Статья 20 Конституции Украины декларирует, что малым Государственным гербом Украины является знак Княжеского Государства Владимира Великого - золотой трезубец.
Какой же смысл, какая история трезубца? Термин «трезубец» появился благодаря воле историка Карамзина. В своем фундаментальном труде - «История государства Российского», изданном в течении 1816 - 1828 гг., о знаке на монетах князей Киевской Руси он отметил: «подобный трезубец». И этим по сути внес путаницу.
В 1860-1862 гг. В Европе разгорелся спор, получивший название «двухлетней научной дискуссии», по поводу содержания и значения загадочного трезубца. Ведущие ученые континента так и не смогли разгадать его тайну. За последние 100 лет более 50 ученых - российских, украинских и других - попытались угадать происхождение и значение трезубца. Мнения их довольно расходящиеся. Существует более двухсот гипотез относительно трактовки трезубца: трезубец - это верхушка скипетра византийского или скифского царя; корона, голубь Святого Духа, хоругвь, якорь, нормандский лук, нормандский шлем, нормандский топор, конец нормандского копья и т.д.
Древнейшие археологические находки знака, похожего на трезубец, относятся к временам трипольской культуры IV - III тыс. до н.э. Следы его видим и в культуре эллинов, откуда вышла греческая культура, в греческих богов Зевса, Посейдона (он же Нептун), Плутона. Трезубец там был знаком власти. Впоследствии трезубец распространился под влиянием греческой культуры на другие культуры и этой дорогой зашел в Боспорское царство (Крым, Тамань, Тмутаракань).
Серебряная монета князя Владимира В результате непосредственных связей Киева с Боспорским царством и влияния греческой культуры трезубец распространился на Киевскую Русь. Трезубец сохранился на золотых и серебряных монетах князя Владимира, стал наследственным геральдическим знаком для его потомков и символом могущества Киевской Руси. Изображение трезубца имеют клейма на кирпичах Десятинной церкви в Киеве (986 - 996 гг.), Успенского собора во Владимире-Волынском (1160 г.), на камнях и кирпиче других государств, на оружии, перстнях, посуде.
В течении нескольких веков трезубец был распространен во всех княжествах Киевской Руси. Впоследствии претерпел изменения (двозуб), но все время сохранялась первоначальная Владимирова основа. Отдельные династические роды на украинских землях использовали трезубец как свое династическое знамя до XV века.
Трезубец, а вернее кресто-якорная символика, присутствовала в гербе Владимира Ольгердовича, который княжил в Киеве 1363 - 1394 годах. Сыновья его - Андрей и Олелько - также пользовались якорем перстнем. Изображение якоря-креста наносилось и на монету Галицкой Руси, что чеканилась во Львове. В том же XIV в. кресты-якоря или просто якоря в разные времена (вплоть до конца позапрошлого века) украшали гербы таких городов, как Винница, Прилуки, Бердянск, Городня, Зеньков, Николаев, Одесса.
В гербах гетманов Войска Запорожского Б.Хмельницкого и Мазепы основным геральдическим символом был трезубый якорь-крест. Входил он и в герб известного киевского митрополита Петра Могилы, запорожца П.Уманця, лубенского полковника М.Илляшенка.
В летописи гадяцкого полковника Григория Грабянки факт появления у казаков собственного герба связывают с польским королем Стефаном Баторием. «А лета 1576, - отмечает летописец, - увидев как хорошо казаки с татарами дерутся, наставил им гетмана, прислал хоругвь, бунчук и булаву, печать гербовую, рыцарей с самопалами и колпаками набекрень надетыми». И уже на первой известной военной печати 1592 года видим неизменное в дальнейшем изображение казака с мушкетом - символический образ всего славного запорожского войска и его милитарного могущества. Печать у запорожцев была округлая, сначала меньшего, а позже большего размера, а посередине был герб - казак с мушкетом. Казацкий герб представлял Запорожье перед внешним миром как внешний атрибут, как признак привилегированного статуса, как средство подтверждения казацкой вольности.
