В КПИ продолжалось интенсивное строительство. 1970 г. в новом лабораторном корпусе площадью более 10 тыс. м2 отпраздновал новоселье факультет радиоэлектроники. Продолжалось строительство корпуса факультета горной электромеханики, были начаты работы по сооружению корпуса теплоэнергетического факультета. Институтская научно-техническая библиотека насчитывала на 1 июля 1970 г. более 1,5 млн. книг по всем отраслям. Она обслуживала 24135 читателей.

1970 г. в КПИ насчитывалось 1632 штатных преподавателя, более 2 тыс. специалистов по производству и НИИ, которые работали на условиях почасовой оплаты. Они руководили курсовым и дипломным проектированием, производственной практикой студентов. В составе института насчитывалось 113 кафедр, всеми формами обучения было охвачено 31 206 студентов, из них на стационаре - 16119, на вечернем - 6490, заочном и общетехническом - 8106 (вместе с филиалами); на кафедрах института обучалось 522 аспиранта, из них 196 - без отрыва от производства; овладевали знаниями 490 студентов из 37 стран мира.

Развивалась вузовская наука, укреплялась связь с производством. Расширялись исследования в области газодинамики и теплообмена, технологии основного органического и неорганического синтеза, развивалась школа теоретических основ электротехники, продолжались работы по созданию новых методов радиосвязи, телевидения и радиолокации. Плодотворной была научная деятельность проблемных лабораторий теплообмена и газодинамики, диэлектриков и полупроводников, ингибиторов кислотной коррозии, компенсирующих преобразователей, гидроакустики и радиоприемных устройств, химического машиностроения, синтеза волокнообразующих полимеров и др. Укреплялись творческие связи с вузами зарубежных стран. В течении 1966-1970 гг. было подготовлено около 16 000 молодых специалистов для народного хозяйства страны, что составляло почти треть общего количества инженеров, подготовленных за все время существования вуза.

1971г. ректором КПИ был назначен проф. Г. И. Денисенко, который до этого возглавлял Львовский политехнический институт. В течении 70-х - первой половины 80-х годов он сделал весомый вклад в развитие вуза, особенно его материально-технической базы.

В первой половине 70-х годов осуществлялась подготовка специалистов по 58 специальностям. Было открыто спецфакультет автоматизированных систем управления (1972) и сварочный факультет (1975). 1975 г. факультет автоматики и электроприборостроения было разделено на два: систем управления и электроприборостроения и вычислительной техники. Тогда же на вечернем отделении были созданы факультеты електрорадиоавтоматики и механико-энергетический. Некоторые из факультетов были переименованы: механико-технологический - в механико-машиностроительный (1974), физико-технологический - в инженерно-физический (1975).

Совершенствование структуры КПИ распространилось на его филиалы: в 1971/72 у. г. винницкий филиал выделился в отдельный вуз. С тех пор КПИ был представлен базовым институтом с филиалом в Чернигове и Житомирским ВТФ, который в 1975 г. также преобразовано в филиал КПИ. Вследствие изменений по состоянию на 1 января 1976 г. в институте и его филиалах работало 25 факультетов, из них в Киеве - 18.

Учебному процессу была присуща четкая дифференциация специальностей в пределах одной инженерной квалификации, что привело к рассеиванию научно-педагогических кадров, образования мало-численных кафедр, чтения небольших по объему (50-60 ч.) курсов. Отсюда нерациональное использование учебных площадей, что негативно влияло на лабораторную базу и ее оснащение.

Согласно требованиям научно-технического прогресса создавались новые кафедры и открывались новые специальности. Так, в 1971 г. основано кафедру гидропневмоавтоматики и гидропривода, впервые открыта специальность - электроизоляционная и кабельная техника; в 1973 г основано кафедру прикладной математики, а также специальности - физико-химические исследования металлургических процессов и конструирование и производство электронно-вычислительной аппаратуры; в 1974 г. возникли кафедры кибернетики химико-технологических процессов, теоретической электроники; 1975 г.- кафедры физики металлов и электроприборостроения; 9 кафедр было реорганизовано. Итак, в конце 1975 г. работало 105 кафедр, из них 82 в базовом институте, которые готовили специалистов по 56 специальностям.

В начале 70-х годов в качестве эксперимента было одобрено концепцию подготовки специалистов по таким шести основным направлениям: общественно 'политическая подготовка, привитие студентам навыков будущего руководителя коллектива; подготовка в области экономики, управления и организации производства; воспитание интереса к творческой самостоятельной научно-исследовательской работе; проектно-конструкторская подготовка и овладение основами профессии проектировщиков-конструкторов; технологически эксплуатационная подготовка и освоение рабочими специальностями [5, с. 4]. Учебные дисциплины группировались вокруг этих направлений, которые, по замыслу, должны были стать своеобразными центрами формирования необходимых профессиональных качеств будущих инженеров. Соответствующие направления и кафедры закреплялись за отдельными проректорами. На факультетах создавались секции, а на кафедрах - группы, руководство которыми осуществлялось заместителями деканов по данному направлению, а на кафедрах - заместителями заведующего кафедрой.

