Киевскую политехнику можно назвать "трижды исследовательским университетом". Судите сами: в 2007-м в соответствии с приказом МОН Украины №501 начат пилотный проект "Исследовательский университет", осенью того же 2007 года постановлением КМ Украины утвержден Устав НТУУ "КПИ" с определением его как "национального самоуправляющегося (автономного) государственного высшего учебного заведения исследовательского типа ", а уже в феврале этого года Кабмин своим постановлением подтвердил нашему университету статус исследовательского с предоставлением соответствующих преференций.

Об обеспечении качества образования, что является одной из основных задач исследовательского университета, рассказал первый проректор НТУУ "КПИ" академик НАН Украины Ю. И. Якименко.

- Юрий Иванович, предоставление университету статуса исследовательского свидетельствует о его лидерских позициях в сфере образования и науки Украины. А как сегодня выглядит КПИ по сравнению с другими учебными заведениями?

- Хочу обратить внимание, что критерии исследовательского университета, заложенные в наших нормативных документах, выше, чем определены постановлением КМ Украины. И мы продолжаем следовать "нашим", не снижая планки.

Если сравнивать КПИ с другими вузами, то мы, как и в прошлом году, по Рейтингу-2009 вузов Украины делим 1-2-ю строчки с КНУ им. Т.Шевченка. Но это не повод для успокоения. Потому что должны ориентироваться на мировых, европейских лидеров. Сравнивая показатели мирового рейтинга ведущих университетов мира с показателями НТУУ "КПИ", видим: соотношение студенты / преподаватели в Гарвардском (ГУ) и Кембриджском (КУ) университетах составляет 4: 1, в КПИ - 12: 1; процент иностранных студентов от общего количества в ГУ и КУ - 21-23, в КПИ - 1,7; количество защищенных кандидатских (от количества магистров и аспирантов) в ГУ - 6,7; КУ - 15,7; в КПИ - 2,2; процент магистров и аспирантов от общего количества студентов в ГУ - 50,5; КУ - 33, в КПИ - 13,4; Н-индекс (индекс цитируемости публикаций) в ГУ - 393, КУ - 356, в КПИ - 25.

- Как же нам достичь таких высоких показателей? Из чего они состоят?

- Наиболее известный показатель оценки - это международный и национальный рейтинги университета. Показатели рейтингов состоят из результатов деятельности подразделений, наших преподавателей. О рейтинге кафедры, факультета свидетельствуют результаты мониторинга качества подготовки специалистов, оценка научно-педагогического потенциала подразделения (квота магистров), данные по показателям преподавателей. Рейтинг преподавателя определяется по видам деятельности - учебно-методической, научно-инновационной, организационно-воспитательной.

- То есть основой любых рейтингов вузов есть ...

- Качество подготовки специалистов. Именно это характерно для исследовательского университета. Составляющие качества строятся на основе треугольника знаний "образование-наука-инновации" и зависят от качества абитуриентов и контингента студентов, качества учебных программ, научного и методического обеспечения, качества кадрового состава, уровня финансового и материально-технического обеспечения и тому подобное. Наш ориентир - мы можем набрать столько студентов, сколько сможем научить качественно, в соответствии с кадровым потенциалом и материально-технической базой университета.

- Так количество первокурсников каждый год разное? Охарактеризуйте их, пожалуйста.

- За последние пять лет количество первокурсников по госзаказу уменьшилась с 5 тыс. человек до 3,8 тыс. Соотношение количества студентов к количеству преподавателей значительно улучшилось. В этом году на дневную форму обучения по программе подготовки бакалавров принято всего 4302 человека, магистров - 1733. Что интересно, первокурсников мужского пола стало немного больше - 75% (70% в 2005-м), женского - 25% (33% в 2007- м).

Средний конкурс по заявлениям (госзаказ) составил 4,5. Наибольший наплыв наблюдался на ФЛ, ФСН, ФММ, ВПИ, ФИВТ, ФПМ, ИТС, ФТИ, ММИФ, ФАКС, ИПСА. Мы никогда не ставили целью набор контрактников сам по себе. Планка одинаково высока и для студентов-бюджетников, и для контрактников. НТУУ "КПИ" - единственный вуз, который требовал от абитуриентов наличия тестов по физике и средний балл внешнего независимого тестирования (ВНО) по профилирующим предметам не ниже 150.

