You are here

Деиндустриализация Украины из-за снижения наукоемкости образования


Деіндустріалізація України через зниження наукоємності  освіти

В современном конкурентном мире уровень развития любой страны определяется наукоемкостью создаваемых товаров и услуг в международном разделении труда. Очевидно, что наполнение ВВП страны от экспорта одного условного килограмма "iPhone" намного выше, чем от экспорта одного килограмма чугуна, химических удобрений и зерна. Высокий уровень наукоемкости экономики обеспечивается соответствующей подготовкой человеческого капитала страны, в первую очередь в компоненте инженерного и физико-математического образования. То есть, для стран, которые борются за свое "место под солнцем", неоспоримым становится формула: "Каковы люди в стране с точки зрения их критических знаний и умений, на такие преобразования и достижения эта страна способна".

В этом году приемная кампания в высшие учебные заведения показала, что в области образования наша страна сейчас идет по пути прямо противоположному тому, которым шествует цивилизованный мир. Ее результаты отразили ряд глубоких проблем и противоречий, которые на протяжении многих лет накапливались как в экономике и обществе Украины, так и в сфере подготовки кадров.

Проблемы отечественной образовательной системы можно условно разделить на объективные и субъективные.

Объективные проблемы обусловлены тем, что в течении всех лет независимости Украины система производства материальных благ и система передовой науки и образования были разграничены между собой, поэтому последняя не стала главным двигателем развития экономики и общества. Как следствие, все эти годы имел место устойчивый процесс деиндустриализации экономики, снижение престижности инженерного труда, уменьшение потребности в приобретении сложных наукоемких знаний, особенно в физико-математической и инженерной компонентах.

Такая "деформация" системы ценностей привела к существенным качественным потерям в сфере подготовки продуктивного человеческого капитала, унижению и вытеснению из страны лучших носителей инженерных и естественных знаний. Главные потери таковы:

1. Упадок в массовом измерении естественной подготовки в общеобразовательной школе, в первую очередь по физике, математике, химии. Например, только 40% студентов первого курса Киевской политехники, которые имели высокие баллы ВНО по физике, выдерживают требования университета к этой дисциплине во время первой сессии, и соответственно - 50% по математике.

2. Дезориентация молодых украинцев, которые, в отличие от их сверстников из передовых стран мира, не видят своего будущего в промышленности, естественной науке и инженерии. Украинские абитуриенты в основном мечтают пополнить ряды управленцев, юристов, финансистов, сотрудников фискальных органов и других представителей непроизводственных или обслуживающих профессий.

3. Проведение Министерством науки и образования Украины нечеткой государственной политики в сфере подготовки кадров. Это прежде всего уход от первоочередного обеспечения потребностей базовых отраслей экономики и учет только пожеланий абитуриентов и их родителей при формировании государственного заказа. Следствием такого подхода стали результаты нынешней приемной кампании: когда МОН сформировало списки рекомендованных к зачислению в вуз, оказалось, что набор на крайне необходимые для развития экономики и укрепления безопасности страны физико-математические и инженерные направления подготовки оказался провальным. В частности, первичный государственный заказ (по состоянию на начало июля 2015 г.) по направлению подготовки "Физика" выполнен на 54%, по направлению "Прикладная физика" на 51%, по направлению "Математика" на 81%, с 28 инженерных направлений, что соответствуют структуре базовых отраслей промышленности Украины - в среднем на 70%.

4. Закладывание кадрового дефицита в базовых отраслях промышленности (машиностроительной, энергетической, авиационной, ракетно-космической, химической, металлургической и других) и естественной науки Украины на 2020 год (как следствие системных ошибок в формировании госзаказа в 2015 году). Уже сейчас, в 2015 году, ведущие технические университеты страны обеспечивают запросы вышеназванных базовых отраслей промышленности на инженерные кадры только на 70-75%. Кадровый дефицит существенно возрастет в 2020 году, в случае, конечно, если власти Украины будет планировать развивать национальную экономику в основном за счет высокотехнологичной промышленности, а не продолжать наращивать долги государства (подробнее об этом - в исследовании "Форсайт экономики Украины" http://wdc. org.ua/sites/default/files/Foresight2015-short-UA.pdf).

5. В ситуации, непонятными кажутся заявления руководителей МОН о дальнейшем уходе государства от практики государственного заказа на подготовку специалистов в вузах Украины. Если исходить из того, что государственный заказ является политикой государства в сфере подготовки кадров для развития экономики и общества, то уход от него не позволит обеспечить планомерный характер этого развития. Расчет только на свободный выбор абитуриентами будущих профессий в обществе, в котором престиж инженерного дела и естественных наук значительно снижено, приведет к углублению диспропорций между представителями производственной и непроизводственной сфер и дальнейшему упадку страны.

К субъективным проблемам, решение которых зависит от образовательной системы и, прежде всего, от высших технических учебных заведений, можно отнести следующие:

1. В технических вузах имеет место медленная модернизация направлений и специальностей инженерной подготовки (а часто она вообще не проводится). Учитывая мировые тенденции и опережающие требования рынка труда, это закладывает фундамент дальнейшего упадка отечественной экономики.

2. Слабая фундаментализация содержания обучения по большинству инженерных направлений и специальностей.

3. Низкая наукоемкость обучения студентов, которое преимущественно осуществляется не на основе новейших научных достижений в соответствующей области знаний, а на основе научных результатов, полученных несколько десятилетий назад.

4. Безоговорочное, почти религиозное возвеличивание системы ВНО (анализ преимуществ и недостатков украинского ВНО - отдельная тема) и отвержение любых других подходов к отбору молодежи в вузы Украины. Это, с одной стороны, "заморозило" дальнейшее совершенствование самой системы ВНО, а с другой - возвело непреодолимые барьеры между высшей и общеобразовательной школами, уничтожив доуниверситетскую подготовку школьников, унизило авторитет учителя и школы, активизировало явление бездумного «натаскивания» молодежи через неофициальную систему репетиторства. Никто из горячих сторонников ВНО в Украине не задается вопросом, почему лучшие университеты мира набирают пополнение по собственным методикам. Что произошло бы с этими университетами, если бы они десятилетиями получали первокурсников, подготовленных шаблонно и оцененных по методике, нечувствительной к креативным способностям человека и подобной сдаче экзаменов на водительские права? Поклонники ВНО апеллируют к аргументам о коррупции в образовании, не предполагая даже, что в Украине могут существовать университеты, для которых высшие достижения и собственный престиж важнее любой мелочной выгоды.

Таким образом, настало время лечения тяжелых болезней образования. Рецепты просты. Прежде всего - повышение престижности и социальной защиты учителя школы и преподавателя вуза, поддержка научных школ университетов с критически важных направлений подготовки кадров и научных исследований, укрепление учебно-лабораторной базы учебных заведений всех уровней, замена их программ подготовки на такие, которые будут обучать школьников и студентов думать и решать нестандартные задачи, а не просто зазубривать шаблонные решения.

Замена же этих очевидных шагов шумным псевдореформированием по форме, а не по содержанию уменьшает в Украине носителей сложных наукоемких знаний и отвергает ее на обочину прогресса.

Михаил Згуровский, председатель ассоциации
ректоров технических вузов Украины,
ректор НТУУ "КПИ", академик НАН Украины

x

Електронний кампус

Інформаційні ресурси

Викладачі КПІ

GitHub репозиторій