Летом прошлого года исполнилось 50 лет со дня смерти чрезвычайно интересного архитектора и художника Николая Шехонина. Годовщины этих никто не заметил. А когда-то он был очень известным в Киеве архитектором и построил несколько знаковых для украинской столицы объектов. А еще он имел непосредственное отношение к КПИ. По определенным причинам, о которых будет сказано дальше, его фамилия в нашей стране почти не упоминалось, и сейчас она только возвращается в публичное пространство.

Однако прежде чем переходить к рассказу о нем, вспомним, что среди известных личностей, которые в разное время здесь преподавали, особое место принадлежало всей когорте выдающихся зодчих и художников. Это объясняется тем, что среди первых четырех отделений института (то есть, его факультетов) было и инженерное, где готовили гражданских инженеров, как тогда называли инженеров-строителей, и архитекторов. Именно здесь с первых лет образования Киевской политехники и до выделения из нее в 1930 году Киевского инженерно-строительного института (теперь - Киевский национальный университет строительства и архитектуры) и работали мастера, многие из которых в настоящее время признано классикой украинского изобразительного искусства и архитектуры.

Правда, имя Николая Алексеевича Шехонина даже до сих пор остается не очень известным широкой общественности. В то же время, многие из спроектированных им зданий и ныне украшают наш город и служат его жителям, причем некоторые из них даже считаются архитектурными визитками украинской столицы. Собственно, сооружения, которые он построил, можно увидеть не только в Киеве, но именно киевский период его жизни был для него наиболее плодотворным. Здесь он не только много и вдохновенно работал, но и создал семью, здесь родился его единственный сын Сергей. Поэтому именно Киев стал для него вторым после Санкт-Петербурга, где он появился на свет, родным городом, и здесь он прожил самые счастливые свои годы.

Родился Николай Шехонин в 1882 году в семье петербургского купца, который занимался мукомольным делом. Судя по всему, семья бедствовала, поэтому образование Николай Алексеевич получил в Институте гражданских инженеров Николая I, где готовили будущих инженеров-строителей широкого профиля, многие из которых работали как архитекторы, а после получения диплома посетил Западную Европу.

С 1907 года Шехонин жил в Киеве. Той поры в городе активно работало целое созвездие блестящих зодчих. Город активно застраивался, поэтому такие специалисты были нужны. Большинство из них были выпускниками Института гражданских инженеров и Императорской академии художеств. С некоторыми он был знаком, а возможно, даже дружил еще с Петербурга. В этом круге Николай Шехонин не потерялся: уже в начале 1909 года он принял участие в конкурсе на оформление фасадов городской публичной библиотеки (теперь - Национальная библиотека Украины имени Ярослава Мудрого) и его проект, обойдя работы опытных мастеров, неожиданно получил первое место. Правда, городская управа отдала предпочтение экономному варианту, который предложил архитектор Збигнев Кляве, но и успех молодого гражданского инженера из Санкт-Петербурга не остался незамеченным. 

Одной из первых его построек в Киеве стал дом по улице Мариинско-Благовещенской (ныне - Саксаганского), 101, спроектированный и возведен на заказ инженера Степана Лаврентьева в 1910 году. Единственным автором этого здания до недавнего времени считался гражданский инженер Сергей Тимошенко. Однако исследователь жизни и творческого наследия Шехонина, известный киевовед Дмитрий Малаков в своей книге "Архитектор Шехонин.Три эпохи" (Издательский дом "Кий", 2017 г.), опираясь на документы, доказал, что соавтором его проекта и специалистом, который осуществлял надзор за строительством, был именно Николай Шехонин. Он внес в начальный проект несколько дополнений, которые сделали дом и удобным, и красивым на вид, изменив некоторые конструктивные решения помещений первого этажа и украсив фасады рядом декоративных элементов. Этот дом одним из первых в Киеве было спроектировано в стиле украинского модерна. Он, в известной степени, определил и архитектурный облик еще двух прилегающих к нему зданий, которые строились примерно в то же время. Однако связь этого места с украинской культурой является более глубокой и не ограничивается только оформлением фасадов и интерьеров вестибюлей: в доме Лаврентьева в 1911 - 1913 годах жила известная украинская писательница, фольклористка и етнографка, которая писала под псевдонимом Елена Пчелка, - мать Леси Украински Ольга Петровна Косач. Большая украинская поэтесса часто здесь бывала, о чем извещает мраморная мемориальная доска. На четвертом этаже этого дома снимал квартиру и выдающийся украинский композитор Николай Лысенко с сыном Остапом.

