Дмитрий Павлович Григорович - украинский авиаконструктор, создатель первого гидроплана.
Родился в трудовой интеллигентной семьи. Учился в реальном училище, в 1902 г.. Поступил на механическое отделение Киевского политехнического института и начал посещать воздухоплавательный кружок КПИ. Здесь и "заболел" авиацией на всю жизнь.
Перед окончанием КПИ поехал в бельгийский город Льеж, где изучал аэродинамику и теорию двигателей. Первый свой спортивный биплан Г1 мощностью 25 лошадиных сил Григорьевич построил из бамбука и испытал 10 января 1910 Разработками Григорьевича заинтересовался Федор Терещенко, который также учился в Киевском политехническом институте и мечтал стать авиатором. Вскоре появились спортивные аэропланы - Г2 и Г3, где конструктором и исполнителем всех работ был Григорьевич, а меценатом - Терещенко.
С 1912 г.. Д.Григорович - технический директор завода 1-го Российского товарищества воздухоплавания. В 1913 г.. Сконструировал свой первый летающая лодка М-1, в 1916 г.. - летающая лодка М-9 и первый в мире гидросамолет-истребитель М-11. В сентябре 1916 лейтенант Ян Нагурский первым в мире сделал на летающей лодке М-9 две "мертвые" петли подряд; никому повторить "петлю Нестерова" на летающих лодках других конструкций не удалось.
За годы Первой мировой войны конструкторское бюро Д. Григоровича создало более 10 типов гидросамолетов. Они производились в США, Великобритании, Италии и Франции по проектам, которые продал за границу правительство России.
1 июня 1917 Григорьевич основал свой собственный исследовательский авиастроительный завод. Во время голода в Петрограде перебрался с семьей в Киев, потом - в Одессу. В 1919 гг. Работал в Екатеринославе, Симферополе, Севастополе. В 1922 г.. Григорьевича назначен техническим директором и начальником КБ Государственного авиационного завода №1 в Москве. В 1923 г.. С его участием спроектировано первый советский истребитель И-1, а через год - И-2. В 1925 г.. Конструктора назначен руководителем отдела морского опытного самолетостроения на Государственном авиационном заводе №23 в Ленинграде.
1 сентября 1928 Григорьевич был арестован, обвинен во вредительстве и заключен в Бутырскую тюрьму. В течение 1929-1931 гг. Работал в ЦКБ-39 ОГПУ вместе с М.Поликарпова. В апреле 1930 они создали истребитель И-5.
10 июля 1931 Дмитрий Григорьевич получил свободу. Газета "Правда" напечатала постановление Центрального исполнительного комитета СССР: "... Амнистировать ... Главного конструктора по опытного самолетостроения Григорьевича Дмитрия Павловича, который раскаялся в своих предыдущих поступках и напряженной работой доказал свое раскаяние. Наградить его грамотой ЦИК Союза ССР и денежной премией в 10 000 рублей" .
Весной 1938 Григорьевича назначают руководителем только что организованного КБ в Новосибирске. Но в Сибирь он не доехал: заболел и 26 июля того же года на пятьдесят шестом году жизни умер от лейкемии.
В общем Д.П. Григорович создал 80 самолетов различных типов, под его руководством работали С. Королев, С. Лавочкин, М. Камов, В.Шавров, которые впоследствии стали известными конструкторами авиационной и ракетной техники.