Казацкое государство Войско Запорожское взяло от Запорожья название, систему государственного устройства, военную организацию и государственную символику, в том числе герб. Весной 1648 года казака с самопалами было размещено в поле военной печати новообразованного государства Богдана Хмельницкого. С тех пор рыцарь Войска Запорожского неизменно будет представлять казацкую Украину до самого упадка Гетманства.
Герб Войска Запорожского ХVИИ ст.З Учитывая, что новое государственное образование Войско Запорожское стало использовать старый запорожский герб, Запорожье вынуждено было внести определенные поправки в его изображение, чтобы предотвратить существование одинаковых гербов в различных государственных образованиях. Запорожье добавил к старому казацкому гербу изображение копья, что должно было символизировать пограничное размещение низового государства. Вокруг печати была надпись: «Печать Славного Войска Запорожского Низового».
На военных печатях Ивана Брюховецкого и Михаила Ханенка рядом с обычной фигурой казака видим изображение копья, что должно было указывать на решающую роль Запорожья при избрании на гетманство вышеназванных претендентов на гетманскую булаву. Совсем другую символику изображено на военной печати Петра Суховиенка, получившего гетманскую булаву при поддержке крымского хана Адил-Гирея. На печати было непривычное для казаков изображение - лук с двумя стрелами. Вид нового герба не восприняли казаки. Например, дорошенковские казаки угрожали «поломать суховиевый лук и стрелы» своими «стародавними мушкетами», намекая таким образом на составную часть государственного герба Войска Запорожского - мушкет (самопал).
После отмены гетманства 1764 года «казака» заменил герб вновь созданной Малороссийской коллегии: на золотом фоне - черный двуглавый орел и гербы пяти древних княжеств (Киевского, Стародубского, Северского, Черниговского, Переяславского). Автором герба был малороссийский генерал-губернатор Петр Румянцев.
Трезубец постоянно был в употреблении и в быту украинца, в частности, в карпатских селах была традиция рисовать его на стенах или воротах во время религиозного праздника Крещения - 19 января. Так в знаках креста и трезубца сочетались христианские и языческие символы. Значение трезубца в украинского населения тройное: он является и символом государственной власти, то есть, государственным гербом; знаком национальным и знаком религиозным. Поэтому и употребляли его отдельно и в комбинациях: на монетах, Иорданах, по домам.
Герб Украинской Державы (1918) В начале ХХ в. в результате украинской национальной революции и образования Центрального совета произошло возрождение древних исторических традиций. Как государственный герб золотой трезубец на синем фоне был одобрен в феврале 1918 года Малым Советом УНР в Коростене и утвержден Центральным Советом 22 марта 1918 года. Трезубец стал фигурировать на государственных печатях, банкнотах УНР, как герб сохранился во времена гетьманства П. Скоропадского (1918 г.) и дальше Директории (1918 - 1920 гг.). После провозглашения 22 января 1919 года Акта воссоединения трезубец стал государственным гербом объединенных украинских республик - УНР и ЗУНР. В течении определенного времени трезубец был отличием и в КУГА (Красной Украинской Галицкой Армии). Позже, в 20 - 40-х гг. ХХ в., символику с изображением трезубца использовали различные политические организации Западной Украины, Буковины. В частности, золотой трезубец вошел как элемент в государственный герб Карпатской Украины, утвержденный сеймом 15 марта 1939 года.
19 февраля 1992 года после острых дискуссий Верховная Рада Украины утвердила Малый герб Украины - трезубец, знак княжеского государства Владимира Великого. А Конституция Украины, принятая пятой сессией Верховной Рады Украины 28 июня 1996 года, закрепила трезубец Малым гербом Украины.
Конституцией Украины предусмотрено, кроме малого герба, и наличие большого. Большой Государственный герб Украины, - говорится в статье 20-й, - устанавливается с учетом Малого государственного герба Украины и герба Войска Запорожского (казак с мушкетом (самопалом)).
Будем надеяться, что наконец на двадцатом году независимости будет принят закон «О Большом Государственном гербе Украины» и согласно Конституции его составной частью станет Герб Войска Запорожского - казак с мушкетом как символ нашей воли и непреодолимости.
В.В. Кукса, доц. кафедры истории