Система довузовской подготовки, ранее "поставляла" более 80% первокурсников, сейчас дала только 42%. В рамках программы "Будущее Украины" мы эти 42% сохранили, и, как показывает предварительный анализ, они оправдали себя.

- Кто же они - первокурсники КПИ? Как зарекомендовали себя в качестве студентов?

- Более 85% первокурсников имели вступительный балл по математике более 170. Как эти результаты коррелируют с результатами сессии? Преимущественно хорошие оценки получили студенты, которые имели более высокие баллы ВНО. Но о полном соответствии речь не идет, корреляция составляет 50%.

Проведенный анализ выявил почти полное отсутствие корреляционной связи (r = 0,0825) результатов экзамена и баллов сертификатов ВНО по физике: 45,3% студентов, которые имеют в сертификате ВНО от 191 до 200 баллов, показали на экзамене низкий уровень подготовки ( оценки F, Fx, Е и D); 28% студентов, которые имели в сертификате ВНО 200 баллов (!), получили на экзамене только E или Fx; 49,8% студентов, которые имели в сертификате ВНО от 171 до 180 баллов, получили на экзамене только Fx или Е. Кстати, мы сравнивали с оценками школьных аттестатов, там корреляция лучше.

- А где нам брать наших будущих абитуриентов?

- Не будем говорить о системе тестирования в целом, но ясно одно: эта система не работает, чтобы найти своего абитуриента к своему университету, тем более для технических университетов. Поэтому программа "Будущее Украины", которую мы начали, системой конкурсов, олимпиад, выставок позволяет в определенной степени привлечь то или иное количество студентов. Нет у нас сейчас другого источника, поэтому необходимо развивать эту программу. И не за счет прямых льгот, а за счет приобщения школьников к техническому творчеству решать вопросы привлечения абитуриентов. Чтобы они из участников программы превратились в наших студентов. Как показывает практика, они имеют высокие баллы ВНО. Но факультеты работают с этой программой достаточно неравномерно. Вот ИПСА, ТЭФ, ИФФ, технический лицей организовали ряд мероприятий. Наибольшее количество студентов, принявших участие в программе "Будущее Украины" и стали студентами КПИ, учатся на ТЭФ, ФЭЛ, ПСФ, ИХФ, ММИ, ФЕА.

В системе довузовской подготовки в этом году учится 1800 слушателей, из них 60% - киевляне.

- О наборе первокурсников мы поговорили достаточно основательно. Теперь хотелось бы услышать несколько слов о нынешнем приеме в магистратуру.

- В магистратуру вступили 1752 человека, из них 90% на бюджетную форму обучения, 3% поступивших пришли из других вузов. Это очень мало. Чтобы более полно соответствовать статусу исследовательского университета, мы должны иметь лучшую конкурсную ситуацию при поступлении в магистратуру, отбирать действительно лучших студентов и давать им возможность работать. С 99 кафедр 68 практически не имели конкурса в магистратуру.

Интегральный рейтинг, который определял возможности вступления, имел 4 составляющие: академическую, творческую, профессиональный экзамен, что является наиболее весомым для этой оценки, и экзамен по иностранному языку. (Кстати, КПИ ввел экзамен по иностранному для магистров 2 года назад, с этого года приказом Минобразования его ввели во всех вузах.)

- А теперь расскажите, пожалуйста, о выпускниках этого года.

- Было выпущено более 4 тыс. бакалавров, 2,5 тыс. специалистов и более 1300 магистров. Запросы на специалистов по большинству факультетов превышали выпуск и составили, например, на ПСФ, ХТФ, ФЕА, ИФФ более 150%. Уже два года мы учитываем запросы только тех предприятий, которые заключают соглашения с соответствующими подразделениями университета на подготовку специалистов. Там же есть пункт, предусматривающий организацию практик для студентов.

Динамика выпуска за последние годы - на уровне 75% от набора. 15% выпускников получают дипломы с отличием. Отмечу, для нас важно, чтобы темы бакалаврских работ находили воплощение в магистерских исследованиях и имели реальное направление. Но нам еще нужно много работать, чтобы проекты наших выпускников были действительно реальными. Такими, как мы видим, например, в музее, где выставлены проекты наших предшественников, которые создавали реальные мосты, сложные объекты и тому подобное.

