации учебного процесса может быть более эффективной, чем просто дистанционное обучение, поскольку, по словам докладчика, в настоящее время только около 10 процентов из тех, кто начинает учиться наедине с компьютером, успешно завершают это обучение . Сочетание же он-лайн лекций с аудиторными занятиями и общение студентов с преподавателем поднимает эффективность обучения практически на порядок. Потому что преподаватель может оперативно проконтролировать, как студенты усваивают материал, направить их усилия в нужное русло и при этом еще и в той или иной степени побудить к дальнейшей работе. Конечно, технологии такого сочетания могут быть разными.

Об одной из них рассказал участникам конференции доцент кафедры конструирования электронно-вычислительной аппаратуры КПИ им. Игоря Сикорского Евгений Короткий. Собственно, это была информация о его опыте внедрения смешанного обучения в условиях сокращения аудиторной нагрузки по базовым для будущих инженеров - электронщиков курсов. Евгений Короткий использует в обучении лекции не с «Prometheus» или других подобных платформ, а свои собственные. При этом самостоятельный просмотр и знакомство с материалом этих лекций становится для студентов основой для дальнейшей аудиторной работы с преподавателем. Действенность такой формы уже доказала практика и ее начали перенимать другие преподаватели университета.

В процессе дальнейшей работы участники конференции ознакомились еще с общим опытом работы КПИ им. Игоря Сикорского во внедрении смешанного обучения; проблемами сочетания классических и он-лайн форм обучения в сфере противодействия коррупции; вопросами использования смешанного обучения в рамках программы «Интернет вещей» и с другими направлениями внедрения этого мощного инструмента современного образования в повседневную практику учебных заведений. И, конечно, обсудили целый ряд практических вопросов, которые возникли во время выступлений докладчиков.