О состоянии и совершенствовании образовательной деятельности в университете. Из отчета первого проректора Ю.И. Якименка о работе в 2019 году

Приоритетной задачей нашего университета в сегодняшних условиях является подготовка высококвалифицированных, конкурентоспособных специалистов, способных создавать современные научные знания и инновационные технологии.

Для достижения этой цели необходимо создавать условия для всестороннего профессионального, интеллектуального, социального и творческого развития личности на самых высоких уровнях совершенства в образовательно-научной среде.

Сегодня государство вносит изменения в условия деятельности ЗВО, на что мы должны отреагировать должным образом, чтобы сохранить свои позиции.

Во-первых, одним из условий полноценного государственного финансирования является международное признание университета, то есть место в мировых рейтингах университетов. Кроме того, вводится "формульное" финансирование, аккредитация образовательных программ Национальным агентством по обеспечению качества высшего образования (НАОКВО), конкурсный государственный заказ на трех уровнях и прохождение научной аттестации для сохранения статуса исследовательского университета.

Для достижения соответствующих показателей мы должны проводить следующие мероприятия:

  • внутреннюю аккредитацию образовательных программ трех уровней высшего образования;
  • внедрение системы финансирования подразделений в соответствии с формулой, составляющей которой являются ключевые показатели деятельности подразделения;
  • внедрение трехуровневой системы показателей деятельности подразделений с единой базой данных, согласованной с индивидуальными рейтингами НПР;
  • оптимизацию структуры подразделений университета по критериям соответствия требованиям аккредитации, научной аттестации и статуса исследовательского университета;
  • модернизацию системы электронного документооборота университета и на ее основе обеспечение возможности работы с документами в режиме "единого окна";
  • совершенствование системы учета кадров для упрощения процедур сопровождения движения кадров;
  • улучшение информационного сопровождения процессов управления финансовыми ресурсами университета путем обновления существующих систем бухгалтерского учета и отчетности;
  • разработку и внедрение соответствующих Положений;
  • ежегодную отчетность на всех уровнях с определением КРИ (key performance indicators), то есть ключевых показателей деятельности подразделения, которые дают возможность оценить текущее положение дел и помочь в оценке успешности реализации выбранной стратегии.

Качество нашей образовательной деятельности зависит от многих составляющих. Это и качество кадрового состава НПР, и качество контингента абитуриентов, и всестороннее обеспечение образования на трех уровнях - бакалавр, магистр, доктор философии, и совершенствование форм и технологий организации образовательного процесса, и взаимодействие с европейским и мировым образовательным пространством. Кратко охарактеризуем их состояние и задачи, которые стоят перед нами.

Качество кадрового состава НПР

Качество кадрового состава НПР обеспечивается конкурсным избранием НПР, рейтинговой системой оценивания НПР, подготовкой кадров высшей квалификации через аспирантуру и докторантуру, переподготовкой, повышением квалификации, стажировкой НПР.

Традиционно мы характеризуем прежде всего возрастной состав НПР. В 2019 году соотношение возрастных групп преподавательского состава было таким: 20-24 года - 1,1%, 25-35 лет - 21,7%, 36-45 лет - 22,8%, 46-55 лет - 14,4 %, 56-65 лет - 18,2%, 66-75 лет - 16,6%, 76-85 лет - 4,9%, более 85 - 0,25%. При этом средний возраст ассистентов составлял 37,4 года, старших преподавателей - 49,3 года; доцентов - 53,3 года; профессоров - 66,4 года; заведующих кафедрами - 62,8 года.

В 2018-2019 гг. на работу было принято всего 443 НПР, в том числе 47 профессоров и 139 доцентов. Но выпускников нашего университета среди них очень мало - всего 73, в т.ч. магистратуры 26 аспирантуры 47.

У нас уже несколько лет происходит рейтинговое оценивание НПР. Один из результатов этого условия - рост за последние пять лет среднего рейтинга научно-инновационной деятельности в полтора раза. Определяем также оценку преподавателей со стороны студентов. В 2019 году 4156 студентов оценили деятельность 1758 преподавателей - их умение донести материал до студентов, наладить с ними партнерские отношения, требовательность, общую культуру и тактичность, использование средств дистанционного общения (электронная почта, Skype, соцсети). Оценки в целом положительные, но следует отметить, что ниже всего студенты оценивают использование преподавателями средств дистанционного общения.

