Деятельность учредительских научных школ материаловедения, металлургии, сварки в КПИ была связана с выдающимися учеными с мировым именем: Е.О. Патон, Б.Е. Патон, В.Ю. Васильев, Н.Н. Доброхотов, К.И. Ващенко, В.Н. Гриднев, И.М. Федорченко, Г.В. Самсонов, В.И. Трефилов, В.В. Скороход, И.К. Походня.
В их сфере формировались современные научные школы, которые стали основой Института материаловедения и сварки им. Е.О. Патона КПИ, директора которого – профессора И.А. Владимирского – Ученый совет университета недавно выдвинул для участия в конкурсе на избрание член-корреспондентом НАН Украины по специальности "Материаловедение, технология материалов".
В созвездии учредительных научных школ, которые изменяли мир служащих человечеству материалов, школа выдающегося металловеда, лауреата Государственных премий, заслуженного деятеля науки и техники Украины академика В.Н. Гриднева (1908-1990) и сегодня продолжает оказывать благотворительное влияние на научно-образовательную сферу Украины, связанную с материаловедением.
В.Н. Свечников, В.Н. Гриднев, В.И. Трефилов, 1958 г.
Академик В.Н. Гриднев заложил в КПИ много традиций, среди которых – традиция сотрудничества с Институтами НАН Украины физико-материаловедческого профиля, способствующего в наши дни развитию КПИ как университета исследовательского типа. Итак, прежде чем задать в этом контексте несколько вопросов профессору И.А. Владимирскому, следовало бы раскрыть читателям главные черты научно-педагогической школы академика В.Н. Гриднева, питомцем которой на сегодняшнем ее этапе видит себя И.А.Владимирский
В 1952-1955 гг. директор КПИ В.Н. Гриднев основал на кафедре физики металлов подготовку инженеров по одноименной специальности как междисциплинарной – на стыке теории твердого тела и металловедения. Она на многие годы стала основой обеспечения кадрового резерва для Институтов материаловедческого профиля НАН Украины.
Потребности в образовательном процессе обусловили формирование в 50-х – 80-х годах ХХ века научной школы, ведь согласно научно-педагогическим взглядам В.Н. Гриднева наука является неотъемлемой формой организации учебного процесса, системообразующей основой образовательной деятельности университета. Заложенная тогда традиция актуальна и сегодня.
Концепция единства образовательного процесса и исследований базируется на традициях известных европейских школ в сфере физической металлургии: Аахенского, Магдебургского технических университетов, Лондонского Империал-колледжа, Парижской "Эколь Политехник", – по которым глубокая естественно-научная фундаментальная подготовка сочетается с общеинженерными дисциплинами и прикладными науками, обеспечиваются профессионально-практические навыки работы в научной сфере и промышленности (это так называемая "физико-техническая модель" высшего образования, которое во всем мире считается элитарным).
Не менее значимым был тезис В.Н. Гриднева "Делать науку своими руками" (выпускник КПИ должен был иметь практические навыки инженера-исследователя). Поэтому В.Н. Гриднев лично уделял большое внимание развитию и внедрению оригинальных методик исследования, укреплению материальной базы.
В развитии научной школы В.Н. Гриднева в КПИ как составляющей всего материаловедческого комплекса КПИ выдающуюся роль сыграл президент НАН Украины академик Б.Е. Патон.
При его непосредственном участии были созданы совместный (Института электросварки им. Е.О. Патона и КПИ) Международный центр сварки, физико-технический факультет (сегодня – Физико-технический институт), принято решение об открытии филиала кафедры физики металлов в Институте металлофизики, поддержано создание общей (КПИ и Института проблем материаловедения) учебно-научной лаборатории диффузии в тонких слоях.
В дальнейшем Б.Е. Патон в 2020 году поддержал идею объединения инженерно-физического и сварочного факультетов в форме Института материаловедения и сварки; семья Бориса Евгеньевича дала согласие на присвоение имени Е.О. Патона новому Институту.
С 1991 года, когда кафедру физики металлов возглавил д.ф.-м.н. С.И. Сидоренко – сторонник фундаментализации содержания образовательных программ по материаловедению при определяющей роли научных исследований в образовательном процессе, – научная школа приобретает в КПИ дальнейшее развитие на основе научных идей академика В.Н. Гриднева относительно роли интенсивных энергетических методов обработки материалов для придания им новых свойств.
Развиваются концептуальные основы наноразмерного материаловедения, исследуются метастабильные (но кинетически устойчивые) структурно-фазовые состояния с новыми свойствами, разрабатываются на этой основе технологии создания функциональных градиентно-слойных материалов.
В эти годы к преподаванию привлечены выдающиеся ученые – академики В.В. Немошкаленка (спектроскопия) и А.П. Шрака (новые материалы), профессоров В.Н. Антонова (вычислительная физика), Л.Н. Ларикова (структура и свойства металлов), В.Т. Черепина (физика поверхности).