Реально эта система управления оправдала себя лишь частично. Основным ее недостатком было то, что единый процесс функционирования вуза искусственно разъединялся, а «стыковки» его частей организационно и методически не обеспечивалось. Кроме этого, упомянутую систему управления было введено в приказном порядке, без предварительного обсуждения на кафедрах и в подразделениях. Этим и объяснялось неприятие ее частью коллектива, формальное отношение к ней, и как следствие - низкая результативность. Такая практика отражала и другие застойные явления в жизни института, которые наблюдались в 70-х - первой половине 80-х годов. Однако, ясно, что застой не был абсолютным, и в решении ряда вопросов вузовской жизни за это время были достигнуты определенные успехи, о чем идет речь ниже.

Потребности народного хозяйства страны обусловили дальнейший рост числа студентов. Так, в КПИ вместе с филиалами на всех формах обучения оно увеличилось с 31 151 в 1971 г. до 33 830 в 1975 г., то-есть на 8,6%; число студентов дневного отделения возросло с 16 974 до 18 934 человек, то есть на 11,5%, вечернего - на 9%, заочного - на 1,6%.

Основным источником пополнения института оставалась средняя школа, поэтому в вузе проводилась значительная работа по привлечению наиболее подготовленной молодежи. С этой целью ежегодно устраивались дни открытых дверей, во время которых выпускники школ и рабочая молодежь знакомились с историей и традициями КПИ и его факультетов, лабораториями и учебными кабинетами. Традиционными стали ежегодные выступления заведующих кафедрами, деканов факультетов, преподавателей института в школах Киева и области с рассказами о научных достижениях КПИ.

Улучшилась работа подготовительных курсов, созданных сначала на семи, а с 1974/75 у. г.. на всех факультетах. Ежегодно здесь обучалось до 3 тыс. абитуриентов, в основном на 8-месячных курсах. Для улучшения организации приема в вуз был использован опыт привлечения учителей средних школ к работе в предметных комиссиях [6, с. 34]. В КПИ работало подготовительное отделение, контингент которого постоянно рос: если в 1971 г. там обучалось 225 человек, то 1975 г.- 520. Большое внимание уделялось вопросам качественного приема, большинство абитуриентов составляла молодежь, получившая рекомендации предприятий или колхозов, а также демобилизованные из рядов Советской Армии [7, с. 41].

В соответствии с ростом числа студентов увеличился и выпуск специалистов. В течении 1971-1975 гг. их было подготовлено 23 тыс. человек, в том числе на дневном отделении - 13 173, вечернем - 4793, заочном - 5442 человек. Заметим, что число выпускников дневного отделения увеличилось на 20,2%, из них по Киеву - на 24,2%.

Коллектив КПИ проводил большую работу по подготовке иностранных специалистов. В 1971 -1975 гг. дипломы инженеров из 22 специальностей получили почти 400 иностранных студентов, более 50 человек закончили аспирантуру.

Значительно улучшился качественный состав профессорско-преподавательского коллектива. Если 1971 г. в институте работало 69 докторов наук и 558 кандидатов, то 1975 г.- соответственно 78 и 738. Следует отметить, что качественный рост профессорско-преподавательского состава происходил на собственной базе - 60% преподавателей высшей категории (профессоров, доцентов) были выпускниками КПИ.

Значительное внимание уделялось подбору административных кадров - деканов факультетов, заведующих кафедрами. Если 1971 г. среди деканов не было ни одного доктора наук, профессора, то 1975 г. с 18 деканов базового института таких стало 8, то есть 40%. 1975 г. 51 (61,4%) заведующий кафедрой был доктором наук, профессором.

В начале 70-х годов институт объединял 18 факультетов, подготовительное отделение, два филиала в Житомире и Чернигове, научно-исследовательский сектор с объемом хоздоговорных работ более чем на 13 млн руб., 16 проблемных и отраслевых лабораторий, опытно-экспериментальный завод, ремонтно-строительное управление. Для обеспечения нормального функционирования всех служб и подразделений возникла потребность в большом количестве работников. 1971 г. в базовом институте их было 4962, а в 1975 г.- 6394, то есть в 1,3 раза больше. Численность работников научно-исследовательского сектора за это время выросла с 1383 до 2777, то есть в два раза, в том числе кандидатов наук - с 69 до 121, то есть в 1,7 раза. Осуществлялись мероприятия по совершенствованию учебного процесса - обеспечение принципа непрерывности и последовательности обучения, повышения уровня преподавания; разработка системы контроля текущей успеваемости студентов в ходе учебного процесса; привлечение студентов к научной и исследовательской работе и тому подобное. К таким мерам относится подготовка в течении 1971 -1973 гг. новых учебных планов, которые должны были полностью отразить достижения науки, техники и технологии производства. На их основе кафедрами была разработана модель специалиста 80-х годов, которая включала требования к знаниям, навыкам, умениям, необходимых будущему выпускнику по всем дисциплинам учебного плана, а также формы и методы их усвоения.

Однако эта полезная работа была слишком заформализованная, в ней не приняли участия большинство преподавателей, вовсе не привлекались студенты. Составленные учебные планы вводились приказом, без предварительного обсуждения в низовых подразделениях.