Минэкономики оценивает эффективность нашей работы по комплексному показателю "прием-выпуск", в лидерах здесь ФИВТ, ФММ, ФЛ, ФТИ.

К факторам повышения конкурентоспособности выпускников я бы отнес сквозную подготовку по иностранным языкам; углубленное изучение ИТ с использованием собственной информационной инфраструктуры; возможность получения второго (параллельного) высшего образования, реализацию программ двойного диплома с европейскими университетами.

- Как оценивают воспитанников Киевской политехники на рынке труда?

- По данным центра "Социо +", есть информация об отзывах работодателей о наших выпускниках: более 90% опрошенных работодателей отметили, что квалификация выпускников КПИ соответствует требованиям к работе; 61% отметили высокий уровень профессиональной подготовки выпускников; почти 90% считают, что знания выпускника с его специальности соответствуют современному состоянию производства и бизнеса; 80% назвали высоким уровень владения иностранным языком; на уровне 76-85% определена готовность выпускника учиться, усваивать новое в работе, владеть современными информационными технологиями и программными продуктами, представлять результаты своей работы. И наряду с этим отсутствие практической подготовки отметили 50% работодателей, 17% - отсутствие навыков работы со служебными документами, 13% - низкий уровень трудовой дисциплины. При этом 82% работодателей согласны, что диплом НТУУ "КПИ" свидетельствует о высоком уровне профессиональной подготовки. Но надо, чтобы это было 100%.

- Следующая составляющая качества подготовки специалистов - соответствующее учебно-методическое обеспечение учебного процесса.

- Этот вопрос и сложный, и комплексный. Для каждой кафедры уже выдано целый комплекс методических указаний, касающихся научно-инновационной деятельности и др., они доступны на сайте департамента. Было проведено собрание всех преподавателей на всех факультетах, и к ним было доведено соответствующую информацию. Вместе с КНУ им. Т.Шевченка мы провели научно-практическую конференцию, которая касалась методического обеспечения учебного процесса, в том числе подготовки магистров - "Проблемы обеспечения качества высшего образования Украины в условиях интеграции в Болонский процесс".

Если не будет обеспечено качество магистерских работ, то само понятие "магистр" дискредитирует себя. Качество магистерской подготовки обеспечивается: формированием "квот магистров" (отражает научно-педагогический и научный потенциал определенной кафедры); назначением высококвалифицированных руководителей магистерских программ (специальностей); повышением требований к научным руководителям магистерской подготовки, преподавателям учебных дисциплин магистерских программ, уровню лабораторного и информационного обеспечения учебного процесса; качественному отбору в магистратуру наиболее подготовленных студентов.

- Можно ли назвать подразделения, где студенты учатся и работают на самом современном оборудовании?

- Качественные магистерские исследования могут быть выполнены и внедрены на базе научного парка "Киевская политехника". Это неотъемлемая структура исследовательского университета, которую имеет только КПИ. Есть положительные примеры: на международном салоне представители научного парка студенты ФТИ и ПСФ за изобретения получили одну золотую и две бронзовые медали. Но эту возможность, к сожалению, используют очень мало. ЗФ, ММИФ, ФЭЛ, ММИ имеют хорошие наработки с академическими институтами НАН Украины на базе общих подразделений, ФАКС успешно сотрудничает с АНТК Антонова и др. На ИФФ создан Центр электронной микроскопии, 12 факультетов участвуют в его работе, что является положительным примером. Созданы совместные центры с ведущими фирмами и компаниями, где есть возможность учить наших будущих специалистов. Это, в частности: лаборатория "Майкрософт-КПИ" (ФИВТ) академия CISCO (ИПСА, ФИВТ) лаборатория "Фест" (MMI); лаборатория "Mотоrola-КПИ" (ФАКС ФПМ) центр "Квазар-Микро-КПИ"; лаборатория ВПИ "Пресса Украины"; предприятия и организации энергетической отрасли ( "Киевэнерго" ТЭЦ, "Теплосети") языковый центр "КПИ-Тауэр"; Украинско-японский центр, украинско-корейский центр.

- Наши студенты, преподаватели и сотрудники имеют широкий доступ к информационным ресурсам через Интернет. А как представлен НТУУ "КПИ" в этой сети?