Выдающиеся выпускники кафедры: член-корреспонденты Ю.Н. Коваль, С.П. Ошкадеров, Ю.В. Мильман, А.В. Курдюмов, В.Т. Черепин, а также академики В.Г. Барьяхтер, О.М. Ивасишин, С.А. Фирстов, К.А. Ющенко, профессор М.А. Васильев оказывали всестороннюю помощь кафедре, даже когда не работали в ее штате. С их именами связано повышение научного уровня учебного процесса, усовершенствование учебных планов, разработка в 1993-1995 гг. концепции деятельности физико-технического факультета, основанного в 1995 году.
Это отвечало как основополагающим идеям В.Н. Гриднева, так и ряду инициатив относительно усиления позиций физико-технической модели образования в национальной системе высшего образования Украины, которая рождалась в 90-е годы, и углубления сотрудничества университетов с учреждениями НАН Украины, органического включения научных школ КПИ в международное образовательно-научное пространство.
В годы становления физико-технического факультета кафедра физики металлов была базовой в организации учебного процесса по направлению "Материаловедение".
Студенты физтеха прославили КПИ и страну яркими победами на всемирных олимпиадах по математике и программированию.
Научная школа В.Н. Гриднева в КПИ проявила высокую эффективность. Она воспитала многих выдающихся ученых – научных лидеров и организаторов в системе высшей школы Украины и НАНУ, промышленности и бизнеса. Это академики В.И. Трефилов, С.А. Фирстов, Ю.М. Солонин, В.В. Немошкаленко, Ю.В. Найдич, О.М. Дыхне, члены-корреспонденты Ю.М. Коваль, Ю.Я. Мешков, В.Т. Черепин, Ю.В. Мильман, С.П. Ошкадеров, А.В. Курдюмов, С.И. Сидоренко. В целом же научная школа В.Н. Гриднева в КПИ подготовила более 60 докторов и 300 кандидатов наук.
С 1991 года на кафедре физики металлов (сегодня – кафедра физического материаловедения и термической обработки) подготовлено 27 кандидатов наук (еще 4 защитились за рубежом), 5 докторов наук, увидели свет более 800 научных публикаций (статьи и тезисы докладов на международных конференциях) , 59 патентов и авторских свидетельств, 19 монографий в издательствах "Научная мысль", Springer и др.), выполнено более 30 международных проектов.
Открытие бюста В.Н.Гриднева в корпусе №9 КПИ (апрель 2006 года). В первом ряду вице-президент НАНУ А.П.Шпак, президент НАНУ Б.Е.Патон, дочери и внучка В.Н.Гриднева, ректор КПИ М.З.Згуровский
Итак, даже в сложные времена научная школа В.Н. Гриднева в КПИ демонстрирует способность к развитию. Ее многолетние традиции и концептуальные устои не только сохраняются в наше время, но и приобретают дальнейшее развитие.
Об этом и был разговор корреспондента "Киевского политехника" с директором УН ИМС им. Е.О. Патона проф. И.А. Владимирским.
– Какие задачи стоят сейчас перед УН ИМС им. Е.О. Патона?
Прежде чем сказать о задачах, позвольте обратить внимание, что при создании Института материаловедения и сварки имени Е.О. Патона (путем объединения инженерно-физического и сварочного факультетов, а также кафедры лазерной техники и физико-технических технологий) было определено, что это будет институт нового типа. Новизна заключается в нацеленности на подготовку, переподготовку и повышение квалификации специалистов на основе инновационной модели деятельности согласно требованиям построения высокотехнологичной экономики Украины, академических стандартов и европейских стандартов высшего образования. Этим была заложена идея неразрывного единства образования, науки и инноваций, являющаяся принципиально новой и отличительной чертой ИМС им. Е.О. Патона по сравнению со многими другими, которые создавались раньше.
Идея такого единства была присуща жизни и деятельности Евгения Оскаровича и Бориса Евгеньевича Патонов как выдающихся ученых и педагогов. Они, опережая свое время, смотрели далеко вперед. Мы высоко ценим согласие семьи Патонов на присвоение нашему институту имени Евгения Оскаровича.
А единство научных школ КПИ в сфере материаловедения с учеными Институтов НАНУ – это традиция, неотъемлемо связанная с научной школой В.Н. Гриднева, питомцем которой на современном этапе считаю и себя. Вот пример: треть кандидатских и докторских диссертаций, защищаемых учеными ИМС, "доводятся" и апробируются в содружестве с учеными НАНУ, примерно такая же часть статей публикуется учеными ИМ в соавторстве с учеными НАНУ.
Еще одно. В целях определения модели нового специалиста в соответствии с потребностями инновационной высокотехнологичной экономики Украины, в том числе и в послевоенный период, стратегического планирования и содействия сбалансированному развитию ИМС им. Е.О. Патона в Положении о нашем Институте предусмотрена особая роль Наблюдательного совета. В его состав вошли очень авторитетные ученые – руководители Институтов НАН Украины (академики В.З. Туркевич, С.А. Фирстов, В.В. Харченко, чл.-корр. В.Д. Позняков) и представитель высокотехнологичной промышленности – ЧАО " ;Плазматек" – В.П. Слободянюк.
Сложно привести аналогию структуры факультетского уровня в других технических университетах, которая определяла бы стратегию своего развития на основе сочетания с деятельностью институтов НАНУ и промышленностью и одновременно анализировала, как выполняется эта стратегия, а – при необходимости – вносила бы коррективы.