Очень интересна фигура Шехонинского соавтора - Сергея Прокофьевича Тимошенка. Также выпускник Института гражданских инженеров, он был не только известным архитектором, по проекту которого было построено около 400 зданий в Украине, Грузии, России, Польше, Чехословакии, Канаде, США и Парагвае, но и очень известным украинским политическим и общественным деятелем: во времена Украинский революции - членом Центрального совета, министром путей в нескольких правительствах УНР, участником Второго зимнего похода, в эмиграции - активным деятелем украинского движения, профессором, а в 1927 - 1928 годах даже ректором Украинской хозяйственной академии в Подебрадах (Чехия), заключенным нацистских концлагерей и членом многих организаций украинской диаспоры. А еще - родным братом профессора, заведующего кафедрой сопротивления материалов и декана инженерного отделения Киевского политехнического института, чуть позже - одного из основателей Украинской академии наук, выдающегося украинско-американского ученого-механика Степана Тимошенка, памятник которому сейчас стоит перед главным корпусом КПИ. ..

…Совместно с Сергеем Тимошенком Николай Шехонин возвел в 1910 году еще и дом на улице Паньковской, 8, больше известный как дом Иосифа Юркевича. Он был построен также в стиле украинского модерна. Каждая деталь его отделки (к сожалению, не все они сохранились до нашего времени) несла на себе черты национальной традиции. Дом этот справедливо считается одним из значительных памятников украинской культуры и истории: в разное время здесь располагались редакции украинских периодических изданий, а среди его жителей встречаем имена известного украинского лексикографа, этнографа, историка и писателя Бориса Гринченка и поэтов Николая Вороного и Максима Рыльского.

Потом было еще несколько жилых зданий в Киеве: дом Банецькой на улице Мариинско-Благовещенской, 78 с флигелем во дворе; дом Владимирского в конце той же Мариинско-Благовещенской (на углу этой улицы и Бибиковского бульвара (ныне - бульвар Тараса Шевченко) - его снесли совсем недавно; дом Свечникова на улице Львовской, 50 (ныне - Сечевых Стрельцов, 58/2) дом Супруненка на улице Гоголевской, 7, дом Скибинской на улице Тарасовской, 3-А.

Не следует считать, что фамилии владельцев домов означают, что сооружались небольшие частные домики для их семей. На самом деле, все вышеперечисленные объекты были так называемыми "прибыльными" многоэтажными домами, которые строились специально для сдачи квартир в наем и получения выгоды. Показательно, что все они были построены в течение всего четырех лет: архитектор Шехонин в течение короткого времени успел сделать себе имя и, очевидно, проблем с заказами не было.

Более того, вместе с одним из самых известных киевских архитекторов Владиславом Городецким и другими он был приглашен принять участие в проектировании сооружений для Всероссийской выставки, состоявшейся в Киеве в 1913 году, и спроектировал один из крупнейших ее павильонов - постоянный павильон торговли и промышленности с большим количеством огромных окон. Благодаря этим окнам здание получило название &quot Стеклянная галерея". Эта 100-метровой длиной здание прослужило киевлянам вплоть до 1977 года: некоторое время ее использовали как крытый рынок, а после Второй мировой войны и до 1977 года - как спортивный тренировочный манеж с 50-метровым бассейном и несколькими тренировочными залами (впоследствии на его месте было сведено специализированные сооружения, входящие в состав Национального спортивного комплекса "Олимпийский").

А дальше была огромная работа, которая стала экзаменом таланта и профессионализма Николая Шехонина, который тот блестяще выдержал. Речь о комплексе зданий Военно-инженерного училища царевича Алексея (или просто Алексеевского) на Печерске, где теперь находится Военный лицей имени Ивана Богуна. Проектирование и строительство его началось в 1913 году и завершилось в 1917-м. Комплекс состоял из главного учебного корпуса, казармы, манежа, домов начальника училища и офицеров и вспомогательных сооружений, и выполнен он был в стиле ампир, который считался в Российской империи наиболее пригодным для строительства военных сооружений в крупных городах. Здания комплекса имеют множество интересных особенностей, которым можно посвятить отдельную статью, и имеют сейчас статус памятников архитектуры.

