Сегодня инновационная экономика нуждается в специалистах с широкими взаимодополняющими компетенциями, которым присущи такие качества, как лидерство, креативность, инновационность, решительность, готовность брать на себя ответственность.
Рынок сформировал целый ряд требований к бизнес-образования, не реализуются только через наполнение студентов знаниями.
От нас ожидают умения научить, как знание использовать, как принимать управленческие решения в условиях постоянной нестабильности и высокого риска, как учиться непрерывно, приобретая новые знания и приобретая новых компетенций.
Международный университет финансов, который начал свою деятельность в 1993 году и составляет с НТУУ "КПИ" единый учебно-методический комплекс, ориентированный именно на предоставление необходимой системы знаний и компетенций по экономике, финансам и менеджменту на основе широкого использования современных учебных программ, инновационных методик и технологий обучения.
Сегодня университет видит свою миссию в подготовке специалистов международного уровня, способных обеспечивать устойчивое развитие национальной экономики в XXI в.
Для ее реализации была выбрана модель управления университетом, которая сейчас характерна для абсолютного большинства лидеров мирового бизнес-образования. Эта модель основана на двух принципах.
Первый принцип - концентрация усилий на создании собственных уникальных ресурсов и компетенций: 1) высокоинтеллектуальный потенциал; 2) диверсифицированный портфель образовательных программ; 3) глобализированы профессорско-преподавательский состав и контингент студентов; 4) финансовый потенциал, адекватный миссии МУФ на основе многоканального финансирования.
Второй принцип - постоянная оценка своей деятельности с помощью критериев, отвечающих требованиям рынка труда, ожиданиям корпоративных и академических партнеров в Украине и за ее пределами.
Сегодня невозможно говорить о высоком уровне бизнес-образования, если не учитывать международные стандарты качества интеллектуального потенциала университета.
Наиболее стратегически важным активом университета является его профессорско-преподавательский состав. Спецификой квалификационных требований к преподавателям является баланс теоретических знаний и бизнес-практики, а также навыков работы по программам магистерского уровня, и прежде всего МВА.
Бизнес-образование требует от преподавателей глубокого понимания логики развития и проблем современной экономики и бизнеса, инновационных подходов к учебному процессу, владения нестандартными, в том числе интерактивными методами обучения.
Различия между классическим подходом к образовательной деятельности и инновационным подходом, который реализует МУФ, можно проиллюстрировать таблицей.
|
«Классический» подход | Инновационный подход (МУФ) |
Выпускник | Менеджер | Бизнес-Лидер / Предприниматель |
Подход к содержанию | Управление как наука (Академичность, передача научных знаний) |
Управление как практическое искусство (Формирование навыков и компетенций) |
Методы | Лекции и семинары (Запомнить и повторить) |
Проекты, деловые игры, тренинги (Освоить и закрепить) |
Исследование | исследования ради исследований | исследования ради бизнеса (В рамках разработки проектов развития) |
Инновационный подход предусматривает обучение через практические действия. Образовательный процесс в МУФ включает широкий спектр консалтинговых проектов, тренингов, имитационных систем, кейсов, мастер-классов. Формирование компетенций будущих специалистов достигается путем приобретения и передачи знаний, обучения технике, развития личностных качеств, представленных в таблице на примере формирования компетенций по разработке и реализации инновационных проектов.
Поэтому, исходя из миссии университета, в первую очередь инвестиции направляются на наращивание высокопрофессионального штата преподавателей и сотрудников. Так, уже в этом учебном году дополнительно к нынешним штатных преподавателей привлечены на постоянной основе 6 профессоров, докторов наук, 5 кандидатов экономических наук, доцентов. Но этого не достаточно.
Профессиональные преподаватели должны быть творцами новых знаний, центром интеллектуальной работы в университете. Для этого есть только один путь - собственные научные исследования, тесное сотрудничество с реальным бизнесом, зарубежными университетами и бизнес-школами.
С целью обеспечения связи учебного процесса, науки, инноваций и бизнеса МУФ концентрирует внимание на формировании собственных научных школ, организует сотрудничество с академическими и отраслевыми научными организациями в сфере инновационных технологий. С этой целью, в частности, осуществляются научные исследования в режиме выполнения конкретных проектов, научно-прикладных работ для промышленных предприятий, используя интеграционный потенциал комплекса НТУУ "КПИ" - МУФ. Следует заметить, что руководство университета считает необходимым развивать научную и предпринимательскую деятельность студентов. На данном этапе студенты участвуют в работе научных кружков при кафедрах, отечественных и международных научных конференциях, демонстрируют свои знания в различных конкурсах. Лучшие выпускники университета поступают в аспирантуру по специальности "Экономика и управление предприятиями".
Кроме того, МУФ будет и дальше развивать институт зарубежных и отечественных профессоров на условиях обмена, повышать квалификацию преподавателей путем стажировки в ведущих зарубежных университетах и бизнес-школах.
Для обеспечения постоянного профессионального развития в университете создается Центр развития, который обеспечит доступ к лучшим образцам мето-
ских материалов, даст возможность изучения новейших методик и освоение передовой практики преподавания специализированных дисциплин.
Согласно выбранной бизнес-модели и принятым решением по ее внедрению МУФ реализует диверсифицированный портфель программ бизнес-образования на уровне бакалавриата, магистратуры, аспирантуры, а также MBA, ЕМВА по направлениям:
"Финансы и кредит",
"Менеджмент",
"Экономика предприятия",
"Банковское дело".