Чтобы это исправить, мы проводим повышение квалификации преподавателей (наибольше всего - в Учебно-методическом комплексе "Институт последипломного образования»), а также стажировку НПР на производственных предприятиях, в научных институтах, в ЗВО и за рубежом.

С целью обеспечения качества НПР должны осуществлять следующие мероприятия:

  • применение процедур конкурсного отбора научно-педагогических работников с заключением контрактов с внесением в условия контракта ключевых показателей эффективности (KPI - key performance indicators) НПР как обязательной составляющей;
  • заслушивание отчетов заведующих кафедр на расширенном заседании кафедры с участием декана факультета/директора института, председателя профсоюзного бюро работников факультета / института (и/или уполномоченных ими лиц) о выполнении ключевых показателей эффективности (KPI), определенных в контракте;
  • внедрение системы ежегодного анализа деятельности структурных подразделений экспертно-квалификационной (конкурсной) комиссией университета с предоставлением соответствующей оценки;
  • представления рейтингов научно-педагогических работников с обязательным рассмотрением и утверждением их кафедрой;
  • внедрение накопительной системы целевого повышения квалификации и стажировки преподавателей с обязательной отчетностью;
  • организацию систематического кафедрального контроля качества проведения учебных занятий, в том числе и выполнение требований законодательства относительно языка образовательного процесса, с учетом опроса студентов;
  • введение постоянно действующей системы формирования кадрового резерва с широким привлечением выпускников аспирантуры и магистратуры к преподавательской работе;
  • привлечение к образовательному процессу всех групп стейкхолдеров.

Обеспечение качественного контингента абитуриентов

В прошлом году в нашем университете осуществлялись различные профориентационные мероприятия. Это Дни открытых дверей, фестивали "ТехноАртКПИ" и "КПИАбитFest", конкурс "Эко-Техно Украина", всеукраинские олимпиады КПИ им. Игоря Сикорского для абитуриентов по математике, физике, химии и биологии. Важным направлением профориентационной работы является сотрудничество с Малой академией наук.

Вместе с тем следует заметить, что для привлечения абитуриентов очень важно наполнение сайтов кафедр. Ведь именно из этих сайтов абитуриенты могут получить подробную информацию о специальностях, образовательных программах, деятельности кафедр. Мы регулярно проводим мониторинг сайтов кафедр, и надо сказать, что далеко не все они являются информативными и эффективными для привлечения абитуриентов.

По сравнению с прошлыми двумя годами количество зачисленных на бюджетные места почти не изменилось. В то же время количество зачисленных на контракт по сравнению с прошлым годом выросло на 20%, а за пять лет - более чем вдвое и составило 24,2% зачисленных. Как всегда, конкурс по специальностям и факультетам заметно отличался.

Основными задачами по обеспечению качественного контингента абитуриентов являются:

Розподіл студентів-контрактників

  • введение на кафедральном уровне информирования и проведения мероприятий по формированию привлекательности и популяризации образовательных программ;
  • переход к уровню индивидуальной работы с каждым абитуриентом, предоставление информации об образовательных программах кафедр на положительных (успешных) примерах карьерного роста выпускников кафедры и тому подобное;
  • создание базы данных потенциальных абитуриентов для индивидуальной работы с ними и привлечения к мероприятиям кафедр/факультетов/институтов и университета, а также расширение системы информирования поступающих с помощью современных информационных технологий;
  • привлечение всех факультетов/институтов и кафедр к профориентационной работе в средних учебных заведениях всех типов и регионов с описанием преимуществ качественного инновационного образования и конкурентоспособности выпускников университета;
  • осуществление профориентационной работы не только в форме традиционных Дней открытых дверей, но и современных мероприятий (например "КПИАбитFest", "ТехноАртКПИ", "Эко-Техно Украина", "Lampa KIDS" и т.д.);
  • расширение системы довузовской подготовки с привлечением к ней всех факультетов / институтов;
  • расширение сотрудничества с МАН, организация олимпиад, выставок, творческих конкурсов, центров научно-технического творчества, в частности в рамках Программы "Будущее Украины".