Разработанные учебные планы предусматривали их дальнейшую унификацию для студентов I-III курсов в рамках института, IV курса - в пределах факультета, усиление подготовки в области фундаментальных наук (математики, физики, химии). С 1975 г. на всех курсах стационара обучение проводилось уже по новыми индивидуальными планами по 56 специальностям. В течении 1974/75 у. г. были разработаны планы по 25 специальностям вечерней формы обучения, что позволило студентам-вечерникам I-II курсов полностью перейти к обучению за ними, на других курсах оно было максимально приближено к этим планам.

В то же время усилилась экономическая подготовка студентов. Деканам и факультетским методическим комиссиям поручалось анализировать экономические части дипломных и специальных курсовых проектов, давать студентам специальные экономические задачи на период производственной практики [8, с. 69, 74]. Несколько повысился уровень методической работы. Методический совет института, факультетские и кафедральные методические комиссии координировали учебно-методическую работу на соответствующих уровнях. 1974 г. было разработано новое «Положение о методическом совете КПИ», согласно которому последняя работала под руководством проректора по учебно-методической работе и включала представителей различных кафедр, факультетов и других структурных подразделений. В составе методического совета КПИ было 18 постоянно действующих комиссий, в которые вошли опытные методисты - профессора А. И. Астахов, Г. Я. Ладиев, С. И. Черкасова, М. Ю. Иерусалимова, А. А. Квитка, доц. А. Ф. Богданова. Члены президиума методического совета КПИ принимали непосредственное участие в составлении планов работы методических комиссий и общевузовской группы анализа, систематически анализировали полученную информацию об учебном процессе и использовали ее.

Оживилась работа кафедральных методических семинаров, факультетских и общевузовских методических конференций, тематика которых охватывала различные аспекты учебно-методической работы. Анализировалась методика преподавания и изучения высшей математики студентами I курса, содержание экономических вопросов в курсах, которые читались; дисциплина и успеваемость студентов; методика проведения лабораторных работ; выборочный контроль и оценка его результатов; организация самостоятельной работы студентов; взаимосвязь дисциплин в учебном процессе; программируемый контроль (машинный и без-машинный); обеспечение студентов учебной литературой и тому подобное. Целенаправленная методическая работа осуществлялась, в частности, на кафедрах начертательной геометрии и инженерной графики, общей химии, электрических измерений, материалов и светотехники, радиотехнических систем и многих других.

По результатам проведенных исследований были разработаны рекомендации для внедрения в учебный процесс подготовленных и опубликованных методических разработок и статей, учебников и пособий. Всего за эти годы профессорско-преподавательским составом было выдано почти 150 учебников и учебных пособий, утвержденных в печати Минвузами СССР и УССР, 668 методических рекомендаций [29]. Разработаны новые учебные курсы: так, проф. Я. К. Трофименко и доц. И. С. Каширский составили курс «Машинное проектирование схем», который с 1972 г. читался на радиотехническом факультете. Курс влиял на преподавание фундаментальных наук, благодаря чему на радиотехническом факультете своевременно были пересмотрены программы учебных дисциплин в соответствии с требованиями научно-технического прогресса. Большое внимание в этом курсе уделено общей постановке задач проектирования.

Кафедра информационно-вычислительной техники внедрила в учебный процесс основные положения государственной системы обеспечения единства измерений в стране, а также осуществила меры по дальнейшему повышению достоверности научных исследований. На кафедре было создано учебно-методическую лабораторию по автоматизации научного эксперимента. Этому предшествовало издание учебника проф. П. П. Орнатского «Автоматические измерения и приборы», которому в 1973 г. была присуждена Государственная премия СССР в области науки и техники.

Одной из характерных черт развития КПИ в это время стало использование ТСО. Необходимо, однако, признать, что эффективность этого процесса оставалась низкой: так, в 1975 г. лишь 6% курсов велись в технизированных аудиториях [24].

В учебном процессе начала использоваться также ЭВТ. Первую ЭВМ было установлено 1962 г. на факультете автоматики и электроприборостроения в лаборатории, оснащенной вычислительными машинами «Днепр-21», «Раздан-2», «Мир-1», «Саратов-1», за следующее десятилетие парк ЭВМ увеличился до 28 машин, а в апреле 1973 г. в КПИ создано общеинститутскую лабораторию ВТ, основная цель которой заключалась во внедрении средств вычислительной и электронной техники в учебный процесс. Тогда же начал работу семинар по вопросам использования ЭВТ в процессе обучения, в котором приняли участие до 250 преподавателей института [25]. 1975 г. в КПИ насчитывалось 68 крупных и средних ЭВМ, по их типам были созданы специальные классы. Обучение студентов происходило по трем формам: групповые занятия с преподавателем; самостоятельная работа студентов по выполнению расчетов с курсового и дипломного проектирования; самостоятельные расчеты по линии СНО. Уже 1972/73 н. г.. в злотых обучалось 98, 1973/74 н. г.- 196, а 1974/75 у.г.- 390 академгрупп. Осуществлялись первые шаги по использованию ЭВМ в изучении общих курсов.