Эти программы дают выпускникам возможность значительно повысить свою рыночную стоимость. На сегодня разработаны и готовятся к открытию магистерские программы: "Международный бизнес", "Управление инновациями", "Управление человеческими ресурсами", "Финансы корпораций" и другие. В ближайшее время усилия будут сосредоточены на внедрении международной программы Executive MBA для руководителей и владельцев фирм (1,5 года), которая разрабатывается совместно с Высшей коммерческой школой Парижа (НЕС Paris), и очной программы МВА - с Чикагской школой бизнеса. Это будут две основные сферы роста университета.
Кроме учебных программ, университет реализует краткосрочные корпоративные программы и программы повышения квалификации для руководителей и менеджеров компаний и владельцев бизнеса. Программы ориентированы на формирование менеджерских компетенций, выработку эффективных подходов к принятию решений и их реализации ( "Бухгалтерский учет и налогообложение", "Финансово-инвестиционный менеджмент", "Международный учет и анализ", "Трансфер технологий", "Управление проектами").
Все эти программы отличаются по многим важнейшим характеристикам (целевыми аудиториями, продолжительностью и т.д.), что, с одной стороны, часто требует индивидуального подхода к управлению развитием каждой программы, а с другой - позволяет одновременно успешно позиционироваться на разных сегментах рынка бизнес-образования и добиваться определенных синергетических эффектов.
Хотелось бы более подробно остановиться на программе "Второе образование", в рамках которой осуществляется подготовка бакалавров и магистров по направлениям подготовки: "Финансы и кредит", "Менеджмент", "Экономика предприятия", "Банковское дело".
Одним из главных целевых сегментов, на который ориентирована данная программа, являются студенты технических факультетов НТУУ "КПИ". Сегодня ни у кого не вызывает сомнения, что успешная деятельность технических специалистов в бизнесе возможна только при дополнении их профессиональных компетенций глубокими знаниями в сфере экономики, финансов, менеджмента, предпринимательства и инноваций. Особенно это касается тех студентов, которые планируют осуществить успешную карьеру, стать руководителями или создать собственный бизнес. Важно подчеркнуть, что размещение НТУУ "КПИ" и МУФ в одном кампусе и их организационно-методическая интеграция предоставляет существенные конкурентные преимущества студентам технических факультетов "КПИ" по сравнению со студентами других учебных заведений:
получение диплома государственного образца по ускоренной программе в течение двух (бакалавр) или трех (магистр) лет;
отсутствие потребности в сдаче вступительных экзаменов, поскольку зачисление происходит на основе собеседования;
адаптация учебного процесса МУФ к техническим специальностям НТУУ "КПИ";
сбалансированность теоретического и практического обучения, комбинированная форма организации занятий (работа в малых группах, через реализацию проектов, тренинги, круглые столы);
эффективное сочетание классического университетского образования с современными международными образовательными тенденциями;
проведение занятий в вечернее или в другое удобное для студентов время (очно-заочная и дистанционная формы обучения);
обеспечение широкого доступа к образовательным ресурсам, получения полного пакета современного учебно-методического обеспечения и постоянное взаимодействие с преподавателями, в аудиториях НТУУ "КПИ" по соответствующему согласованному расписанию;
обучение по современным прогрессивным технологиям и программам на основе компетентностного подхода, которые отвечают потребностям глобального бизнеса;
льготная стоимость обучения и предоставление скидок на обучение на краткосрочных специализированных курсах профессиональной подготовки и повышения квалификации;
прохождение преддипломной и профессиональной практики в финансовых учреждениях и на промышленных предприятиях.
Особенно важно, что студенты "КПИ", приобретая параллельную второе образование в МУФ, получают по окончании обучения в дополнение к диплому "КПИ" второй диплом специализированного университета в сфере финансов, экономики, международного бизнеса, менеджмента и инноваций. Это значительно усиливает конкурентные позиции таких выпускников на рынке труда. Подтверждением этого является то, что около 30% выпускников НТУУ "КПИ" - МУФ работают именно на должностях ведущих менеджеров промышленных предприятий, возглавляют международные компании, основали собственный бизнес и т.
Следует также отметить, что выпускники второго образования МУФ получают дополнительную перспективу - присоединиться к проектам "Двойной диплом" и получить диплом в сфере экономики, маркетинга, менеджмента, финансов в University of Indianapolis (США, штат Индиана), University of Le Mans (Франция) по образовательно-квалификационным уровням "бакалавр" и "магистр". Эти программы основаны Университетом с 2009 года. При этом следует заметить, что для успешной реализации проектов "Двойной диплом" Университет обеспечивает углубленное изучение студентами делового английского, а с 2010 года вводятся интенсивные курсы делового французского языка.
Реализация этих программ дает возможность выпускникам расширить коммуникационный международный уровень, получить престижную работу в ведущих отечественных и глобальных компаниях.
В этом контексте одним из ключевых приоритетов деятельности университета является широкое развитие международного сотрудничества с ведущими зарубежными университетами, бизнес-школами и компаниями.
Университет участвует в международных программах, активно сотрудничает с компанией CISCO, Бюро "КампьюсФранс", Украинская-японским центром, Немецкой службой академических обменов DAAD, ведущими учебными заведениями России, США, Германии, Франции, Польши и др.
Итак, понимание задач, которые стоят перед современной бизнес-образованием в глобализированном мире, и путей и методов их решения являются основой для реализации миссии Международного университета финансов по подготовке высококвалифицированных специалистов - лидеров бизнеса.
Л.Г.Смоляр, ректор МУФ, профессор