Годы революционных потрясений и войн для людей, которые посвятили свою жизнь строительному делу, не бывают слишком благоприятными. Это в полной мере ощутил на себе и Николай Шехонин. Не намного легче стала жизнь и после утверждения в Украине Советской власти. До революции архитекторы считались людьми свободной профессии, поэтому и благосостояние таких специалистов зависело от наличия заказов и количества заказчиков. После революции такие заказы стали невозможными в принципе: мелкие домовладельцы строили свои хижины без участия архитекторов, а заказчиком крупных зданий теперь могло выступить только государство. Средств на строительство в двадцатые годы ХХ века в него почти не было, а тех, которые были, хватало разве что на восстановительные работы. Поэтому в те годы Шехонин занимался в основном реконструкцией и отделкой тех зданий, которые пострадали во время боев и изменений власти в Киеве. Среди самых заметных работ того периода - архитектурное оформление проекта восстановления моста, установленного на месте Цепного моста, который был разрушен польскими войсками при отступлении из Киева в 1920 году. Широко известным является то, что новый мост, торжественное открытие которого состоялось в мае 1925 года, был построен по проекту профессора КПИ Евгения Патона. Но до последнего времени почти нигде и никогда не упоминалось, что автором архитектурного решения портала над опорами моста и, собственно, самих каменных опор был архитектор Николай Шехонин.

Именно в начале 20-х годов он начал работать и в Киевском политехническом институте. Здесь он преподавал на инженерном (читай, строительном) факультете, который на протяжении считанных лет несколько раз менял свое название - инженерно-строительный факультет, факультет инженеров путей - но все это время готовил как инженеров дорожного хозяйства, так и инженеров-строителей и архитекторов. Поэтому достаточно много внимания на этом факультете уделялось рисованию, архитектурному чертежу, архитектурному проектированию и тому подобное. Собственно, рисование, архитектура и строительное искусство излагались и на механическом факультете, поскольку от тогдашних инженеров-механиков требовались и такие умения - специалистов промышленного дизайна тогда еще не существовало, поэтому вопросами внешнего совершенствования и эргономичности своих конструкций разработчики новой техники должны были заниматься самостоятельно. Более того, рисование было обязательной дисциплиной даже на рабфаке. Поэтому и понятно, что специалисты-архитекторы уровня Николая Шехонина были в КПИ очень востребованными. К тому же, он неплохой художник-акварелист (собственно, умение рисовать и писать акварелью были и остаются обязательными для архитекторов) преподавал в институте еще и рисование. Более того, некоторое время заведовал классом рисования и акварели, а кроме того, руководил архитектурным проектированием. После выделения из КПИ отдельного инженерно-строительного института Шехонин стал его профессором. Параллельно он работал еще и в Киевском художественном институте, где возглавлял одну из мастерских архитектурного проектирования ...

В конце 20-х годов в Киеве начало восстанавливаться широкомасштабное строительство. Шехонин приобщается к проектированию некоторых важнейших объектов. Одним из них стал Дом госучреждений на Крещатике, 5 (первое здание улицы в направлении от Европейской площади). Многие киевляне помнят его по галерее первого этажа вдоль улицы, в которую выходили двери ресторана "Столичный". Впрочем, в начале двухтысячных годов нашлись застройщики, которым очень захотелось поставить на его месте монструозный небоскреб. Со стороны тогдашних руководителей Киева это желание нашло полную поддержку, хотя против проекта решительно выступали представители архитектурной и культурной общественности Киева. Многочисленные митинги и публикации в городской прессе городские власти не остановили, и эту знакомое многим киевлянам среднего и старшего возраста здание было снесено. Затем у кого-тоже хватило ума хотя бы остановить сооружение здесь огромной башни, и теперь на месте одного из знаковых киевских объектов зияет пустота, которую от пешеходов закрывает глухой металлический забор.

Еще одним архитектурным объектом, без которого теперь трудно представить наш город стал клуб "Пищевик" на Контрактовой площади (точнее, на ул. Межигорская, 2) на Подоле. Проектирование и строительство его продолжалось необычно долго для Шехонина - целых четыре года: сказалась сложность задачи, которую выполнял зодчий, и привычный для лет третьей пятилетки недостаток материалов. Сложность проектирования заключалась в том, что новый объект нужно было вписать в традиционную застройку, доминантой которой был Контрактовый дом, построенный в стиле классицизма. Определенные ограничения на проектанта, особенно в вопросе высоты нового объекта и объемов фасада, накладывал также учебный корпус бывшей Киево-Могилянской академии в стиле украинского барокко начала ХVIII века. Однако Николай Шехонин успешно преодолел эти трудности (на самом деле, их было гораздо больше, но для полного описания внедренных в проект архитектурных решений потребовалась бы отдельная обширная статья), и в 1933 году новый клуб работников пищевой промышленности с собственными удобными театральным и репетиционным залами, а также кинозалом и спортзалом, комнатами для кружковых занятий и т.п. принял первых посетителей. Несмотря на то, что здание было построено в стиле конструктивизма, оно было очень удачно вписано в окружающую архитектурную среду, и после некоторых послевоенных перестроек и реставрационных работ служит людям и сегодня. С 1985 года в бывшем клубе "Пищевик", который многие знают и под названием "Дворец культуры "Славутич", работает Киевский муниципальный академический театр оперы и балета для детей и юношества (с 2018 года - "Киевская опера") . 