В нашем университете уже много лет проводится входной ректорский контроль студентов первого курса, целью которого является оценка уровня остаточных школьных знаний студентов первого курса. В 2019 г. качество остаточных школьных знаний составило: по математике - 60,5%, по физике - 48,1%, по химии - 71%. Следует отметить, что эти показатели заметно отличаются по факультетам. По математике в пределах от 72,6-71,6% (ИПСА, ИАТ) до 47,8-42,8% (ИФФ, ЗФ) по физике в пределах от 60,8-57% (ИАТ, ИПСА) до 31-30% (ИФФ, ХТФ). В связи с этим положительную роль играют те адаптационные курсы, которые мы ввели для первокурсников и которые организует ИМЯО.

якість залишкових шкільних знань з фізики

Наша система внутреннего обеспечения качества образования включает различные виды контроля, в частности мониторинг остаточных знаний, опрос студентов, опрос работодателей, систему внутреннего самоанализа. Результаты контроля рассматриваются на заседаниях кафедр, ученых советов факультетов, Методического и Ученого советов университета.

якість залишкових шкільних знань з математики

Мы внимательно относимся к предложениям студентов. Так, в 2019 г. по результатам рассмотрения обращений студентов состоялись 30 замен преподавателей, 21 дисциплину изъято из учебных планов, 22 новых дисциплин включено в учебные планы; внесено 55 изменений к содержанию учебных дисциплин, обновлено техническое обеспечение 44 аудиторий. При этом кроме зарегистрированных заявлений, во внимание принимались также устные обращения студентов, в том числе во время встреч с администрацией, а также информация из социальных сетей.

Проводится большая работа по академической добродетели, что предполагает соблюдение Кодекса чести и этических норм академической среды, борьбу с плагиатом, антикоррупционные меры и др.

Для успешного функционирования системы внутреннего обеспечения качества высшего образования КПИ им. Игоря Сикорского следует осуществить следующие мероприятия:

  • усилить аналитическую, прогнозную работу относительно перспектив развития каждого из секторов промышленности в новой "цифровой" экономике для возможности проведения быстрых изменений относительно структур, объемов, содержания и качества подготовки специалистов по всем специальностям;
  • в сентябре - октябре 2020 г. провести заключительный этап первой внутренней аккредитации, по результатам которого актуализировать перечень образовательных программ для представления их на аккредитацию в НАОКВО;
  • систематически проводить внутреннюю аккредитацию и самоанализ на основе требований внешней аккредитации с учетом дополнительных требований на уровне университета;
  • обновлять исследовательскую и учебно-лабораторную базу университета за счет активного сотрудничества с высокотехнологичными предприятиями Украины и других стран мира;
  • обеспечивать основы академической добропорядочности на всех уровнях.

Основой качественного образования является образовательная программа. Для создания качественной образовательной программы научно-методическая комиссия, которая отвечает за специальность, должна консультироваться с работодателями, выпускниками и профессиональными организациями, учитывать стандарты высшего образования и профессиональные, обобщенный характер компетенций и матрицу соответствия и др.

На базе образовательной программы формируется учебный план, причем в учебном плане образовательной программы бакалавра общие и профессиональные дисциплины стандарта высшего образования по специальности занимают 50% объема, профессиональные и выборочные дисциплины образовательной программы - по 25%.

Уже два года обязательным компонентом является индивидуальный учебный план студента (ИУП). Студенты формируют свои ИУП за консультацией с куратором учебной группы и (в случае необходимости) с лицом, ответственным за формирование учебных планов по кафедре. В частности, есть четыре каталога выборочных образовательных дисциплин: общеуниверситетский, межфакультетский, факультетский, кафедральный. Выбор из общеуниверситетского каталога осуществляется в "Электронном кампусе", выбор из других каталогов - в соответствии с факультетских Положений, которые утверждает Ученый совет КПИ.

По результатам проведения оценки качества ОП систематически происходило изъятие ненужных дисциплин, введение новых обязательных дисциплин, перенос дисциплин на другой курс, просмотр содержания существующих дисциплин, расширение перечня дисциплин свободного выбора студента.

Сейчас мы вводим сертификатные образовательные программы - ОП с углублением отдельных компетенций. В рамках определенной образовательной программы студент по желанию может выбрать определенную специализацию, выбрать определенную траекторию обучения, предложенную кафедрой, и кроме диплома бакалавра, получить сертификат, подтверждающий его дополнительную специализацию по данной квалификации.