- Был проведен конкурс на лучший веб-сайт структурных подразделений университета. Его цель - совершенствование предоставления информации о деятельности НТУУ "КПИ" и его структурных подразделений, освещение лучшего опыта и улучшение учебной, научной, профориентационной и инновационной деятельности за счет использования информационных технологий. Относительно участия в конкурсе проанализировано 26 сайтов факультетов (институтов) и 88 сайтов подразделений университета. По критериям конкурса оценены 25 сайтов.

Победители конкурса: среди факультетов - СФ, среди подразделений - кафедра автоматизации управления электротехническими комплексами ИЭЭ.

- Давайте поговорим о кадровом обеспечении учебного процесса.

- НТУУ "КПИ" - важное и известное учебное заведение, с признанными в мире научными школами. Средний возраст преподавательского состава - 51,5 года. Работа по формированию молодого поколения преподавателей производится постоянно и дает свои результаты. Подразделения, где преобладают молодые сотрудники, - ФЛ, ФММ, ФПМ, ФБТ, ММИФ, ВПИ, ФТИ, ФСП. Почтенные по возрасту - ТЭФ, ФМФ, ФЕА, ФАКС, РТФ.

Наши преподаватели должны повышать свою квалификацию не только формально, но и фактически. По данным Учебно-методического комплекса "Институт последипломного образования", получили новые знания по информационным технологиям 347 слушателей, английского языка - 120, разработке веб-сайтов - 98. На протяжении года значительно увеличилось количество программ, предлагаемых для повышения квалификации, и количество слушателей, прошедших обучение. 35 кафедр участвуют в этом процессе.

- И несколько слов о материально-техническом обеспечении.

- Благодаря статусу нашего университета мы имеем существенное финансовое обеспечение, динамика увеличения должностных окладов достаточно заметна. За последние годы в 2,5 раза увеличились поступления в бюджет университета. Коэффициенты качества развития по структурным подразделениям имеют положительную динамику. На сегодняшний день учебные помещения университета соответствуют количеству наших студентов. Всего имеем 1655 помещений (на 50093 посадочных места), из них аудиторий - 461, лабораторий - 856, компьютерных классов - 209 и др. Но это только та база, на которой мы должны делать свои шаги.

- В заключение, какие мероприятия для обеспечения качества образования должны быть осуществлены в НТУУ "КПИ"?

- Реализуя модель исследовательского университета, считаю главной задачей университета, департамента учебной работы, институтов, факультетов и кафедр обеспечение высокого качества подготовки выпускников университета на основе улучшения контингента студентов, качественного состава преподавательских кадров, внедрения новых методов и технологий обучения, усиления фундаментальной и практической подготовки, глубокой интеграции учебного, научного и инновационного процессов.

Нужно обеспечить дальнейшее развитие программы "Будущее Украины", формировать контингент абитуриентов на основе разветвленной системы довузовской подготовки.

Постоянного совершенствования требует система мониторинга и оценки деятельности всех участников учебно-научно-инновационного процесса: студентов, преподавателей, отдельных подразделений университета.

Мы должны определить основную инновационную составляющую подготовки в программах профессионального обучения, курсовых и дипломных проектах, магистерских диссертациях, научной работе студентов и тому подобное. Совершенствовать критерии отбора на обучение и систему подготовки магистров на основе треугольника "образование - наука - инновации».

Осуществлять подготовку магистров мы должны на основе академической модели с глубокой исследовательской составляющей, распространять практику подготовки по интегрированным программам "магистр - кандидат наук".

Мы будем усиливать ответственность научно-педагогических работников за результаты своей учебной и научной деятельности в соответствии с критериями исследовательского университета, продолжать реализацию программы "Кадры", направленную на омоложение профессорско-преподавательского состава, привлекать к педагогической деятельности выпускников аспирантуры и магистров.

Поскольку решающими критериями оценки деятельности кафедр является уровень и конкурентоспособность их в подготовке специалистов по современным требованиям, продолжим работу по установлению тесных связей с работодателями на основе соглашений о сотрудничестве.

Нужно завершить работу по созданию целостной информационной системы учебного процесса и управления университетом, обеспечить в течении 2010-2011 гг. разработку учебных планов подготовки бакалавров, специалистов и магистров в соответствии с уровнем требований исследовательского университета с учетом учебной, научной и инновационной составляющих подготовки специалистов.

Нуждается в постоянном обновлении материально-техническая база кафедр и факультетов, что позволит готовить специалистов в соответствии с требованиями рынка труда.