В новогоднюю ночь хочется верить в чудо. Почти каждый становится немного ребенком и под размеренные удары часов думает о заветных желаниях. Эта вера - один из драгоценных даров наших предков, которые, так же как и мы, считали, что эта ночь особенная, что она "раскрывает небо", и в эти волшебные часы можно попросить счастья. И неважно, что тогда Новый год приходил в ночь с Меланьи на Василия, то есть по современному летоисчислению с 13 на 14 января. Это же была новогодняя ночь и, так же, как и теперь, была она волшебной ...
Собственно, необычными были все святки - дни от Рождества до Крещения Господня, или Богоявления. Ведь мир в этот период живет еще некрещеным, поэтому повсюду свободно гуляют духи и даже нечистая сила, с которыми можно общаться. Особую активность нечистая проявляет в ночь на Василия и в Крещенский сочельник, поэтому тогда следует петь колядки, отпугивая врага рода человеческого и его приспешников причудливым нарядом и выходками, и гадать.
Вообще-то, гадание христианская церковь запрещает, но желание узнать свое будущее всегда преобладало и преобладает. Особенно в девушек, которые во все века стремились узнать о своих суженых.
Гадали по-разному, но всегда это было поэтическое таинство, полное надежды и не лишено определенного страха перед потусторонним.
Вот и девушки на двух широкоизвестных картинах выдающегося украинского художника Николая Пимоненка (который, заметим, более десяти лет преподавал в КПИ рисование), также пытаются увидеть свое будущее.
Первая, написанная 1888 года, так и называется - "Гадание", и изображает двух молоденьких девушек, которые гадают на воске. Они уже растопили его и вылили в холодную воду, вытащили из миски застывший комок и, подсвечивая огнем, всматриваются в причудливые тени от него на стене, думая и фантазируя, на что похожи эти контуры и что они предвещают. Трепетное пламя свечи, изменчивый свет на нежных лицах, теплые сумерки дома и синяя ночь за окном - все это создает неповторимую атмосферу ожидания чуда.
На втором полотне в 1893 года, что называется "Балабушки", - сцена гадания с собакой. Для него девушки специально пекли небольшие сладкие пончики - балабушки (иногда их еще называли кукилками). Причем воду для приготовления теста носили не у ведре или горшке, а в собственном рту. Чью балабушку первой собака съест, та и замуж первой пойдет, чью оставит - той еще год быть в девках. Поэтому лепешки делали разной формы или обвязывали разноцветными нитками - чтобы различить, где чья. На картине - самый разгар гадания. Дворовый Сирко уже несколько привык к тому, что его (!) завели (!!) в теплый дом (!!!) да еще и угощают (!!!!) и по-хозяйски взялся за ближайшую балабушку. Одна из девушек радостно всплеснула ладонями, другие - напряженно ожидают дальнейший выбор. Вместе со всеми, колыхая колыбель с младенцем, с интересом наблюдает за всем женщина в красном чепце. Ей такое гадание ни к чему - уже и муж есть, и ребенок, но, все равно, интересно ...
Правда, на балабушках гадали зачастую за месяц до нового года - "на Андрея", то есть праздник Андрея Первозванного, но на святки в некоторых регионах нашей страны также устраивали подобное - скажем, на Гуцульщине девушки, чтобы узнать какая из них первой выйдет замуж, кормили варениками кота.
... Гадают у нас и теперь. Правда, вряд ли кто-то заведет сейчас в собственную квартиру уличного пса. Арсенал средств для гадания значительно расширился - делать это можно даже с помощью компьютера. Конечно, большинство из тех, кто январским вечером пытается с помощью бабушкиных секретов разглядеть свое будущее, скажет, что все это в шутку, обычай, дань народным традициям. Но, признаемся себе: так хочется верить в чудо! Ну хотя бы на Новый год и Рождество! Давайте хорошим предсказанием поверим, и тогда они обязательно сбудутся!