Итак, основными задачами обеспечения качества образования на уровне "бакалавр" являются следующие:

  • расширение и совершенствование системы входного тестирования как необходимого элемента объективной оценки входного уровня поступающих;
  • зобеспечение достаточного уровня фундаментальной подготовки бакалавров, в частности с использованием адаптационных курсов по физике / математике;
  • оптимизация перечня образовательных компонентов образовательных программ и учебных планов на основе необходимости их обеспечения фундаментальной и профессиональной составляющими, наукоемкостью, междисциплинарностью;
  • внедрение системы формирования индивидуальной траектории на основе индивидуального учебного плана студента;
  • перенос элементов и преимущества целевой и дуальной подготовки на уровень бакалавра;
  • обеспечение подготовки по иностранному языку на уровне не ниже В1;
  • совершенствование системы выбора дисциплин и внедрение сертификатных программ;
  • определение подготовки уровня "бакалавр" как первого этапа инновационно-ориентированной подготовки, на котором студент приглашается к научно-инновационной деятельности.

Второй (магистерский) уровень высшего образования

Мы исходим из того, что магистр - это специалист в сфере инновационной экономики, способный комплексно сочетать исследовательскую, конструкторскую и предпринимательской деятельности, ориентированные на создание высокоэффективных производственных структур. Поэтому организация инновационной подготовки магистров предполагает не только овладение современными знаниями и технологиями, но и мотивацию студентов и руководителей, целевую подготовку для определенных предприятий, создание стартап-проектов. Если на уровне "бакалавр" предусматривается привлечение целевой молодежи к научно-инновационной деятельности, то на уровне "магистр" все студенты обязательно должны привлекаться к научно-инновационной деятельности в соответствии с реальной научной тематикой кафедр.

В 2019 г. в магистратуру было принято 2150 человек (1869 на бюджет и 281 на контракт). 11,7% поступающих в магистратуру - выпускники других ЗВО. С 295 магистров из других ЗВО всего поступило на ФММ (45 человек), ФСП (38), ТЭФ (37), ИХФ (25)

розподіл зарахованих до магістратури з інших ЗВО

Образовательные программы подготовки магистров должны отвечать всем требованиям, в частности таким как соблюдение всех условий аккредитации, актуальность на рынке труда, наличие соответствующей научной школы и др. Если говорить о требованиях бизнеса к нашим выпускникам, то основными их недостатками называют отсутствие опыта работы по специальности, отсутствие важных для работы навыков и низкий уровень практической подготовки.

Для обеспечения надлежащего уровня практической подготовки необходимо сотрудничество с предприятиями. Мы имеем около 2000 договоров с предприятиями, но из них только около 100 комплексных соглашений, которые дают возможность практической подготовки 100% соискателей высшего образования. 89 (78%) выпускающих кафедр имеют ведущее предприятие-партнера, которое является базовым работодателем для выпускников.

Очень важны совместные подразделения КПИ им. Игоря Сикорского с ведущими компаниями для подготовки, переподготовки и повышения квалификации. Среди них - Лаборатория "Майкрософт - КПИ им. Игоря Сикорского" (ФИВТ), Академия CISCO (ИПСА, ФИВТ), Лаборатория ВПИ "Пресса Украины", предприятия и организации энергетической отрасли ( "Киевэнерго" ТЭЦ, "Теплосети"), Центры "КПИ-EPAM" (ФИВТ, ИПСА, ФПМ, ТЭФ), Учебный центр "КПИ-фест" (MMI), Общий центр КПИ им. Игоря Сикорского - Прогрестех-Украина (MMI), Учебно-тренинговый центр КПИ им. Игоря Сикорского - НААS (MMI), лаборатория проектирование современных аналоговых схем с компаниями TowerJazz и Cadence Design Systems на ФЭЛ, учебно-научные лаборатории "КПИ - GlobalLogic Украина" (ПБФ, ФЭЛ) и др.

Основными задачами развития второго (магистерского) уровня высшего образования являются следующие:

  • обеспечение требовательного конкурсного отбора поступающих в магистратуру;
  • определение подготовки уровня "магистр" как второго этапа инновационно-ориентированной подготовки, на котором для студента научно-инновационная деятельность и выполнение научных разработок являются обязательными;
  • совершенствование подготовки магистров по образовательно-научными программами на основе интегрированных учебных планов магистр-доктор философии;
  • при разработке образовательных программ внедрение: системообразующих курсов по специальностям и выборочным профессиональным дисциплинам, научно-практической работы с погружением в инновационную среду (научные семинары, презентации, стартап-проекты и т.п. с сочетанием научной, профессиональной и бизнес-составляющих);
  • обеспечение подготовки по иностранному языку на уровне не ниже В2.