Такой – глубокий и динамичный – механизм организации поступательного развития института очень важен для ИМС им. Е.О. Патона, являющегося сегодня крупным образовательно-научно-инновационным комплексом в составе КПИ с высоким интеллектуальным потенциалом. В его составе действуют 5 научных школ, 5 кафедр, где работают 18 докторов наук, профессоров, 33 кандидата наук, доценты (в общей сложности – более 100 научно-педагогических работников), а учатся более 350 студентов, 35 аспирантов.
Несмотря на то, что в состав Наблюдательного совета вошли ученые только из четырех Институтов Академии (электросварка им. Е.О. Патона, проблем материаловедения им. И.Н. Францевича, сверхтвердых материалов им. В.Н. Бакуля, проблем прочности им. Г.С.Писаренка), для пяти современных научных школ ИМС им. Е.О. Патона по материаловедению, металлургии, сварке традиционной стало тесное сотрудничество со всеми Институтами физико-материаловедческого направления НАН Украины, например, – с Физико-технологическим институтом металлов и сплавов, с Институтом металлофизики им. Г.В. Курдюмова и др.
– Каким образом это сотрудничество реализуется?
Основным соединяющим механизмом сотрудничества является развитая договорная база с Институтами НАНУ, а также повседневная работа большого количества совместных научных групп, творческих коллективов ученых ИМС с учеными институтов Академии. Эти общие научные группы обычно имеют тесную связь с индустрией. Исторически это прежде всего были предприятия военно-промышленного комплекса. И усиление такой связи на новом этапе является едва ли не самой главной задачей развития нашего института, фактором его экономического и содержательного наполнения. Заказ ВПК Украины на специалистов, необходимых для обеспечения мощного потенциала обороны и безопасности Украины также является нашим ориентиром в определении задач ИМС, о которых вы спрашиваете.
В общем, наши задачи для определения модели специалиста, которого мы должны готовить для нужд экономики послевоенного периода, внесены в "Комплексную программу стратегического развития совместной деятельности КПИ-ИЭЗ-"Плазматек", которая сейчас формируется.
Названные ключевые особенности деятельности нашего института обуславливают и другие задачи, стоящие перед нами. К примеру, привлечение международных грантов.
В условиях сокращения в результате бюджетного финансирования науки, средства из международных источников стали едва ли не единственным источником как для поддержки действующих научных школ, совместных научных групп ученых ИМС и Институтов Академии наук, так и для развития учебно-лабораторной и исследовательской базы. /p>
Работа по привлечению международных средств будет развиваться совместно с нашими партнерскими Институтами Академии и должна принести пользу каждому творческому коллективу ученых ИМС и ученых Институтов НАНУ.
Важны задачи ИМС по обновлению материально-технической базы кафедр, в частности совместно с нашими партнерами – высокотехнологичными отечественными предприятиями. Совместно с ЧАО "Плазматек" к решению такой комплексной задачи по коренной реконструкции корпуса №23 – бывшего сварочного факультета, основанного в КПИ профессором Е.О. Патоном и его инфраструктурного обновления – мы уже приступили.
Считаю своим долгом вместе с нашей управленческой командой единомышленников обеспечить практическое решение поставленных задач в кратчайшие сроки.
– И, наконец, немного о Ваших собственных исследованиях и достигнутых результатах.
Наше научное направление в рамках научной школы создает научные основы технологий новейших металлических наноматериалов, в частности, с особыми магнитными свойствами. Эти результаты положительно оцениваются научным сообществом: опубликовано более 100 статей, в т.ч. более 40 – в международных журналах Q1 и Q2 квартилей (журналах с высоким импакт-фактором): Adv. Funct. Mater., J. Phys. D: Appl. Phys., Nanotechnol., Comput. Матер. Sci., Vacuum, Appl. Surf. Sci., Thin Solid Films, J. Phys.: Cond. Matter, J. Appl. Phys. Изданы 2 монографии в издательствах "Springer" и "Научная мысль" НАН Украины ("Modern Magnetic and Spintronic Materials" и "Диффузионное формирование наноразмерных магнитных материалов на основе FePt"). В национальных и международных конкурсах завоевали финансирование наши проекты: 1 – за грантом Президента Украины, 2 – за счет госбюджета (МОН Украины), 1 – по программе ЕС "Горизонт Европа", 3 – по программе НАТО "Наука ради мира и безопасности" ;, 3 – Немецкого исследовательского общества (DFG). В 2022 году стал лауреатом премии Президента Украины для молодых ученых. В течение 7 лет – стипендиат Кабинета Министров Украины для молодых ученых.
Весь накопленный за эти годы опыт организации научных исследований и разработки технологий материалов, в т.ч. – в международной сфере, планирую использовать для углубления сотрудничества с научными центрами наших партнерских Институтов НАН Украины и высокотехнологичных промышленных предприятий, чтобы реальными делами подтвердить концепцию деятельности ИМС им. Е.О. Патона как образовательно-научно-инновационного комплекса Украины нового типа в сфере материаловедения.