Среди других проектов Николая Шехонина, которые были реализованы в Киеве 30-х годов, стоит упомянуть большой пятиэтажный дом ответственных работников организации "Заготзерно" по ул. Лысенка, 8 (1936) и две школы - №25 и №61. Все они стоят и сегодня, и все имеют интересную историю. Скажем за дом на Лысенка Шехонина много критиковали. А он выдержал все невзгоды бурного двадцатого века, и сейчас среди желающих приобрести недвижимость в центре украинской столицы считается очень престижным, причем для рядового украинца стоимость квартир в нем почти заоблачная.

А дальше была война ... В 1941 году Николаю Шехонину исполнилось 59 лет, и мобилизации он не подлежал. По ряду причин не уехал в эвакуацию и остался в оккупированном нацистами Киеве. И не он один: в городе осталась довольно большая группа известных архитекторов - людей преимущественно пожилого возраста: Павел Алешин, Юрий Асеев, Александр Вербицкий, Сергей Григорьев, Александр Кобелев, Василий Кричевский, Василий Осьмак, Валериан Рыков и другие. Работы по специальности они не имели, поэтому выживали как могли. Пытались объединяться, в октябре 1941 года даже образовали Союз украинских художников и архитекторов, которую возглавил Федор Кричевский, брались из реставрационные и художественные работы в церквях Киева и окрестных сел, проводили художественные выставки, перебивались случайными заработками. В 1943 году, когда фронт снова подкатывал в украинскую столицу, немцы объявили в ее правобережной части запрещенную зону и начали принудительное выселение ее жителей. Сначала люди собирались на западных окраинах Киева, потом их начали принудительно вывозить в западном направлении. Выселена была и семья Шехонина (Николай Алексеевич с женой и его сын Сергей и невестка). Некоторое время они жили в Виннице, а с приближением фронта поехали дальше на запад. Теперь это было уже их собственное решение - глава семьи, который за ряд работ советского периода вместо благодарности получил шквал сокрушительной критики и всевозможных обвинений и несколько раз находился на грани ареста, считал, что пребывание и работу на оккупированной территории ему не простят, так что лучше, видимо, не испытывать судьбу. Поэтому в начале зимы они оказались в Вене. Начиналась новая жизнь ...

Эта новая жизнь была не только опасной (война еще не закончилась), но и очень бедной. Кое-как сводить концы с концами помогла давняя страсть к рисованию и живописи: Шехонин писал и продавал акварели, даже присоединился к Союзу австрийских акварелистов, участвовал в художественных выставках - художественная жизнь медленно начала восстанавливаться и изголодавшиеся по прекрасныму люди охотно их посещали и покупали работы . Таким образом он начал приобретать определенное признание. Но фронт приближался, и Шехонины как беглецы от Советской власти решили ехать дальше - на этот раз в Италию, освобожденную англо-американскими войсками. Однако и здесь они прожили недолго и в 1948 году переехали в Аргентину, где в тот период осело достаточно много бывших граждан СССР, которые по тем или иным причинам не могли, не хотели, или боялись возвращаться на родину. Осела семья Николая Шехонин в Буэнос-Айресе. Вскоре Николай Шехонин снова присоединился к художественной жизни, став частым участником художественных выставок. Его архитектурные пейзажи нравились публике и неплохо продавались. Хорошие рецензии собрала и персональная выставка Шехонина, которая прошла в 1950 году. А важнейшей его работой того периода можно считать участие в росписи нового православного храма - Воскресенского кафедрального собора в Буэнос-Айресе, где он исполнил несколько больших образов в технике масляной живописи на холсте, и храма Святого Владимира в одном из пригородов аргентинской столицы ...

Николай Шехонин ушел из жизни 24 августа 1970 года в Буэнос-Айресе. На родине о нем предпочитали не вспоминать, потому кончина этого выдающегося архитектора, который так много сделал для Киева и других украинских городов, осталась абсолютно незамеченной. Более того, его фамилия почти не упоминалась, разве что в энциклопедических изданиях (да и то не у всех) как автора некоторых зданий. О его педагогической работе и художественном творчестве никто в послевоенной Украине не писал. Лишь в начале XXI века благодаря, прежде всего, усилиям известного киевоведа Дмитрия Малакова его имя начало возвращаться в культурно-историческое пространство нашей страны и города, для которого он так упорно работал на протяжении нескольких десятилетий.