Мы используем не только традиционные формы обучения. В Временное положение об организации образовательного процесса в КПИ им. Игоря Сикорского мы внесли изменения, которыми предусматривается порядок признания результатов обучения, полученных в неформальном и информальном образовании. Это дает возможность нашим студентам засчитывать знания, которыми они овладели и в онлайн-курсах, и в смешанном обучении. Следует и дальше внедрять гибкие современные формы обучения: повторное освоение отдельных образовательных компонентов, смешанное обучение, дистанционные курсы, а также эффективные формы практической подготовки студентов: дуальное образование, производственную практику на рабочих местах предприятий-партнеров, выполнение реальных стартап-проектов.

О подготовке научных кадров в аспирантуре и докторантуре

В 2019 г. в аспирантуру было зачислено 240 человек, из которых 88% - выпускники КПИ, 45% закончили ЗВО с отличием, 80% имеют научные достижения. В аспирантуре обучается 686 человек (562 - дневная форма, 77 - вечерняя форма, 47 - заочная форма). В 2019 г. закончили аспирантуру 18 человек, из которых 4 досрочно защитились. Докторантуру в 2019 году закончили два человека; один выпускник докторантуры защитил диссертацию в срок подготовки в докторантуре.

В то же время 8 кафедр вообще не имеют аспирантов, а 27 не имеют аспирантов 2019 г. вступления. Для исследовательского университета это недопустимо.

Основными задачами развития научно-образовательного уровня PhD являются следующие:

  • оптимизация перечня образовательных PhD программ по специальностям в соответствии с научными школами;
  • внедрение системообразующих курсов высшего уровня;
  • введение подготовки PhD на основе интегрированных учебных планов;
  • обеспечение выполнения самостоятельной научно-инновационной деятельности и выполнение реальных разработок;
  • представление научных результатов на международных конференциях и в наукометрических изданиях, в том числе на иностранном языке, содействие развитию научных школ кафедры;
  • совершенствование языковой профессиональной подготовки.

Коротко об международной образовательной деятельности. У нас на английском языке учится 193 иностранных соискателя ОУ бакалавра, 41 соискатель ОУ магистра, и 12 аспирантов. В то же время подразделения готовы преподавать 41 англоязычную образовательную программу для бакалавров, 55 - для магистров, и 17 PhD. В 2018/2019 у. г. за рубежом учились или стажировались 180 наших соискателей высшего образования (133 по инженерным специальностям, 37 из ИТ-специальностей, 10 из социально-гуманитарных наук). Продолжается традиционная работа по международным программам Erasmus +, КА2, EURASIA, DAAD. Реализуются программы двойного диплома с университетами 11 стран и 18 программ "Двойное руководство аспирантами" с университетами Китая, Испании, Франции, Эстонии, Польши. Программа "Динамика и прочность машин" первой среди наших ОП прошла европейскую аккредитацию.

С целью создания условий для интеграции в европейское и мировое образовательное пространство следует внедрять англоязычные курсы и образовательные программы на всех кафедрах университета и поощрять к этому преподавателей, расширять международную мобильность, программы двойных дипломов, другие формы международного сотрудничества, активизировать подготовку нового поколения преподавателей, ученых и управленческих кадров, воспитанных на принципах глобального, европейского мышления и ментальности, новых амбиций, со знанием английского языка, европейской культуры, истории. Следует также продолжить работу по международной аккредитации и деятельности университета в статусе исследовательского.

Наконец напомню об определенном Стратегией развития КПИ им. Игоря Сикорского на 2020-2025 годы видение нашего университета: способствовать формированию общества будущего на основе концепции устойчивого развития; быть техническим университетом исследовательского типа мирового уровня; создать все условия для подготовки высококвалифицированных (совершенных) специалистов, способных создавать современные научные знания и инновационные технологии на благо человечества и обеспечивать достойное место Украины в мировом сообществе.

Материалы отчета размещено на сайте osvita.kpi.ua